Год, который мы проводили

подводя итоги прожитого, принято вспоминать как победы, так и неудачи


Начнем с последних. Самая «плохая» озвученная цифра по итогам минувшего года: 1,7 процента. Именно настолько в 2019 году снизались объемы добычи угля в Кемеровской области.

По данным департамента угольной промышленности администрации правительства Кузбасса, в прошлом году в Кузбассе добыто порядка 251 миллион тонн угля против 255,3 миллиона тонн (цифра 2018 года). И это при том, что запасов угля в Кузбассе достаточно для увеличения объемов добычи. Причины сокращения объективны: крутое падение ценового тренда на уголь (с конца 2018 — начала 2019 года) на мировых рынках, высокие логистические издержки и низкая пропускная способность железной дороги в восточном направлении. В связи с кризисом отрасли некоторые добывающие предприятия Кузбасса минувшим летом даже приостановили рабочий процесс.

Чтобы исправить положение власти Кузбасса несколько раз предлагали руководству РЖД установить скидки на перевозку угля. И железнодорожники с середины июля 2019 года временно отменили «экспортную надбавку» на перевозки энергетического угля в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги, с сентября аналогичная мера действовала на перевозку угля из Кузбасса в северо-западном направлении.

Кризис — закономерный виток любой экономики. Беспокоит тот факт, что снижение добычи произошло в Кузбассе впервые с 2010 года. Падение цен на уголь и снижение объемов добычи сказалось на задержке заработной платы некоторых предприятий. Кемеровостат еще в середине лета зафиксировал общую задолженность в размере 110 миллионов рублей, где основной массив неплательщиков был в угольной отрасли. В первую очередь пострадали предприятия, добывающие уголь энергетических марок, цены на который на мировых рынках в 2019 году значительно упали. В августе начались забастовки на шахтах «Заречная», «Октябрьская» и «Алексиевская». Руководство предприятий частично погасило долги, но ситуация до сих пор остается напряженной.

Тем не менее на фоне общего «минуса» есть недропользователи, которым вопреки кризису удалось даже нарастить темпы. Так, угольная компания «Южный Кузбасс» (входит в группу «Мечел») сообщила, что за 2019 год на ее предприятиях было добыто 8,7 миллиона тонн угля, что на 26 процентов превышает показатель 2018 года. Потребителям отгрузили около 6,5 миллиона тонн готовой продукции, это на 20 процентов превышает данные предыдущего года (также см. стр. 34).

Было место и рекордам. Бригада Игоря Малахова шахты имени Рубана АО «СУЭК-Кузбасс» установила новый рекорд российской угольной отрасли по добыче угля за год. С начала 2019 года этот коллектив выдал на-гора 6 миллионов 344 тысячи 400 тонн угля. Прежний рекорд бригады Героя Кузбасса Евгения Косьмина шахты имени Ялевского улучшен более чем на 670 тысяч тонн.

Также был зафиксирован мировой рекорд добычи горной массы экскаватором PC1250. Компания Komatsu официально подтвердила, что экскаваторная бригада Евгения Фортуны разреза «Заречный», входящего в состав разрезоуправления АО «СУЭК-Кузбасс», в 2019 году получила результат в 3 миллиона 500 тысяч тонн добытого угля. Это является наивысшим достижением для машин данного класса, работающих на угольных разрезах России и других стран.

Также, несмотря на неоднозначную ситуацию с ценами на уголь, за прошлый год существенно увеличились инвестиции в отрасль. Их объем в 2019 году составил порядка 105 миллиардов рублей, что на 7,7 миллиарда рублей больше, чем в 2018 году (2018-й — 97,261 миллиарда рублей).

Департамент угольной промышленности АКО уточняет, что 85 миллиардов рублей (или 81 процент) от общего объема инвестиционных ресурсов направлено на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий угольной отрасли Кузбасса и 20 миллиардов рублей (или 19%) на строительство новых объектов угольной отрасли.

Самый крупный проект 2019 года по переработке угля реализован в Новокузнецком районе. ОФ «Увальная» проектной мощностью 5 миллионов тонн введена в эксплуатацию в январе 2019 года, а на полную мощность заработала осенью.

А еще в Кузбассе в прошедшем году впервые за пределами Германии был собран немецкий карьерный автосамосвал Liebherr Т264 и запущен в работу на разрезе «Первомайский». Комплектующие запчасти полностью собрали в боксе ООО «Шахтоуправление «Майское» силами специалистов предприятия. В дальнейшем планируется изготовление серии таких самосвалов для предприятий нашего региона и других субъектов страны. Liebherr заявила о намерении поставлять самосвалы кузбасской сборки и в другие страны, например в Монголию и Казахстан

Год вообще стал плодотворным для внедрения инновационной техники на предприятиях региона. На шахте «Листвяжная» (входит в состав «СДС-Уголь») в минувшем году состоялся запуск пока единственного в России беспилотного грузовика (также см. стр. 46).

С другой стороны, «Кузбасс­разрезуголь» в минувшем году стала первой компанией в отечественной угольной отрасли, которая начала внедрять системы контроля усталости водителей карьерной техники. Интеллектуальная система реагирует при первых же признаках усталости водителей, подавая предупредительный сигнал. Тем самым она помогает поддерживать уровень внимания, необходимый при многочасовой работе и выполнении монотонных задач. Для начала было приобретено 3 комплекса контроля состояния водителей «ОКО Майнинг», но в будущем планируется закупить более 60 комплексов на сумму 12,6 миллиона рублей.

Еще один интересный инновационный проект реализован на «Кемеровохиммаше» в сотрудничестве с ХК «Сибирский деловой союз» и японской компанией Fanuc Corporation, которая активно занимается производством и внедрением роботизированной техники в России. Это робототехнический комплекс производства воздушных резервуаров тормозной системы грузовых вагонов и цистерн. Стоимость комплекса составляет 12 миллионов рублей, общая сумма реализации инвестиционного проекта освоения производства воздушных резервуаров — 22 миллиона рублей.

Губернатор Кемеровской области поручил департаменту промышленности совместно со специалистами Fanuc в кратчайшие сроки провести диагностику промышленности всего региона для определения возможностей дальнейшего введения роботизации в технологический процесс.

В рамках долгосрочного контракта «ЕВРАЗ» и Air Liquide запустили в Новокузнецке строительство двух воздухоразделительных установок (ВРУ), которые будут поставлять кислород, азот и аргон для технологических нужд «ЕВРАЗ ЗСМК». Air Liquide инвестирует около 130 миллионов евро в строительство двух современных ВРУ. Это позволит повысить энергоэффективность, создать новые рабочие места и, что особенно важно, сделает производственный процесс «ЕВРАЗа» в Новокузнецке более экологичным. Старт производства ожидается в 2021 году.

Эти и многие другие проекты были осуществлены на основе региональной платформы «Чистый уголь — зеленый Кузбасс», запущенной в 2019 году (также см. стр. 11). Этот региональный экологический стандарт провозглашает вложение инвестиций в «зеленую» экономику, развитие транспортной инфраструктуры, применение высокотехнологичных услуг рекультивации, современные системы добычи угля и робототехники, энерго- и ресурсосбережение, а также развитие науки региона.

Под этим брендом в Кузбассе в минувшем году впервые в России начали разработку регионального экологического стандарта. Сформированы экологические паспорта всех предприятий первой категории опасности, которых на территории Кузбасса около 200. В паспорта входят данные о границах санитарно-защитных зон, технологических нормативов и «дорожные карты» по повышению экологической эффективности добычи или переработки угля. Стандарт создается для ранжирования предприятий в зависимости от уровня экологический эффективности применяемых природоохранных технологий. Именно в 2019 году губернатору КО удалось добиться того, чтобы выдача лицензий на пользование недрами осуществлялась с учетом мнения региона. При этом в лицензии прописывают все возможные условия, предусмотренные законодательными актами и нормативными документами, по обеспечению промышленной безопасности, охране недр и окружающей среды.


Евгения Райнеш


2024-МАЙНИНГ