Движение вперед
Актуальная техника для горнодобывающих предприятий
Для успешной конкуренции на рынке горнодобывающей промышленности научно-техническим центром ОАО «БЕЛАЗ» разрабатываются перспективные направления развития карьерной техники, которые соответствуют основным ожиданиям горняков — работающие в хозяйстве машины должны быть надежными, производительными, экономичными, экологичными.
Карьерные самосвалы с перспективной электротрансмиссией
В 2019 году модельный ряд набирающих популярность карьерных самосвалов с электромеханической трансмиссией переменного тока пополнился новыми моделями.
Семейство машин 7558 расширилось за счет карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558С с инновационным вентильно-индукторным приводом. Увеличилось количество производителей трансмиссии для серии БЕЛАЗ-7558, в результате введены в эксплуатацию два новых самосвала с трансмиссией компании «Сибэлектропривод» БЕЛАЗ-7558D и General Electric БЕЛАЗ-7558F.
Большие надежды возлагаются на новую 180-тонную машину БЕЛАЗ-75182, в составе которой применен современный привод переменного тока General Electric. Сегодня машина прошла испытания и подготовлена к отгрузке потребителю. Выпущен 360-тонный самосвал БЕЛАЗ-75605, также с приводом от этого производителя. Первая партия из 10 самосвалов начала свою работу на разрезах российской угольной компании УК «Кузбассразрезуголь».
Расширилась линейка 240-тонных самосвалов за счет изготовления новой модификации БЕЛАЗ-7531В. На самосвале установлен привод переменного тока с узлами от белорусских и российских разработчиков. Сегодня эффективность работы самосвала подтверждается заводскими испытаниями.
В ближайшее время пополнится семейство самых больших самосвалов — ведутся пусконаладочные работы карьерного самосвала БЕЛАЗ-75711. На машине применена перспективная трансмиссия от российского производителя.
Продолжаются работы по совершенствованию собственных конструкций в системах управления тяговым электроприводом. Один из примеров — разработка и применение системы бесконтакторного управления тяговым электроприводом в самосвалах с трансмиссией переменно-постоянного тока, что в результате повысило надежность узла и, как следствие, эффективность самосвала в целом. В настоящее время разработка проходит комплекс эксплуатационных испытаний на карьерных машинах грузоподъемностью 130 и 220 тонн.
Для серии БЕЛАЗ-7558 разработан шкаф управления тяговым электроприводом переменного тока, изготовлена и прошла испытания новая модель 90-тонного карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558В.
Карьерные самосвалы с новым модельным рядом двигателей
Для расширения типоразмерного ряда карьерных самосвалов с двигателями от ведущих мировых производителей научно-техническим центром проделана большая работа по адаптации дизелей компании Weichai для работы в составе карьерной техники БЕЛАЗ. Сегодня дизелями китайского производителя оборудованы карьерные самосвалы БЕЛАЗ-75589 грузоподъемностью 90 тонн и 220-тонный БЕЛАЗ-7530G, на очереди 136-тонный БЕЛАЗ-7513D.
Возобновляются контакты с российским производителем двигателей — компанией ЯМЗ. В настоящее время 55-тонный карьерный самосвал с дизелем ЯМЗ Э845.1011 прошел заводские испытания и готов к отгрузке потребителю.
Ведется подготовка к изготовлению карьерного самосвала БЕЛАЗ-75584 с двигателем компании MTU.
Еще одно направление в работе специалистов ОАО «БЕЛАЗ» связано с ужесточением экологических норм по выбросам вредных веществ автомобильным транспортом. На предприятии завершается сборка карьерного самосвала БЕЛАЗ-75321 грузоподъемностью 290 тонн с дизелем, который соответствует высокому экологическому стандарту Tier IV.
Газификация карьерного транспорта
Научно-технический центр предприятия продолжает осваивать новое направление в производстве и эксплуатации карьерного транспорта, использующего в качестве топлива природный газ. Карьерные самосвалы с этой технологией позволяют не только экономить средства, но и улучшить экологию в местах работы машины.
В настоящее время самосвал с газопоршневым двигателем БЕЛАЗ-75746 проходит эксплуатационные испытания в Архангельской области, ПАО «Севералмаз». Ведутся работы над созданием 90-тонника с двигателем Weichai на газовом топливе.
В дальнейших планах ОАО «БЕЛАЗ» при сотрудничестве с российскими компаниями — создание машины грузоподъемностью 136 тонн с газопоршневым двигателем на базе дизельного двигателя Cummins КТА 50-С в 2020 году.
Электрификация карьерного транспорта
Направление по применению в составе машины альтернативного источника энергии так же, как и предыдущее, направлено на снижение себестоимости перевозок. Среди разработок:
- дизель-троллейвоз — карьерный самосвал, который на определенном участке карьерной дороги в качестве источника энергии использует внешний источник электрической энергии, за счет этого увеличивается скорость карьерного самосвала и экономится дизельное топливо — основной источник затрат при добыче полезных ископаемых открытым способом;
- электротроллейвоз — карьерный самосвал, который в основном использует внешний источник энергии от троллейных линий и только в местах погрузки и разгрузки переходит на собственный источник питания в виде аккумуляторных батарей;
- самосвал-электровоз — карьерный самосвал, который в качестве источника энергии использует тяговые аккумуляторные батареи.
Реализация первых двух разновидностей карьерных самосвалов уже идет на ОАО «БЕЛАЗ». Для проведения испытаний, настройки оборудования, проведения исследовательских работ на территории заводского полигона планируется установить контактную троллейную линию общей протяженностью 504 метра. Ведутся работы по созданию системы управления троллейвозным оборудованием собственного производства для создания дизель-троллейвоза на базе карьерного самосвала БЕЛАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн.
В 2020 году специалисты НТЦ вплотную приступили к разработке карьерных самосвалов, которые в качестве силовой установки будут использовать блок аккумуляторных батарей.
Роботизация карьерного транспорта
Работая на перспективу в развитии конструкции карьерных самосвалов большой грузоподъемности, специалисты ОАО «БЕЛАЗ» серьезно занимаются темой повышения степени автоматизации труда водителя-оператора. К высшей стадии автоматизации работ можно отнести разработку роботизированных карьерных самосвалов. Сегодня предприятием совместно с российским партнером — компанией АО «ВИСТ ГРУПП» — разработаны, изготовлены и отгружены потребителю два карьерных самосвала БЕЛАЗ грузоподъемностью 136 тонн с интеллектуальной роботизированной системой управления — БЕЛАЗ-7513R.
Наряду с роботизацией карьерных самосвалов на ОАО «БЕЛАЗ» занимаются и роботизацией погрузочных средств. Сегодня изготовлен и проходит испытания первый образец фронтального погрузчика БЕЛАЗ-78250 с дистанционным управлением.
Удаленное управление роботизированной техникой БЕЛАЗ (БЕЛАЗ-7513R и БЕЛАЗ-78250), находящихся на полигоне предприятия, было наглядно продемонстрировано в июле 2019 года с территории международной выставки «Иннопром», Екатеринбург (Россия). Расстояние, на котором осуществлялось управление, составило более 2 тысяч километров.
В дальнейших планах развития роботизации карьерных самосвалов — создание робота-челнока, в котором будет отсутствовать кабина оператора. Производительность техники увеличивается за счет уменьшения времени цикла перевозки горной массы (отсутствуют маневры разворотов при постановке транспортного средства под погрузку и разгрузку).
Интеллектуальный карьер
Бурное развитие электроники и IT-технологий затронуло все сферы деятельности, включая горную промышленность и машиностроение. Благодаря этому в научно-техническом центре предприятия продолжаются работы по разработке единой системы мониторинга, анализа данных и диспетчеризации под названием «Интеллектуальный карьер».
При помощи этой технологии руководство горнодобывающего предприятия, сервисные службы в режиме реального времени получают полную информацию о работе карьерных машин. Помимо этого, система интеллектуального карьера анализирует техническое состояние транспортного средства, его производительность, условия эксплуатации, принимает оптимальные решения по проблемным вопросам, возникающим в процессе работы, а при помощи системы диспетчеризации осуществляется управление всем парком техники, задействованным в процессе.
Технология особенно эффективна для управления парком роботизированной техники. В этом случае количество людей, задействованных в работе, сокращается до минимума, а основную деятельность по добыче полезных ископаемых выполняет система «умного» карьера.
Аэродромная техника
Сегодня ОАО «БЕЛАЗ» готовится вывести на рынок модельный ряд техники для обслуживания аэропортов. Прежде всего это касается аэродромных тягачей. Две машины серии БЕЛАЗ-7427 для буксировки самолетов с взлетной массой до 600 тонн (модели БЕЛАЗ-74270 и БЕЛАЗ-74271) изготовлены на предприятии, прошли заводские и эксплуатационные испытания и полностью соответствуют техническим требованиям IATA. По сравнению с предыдущим поколением машин, разработка которых началась еще в 70-х годах, современные аэродромники получили абсолютно новую компоновку и целый ряд привлекательных для потенциального заказчика технических решений.
В перспективе производственная линейка аэродромных тягачей предприятия пополнится очередными, востребованными на рынке машинами.
Осуществляется сборка аэродромного тягача для буксировки воздушных судов 2-го класса с взлетной массой до 150 тонн (БЕЛАЗ-54010).
Проектируется машина для буксировки воздушных судов 3-го класса с взлетной массой до 260 тонн (БЕЛАЗ-64020), которая в перспективе полностью заменит серийно выпускаемую модель БЕЛАЗ-74212.
Максим Кучко, начальник КБ Анализа и преспективного планирования ОАО «БЕЛАЗ»