2024 Стройимпорттехника


Вклад Кузбасса в Победу

Вспоминаем события прошедших лет


Эта статья — напоминание о тех страшных днях, потерях и достижениях наших земляков в годы войны.

Великая Отечественная война явилась самым тяжелым и трагическим испытанием для нашей страны (СССР) в минувшем столетии. Война вошла практически во все дома, затронула каждого человека.

За годы войны было убито более 26 миллиона советских граждан, десятки миллионов были эвакуированы из родных мест на восток. Были и трагедии окружения, плена и неудач в первые месяцы войны.

В сентябре 1945 года в газете «Правда» было напечатано сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию последствий оккупации:

«Полностью или частично было разрушено и сожжено 1710 городов и более 10 тысяч сел и деревень, сожгли и разрушили свыше 6 миллионов зданий и лишили крова около 25 миллионов человек, разрушили 31 850 промышленных предприятий. Разорили и разграбили 98 тысяч колхозов, 1 876 совхозов и 2 890 машино-тракторных станций, зарезали, отобрали или угнали в Германию 7 миллионов лошадей, 17 миллионов голов крупного рогатого скота, 20 миллионов голов свиней»

Ущерб оценивался в астрономические 679 миллиардов рублей — это примерно пять годовых бюджетов современной России. Но армия и народ выстояли, демонстрируя образцы мужества, терпения и героизма. Человеческий фактор, психология советских людей сыграли важную роль в достижении Победы.

В суровые годы ВОВ славный героический путь прошли 332 тысячи сыновей и дочерей Кузбасса. Практически каждый второй из них не вернулся. Но без подвига не было бы Победы. Не случайно сибирские части всегда направляли на ответственейшие участки сражений, где решалась судьба Родины. Неувядающей славой покрыли себя сибиряки в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Курской дуге, при форсировании Днепра и штурме Берлина. За особо выдающиеся подвиги в годы войны 199 наших земляков были удостоены звания Героя Советского Союза, из них 59 человек — посмертно.

Но без подвига тыла не было бы Победы.

В Кузбасс эвакуировали 50 промышленных предприятий из Горловки, Рубежанска, Шостоки, Каменского, Харькова, Запорожья, Мариуполя, Орехово-Зуева и других городов. Кузбасс стал крупным центром заводской промышленности.

После оккупации Донбасса, а затем и Подмосковного бассейна, центр тяжести добычи угля переместился в Кузбасс. Необходимо отметить, что накануне войны 57,5% всего угля и 77,5% угля, пригодного для коксования, страна получала из Донбасса.

На угольную промышленность Кузбасса легла ответственейшая задача — снабдить в необходимом количестве коксующимся углем металлургические заводы Сибири и Урала, производящие высококачественный металл для военной промышленности.

Главное задание Ставки Верховного главнокомандования для Кузбасса было спрессовано в одном слове — уголь. Есть уголь — есть металл. Есть металл — есть танки, орудия, боеприпасы. Мирный бой шел за каждую тонну угля, металла.

Военное положение, острая нехватка рабочей силы, продовольствия (часть зарплаты шахтерам выдавали пайком), одежды и обуви определяли режим работы и весь уклад шахтерской жизни. Рабочий день под землей зачастую длился 10-12 часов, были отменены отпуска, выходные дни, установлена карточная система на продукты питания. Инженерно-технические работники шахт находились на казарменном положении. Административно-бытовые комбинаты стали для них домом. Спали прямо в кабинетах по четыре-пять часов в сутки. Да и этот сон был условный: беспрерывно звонил телефон.

На шахтах бассейна поистине развернулось всенародное движение двухсотников и трехсотников. Люди стали жить подчиняясь лозунгу: «Все для фронта, все для Победы!»

Первый год Великой Отечественной войны завершился в Кузбассе увеличением добычи угля на 18,9%, ее объем достиг 25,1 миллиона тонн, на 15,1% выросла добыча коксующихся углей.

Но уже в последние месяцы первого военного года добыча угля пошла на убыль. С октября по декабрь 1941 года среднемесячная добыча угля в бассейне упала с 2 287 тысяч тонн до 1 825 тысяч тонн. 1942 год оказался самым трудным. Объем добычи угля уступал не только 1941 году, но и предвоенному 1940 году. Кузбасс дал стране всего 20,9 миллиона тонн угля — 99,3% довоенной добычи. В то же время в 1942 году за счет кузбасского угля удовлетворялось 76,5% всех потребностей металлургии, 50,4% — авиационной промышленности, 41% — промышленности боеприпасов, 42% — железнодорожного транспорта.

В этой сложной для отрасли ситуации ГКО, правительство оказывали серьезную помощь угольным предприятиям. В Кузбасс дополнительно направлялось значительное число рабочих. Дефицит рабочей силы покрывался не только за счет внутренних резервов, но и за счет сельского населения Омской области, Алтайского края, республик Средней Азии, а также за счет группы лиц, труд которых носил принудительный характер. Существенно укреплялась материально-техническая база бассейна.

Только в 1944 году Кузбасс получил 45 электровозов, 370 скреперных и колонковых лебедок, 40 станков, 3 200 вагонеток, 450 конвейеров и много другой техники и шахтного оборудования.

Серьезную помощь в обеспечении шахтеров продовольственными и промышленными товарами оказывали руководители партии и правительства, в первую очередь — Микоян. Являясь заместителем председателя Совнаркома и наркомом торговли, он находил возможность выделить Кузбассу из скудных резервов дополнительные тонны масла, хлеба, обувь и одежду. Вопросы питания рабочих угольной промышленности рассматривались оперативно, и обозначенные в проектах нормы никогда не сокращались. Нехватка продовольствия особенно остро ощущалась в конце 1941 и первой половины 1942 года.

С 1 сентября 1942 года для машинистов и помощников машинистов врубовых машин, забойщиков, навалоотбойщиков, навальщиков, бурильщиков, посадчиков кровли, крепильщиков лав были установлены повышенные нормы отпуска продуктов: мясо и рыба — 3,2 кг в месяц; жиры 0,9 кг в месяц; крупа — 2 кг в месяц; хлеб — 1 кг в день. Перевыполняющие норму обеспечивались вторым горячим блюдом.

С 15 июня 1943 г. добывающим коксующийся уголь было разрешено выдавать холодные завтраки сверх установленных норм (200 гр хлеба, 50 гр сала, 10 гр сахара).

Как вспоминал В.П. Романов: «После голодной зимы 1941 года изменилось отношение шахтеров к сельскому хозяйству. На шахтах организовывали продовольственные цеха, в которых содержались коровы, свиньи и даже козы»

Экстремальные условия войны наложили негативный отпечаток на управляемость нашим промышленным потенциалом, очень важным в стратегическом отношении. В результате 26 января 1943 года была образована Кемеровская область, в состав которой вошли 9 городов и 21 район с населением 42,1% от всех жителей Новосибирской области.

В результате всех этих мер в 1943 году в бассейне было добыто 24,9 миллиона тонн кузнецкого угля, на 4 миллиона тонн больше, чем в 1942 году, а в последний год вой­ны — 1945 — почти 29 миллионов тонн.

Надо помнить, что за этими достижениями стояли нечеловеческий труд и кровь шахтеров. За годы войны на шахтах Кузбасса погибло около 2 500 шахтеров.

За высокие производственные успехи в выполнении государственных планов в военные годы тысячи шахтеров были награждены орденами и медалями, а 24-м в 1948 году было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Но не только шахтеры ковали в тылу Победу. Неоценим вклад трудящихся Кузнецкого металлургического комбината. До войны комбинат специализировался на выпуске рельсов и другого рядового металла.

Задание на освоение производства танковой брони было получено в ночь с 23 на 24 июня 1941 года. В сентябре 1941 года из обычных мартеновских печей пошла очень качественная сталь. Была освоена и новая технология проката бронелиста. Каждая третья тонна чугуна, четвертая тонна стали и проката в 1942 году были выданы Кузнецким комбинатом. В сентябре 1942 года прокатчики освоили выпуск балок специального профиля для «катюш».

За годы войны кузнецкие металлурги выдали столько стали, сколько достаточно было для изготовления 50 тысяч тяжелых танков, 45 тысяч самолетов и 100 миллионов снарядов.

Огромный вклад в общую победную копилку внесли и труженики Кемеровского коксохимического завода, завода «Химпром», строители треста «Кемеровотяжстрой».

За героическую, тяжелейшую работу в годы войны многие коллективы были удостоены высших государственных наград, а Кузнецкий металлургический комбинат был награжден орденом Ленина, Трудового Красного Знамени и полководческим орденом Кутузова I степени.

Не отставали от промышленников, строителей и труженики сельского хозяйства. Несмотря на все трудности, полевые работы проводились в срок, хоть большую часть работ селяне вели конным плугом и рядовыми сеялками. А сеяли, между прочим, почти столько же как и сегодня. Порой селяне отрывали хлеб у своих детей, но кормили и фронт, и тыл. Они понимали, что только сытый солдат хорошо воюет.

За получение высоких урожаев в годы войны и в первые послевоенные годы большая группа селян области в 1949 году была удостоена звания Героя Социалистического Труда.

За годы войны было построено и реконструировано 20 шахт с годовой добычей 5 млн. тонн, введено в эксплуатацию 5 крупных обогатительных фабрик, сданы в эксплуатацию алюминиевый и ферросплавный заводы в Новокузнецке, машиностроительные заводы в Кемерове, Анжеро-Судженске, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске, Киселевске. Валовая продукция промышленности Кузбасса выросла в три раза.

Самоотверженный труд наших земляков был отмечен высокими наградами Родины. Орденами и медалями Советского Союза были награждены 18 118 работников промышленности и сельского хозяйства, 20 — были удостоены Государственной премии.

Спасибо вам, уважаемые ветераны, за ваши ратные и трудовые подвиги. Здоровья вам и долгих лет жизни.

Николай Маньшин,  директор Фонда «Шахтерская память» имени Романова