Обзор СМИ


Неприморские угольщики: большинство стивидорных компаний в регионе зарегистрированы в Москве или офшорах
26.04.2020


По данным Росприроднадзора, в Приморском крае деятельность по перевалке угля ведут 16 компаний, из которых две находятся во Владивостоке, семь в Находке, пять во Врангеле и по одной в Хасанском и Шкотовском районах. В 2019 году они вместе перевалили более 60 млн тонн угля, а штрафов за нарушение экологических норм заплатили чуть больше 7 млн рублей.

Объёмы перевалки угля постоянно растут, в основном он идёт на экспорт в страны АТР. Жители Приморского края требуют прекратить угольную перевалку, от которой страдает и природа, и население.

Все компании, которые переваливают уголь, являются налоговыми резидентами Приморья и платят налоги здесь, но почти все стивидоры являются только «посредниками» – они не участвуют в добыче угля, в его транспортировке и продаже. Этим ведают другие юридические лица, в лучшем случае зарегистрированные в Москве, но чаще – на Кипре. 12 из 16 компаний, которые переваливают уголь в Приморье, имеют конечных бенефициаров за пределами региона.

Компании, которые работают в крае, но зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге или других городах, платят налоги на прибыль и акцизы в их бюджеты. В казну Приморья поступают налоги на имущество, транспорт и НДФЛ. В 2019 году стивидоры заплатили в краевой и муниципальные бюджеты чуть меньше 8 млрд рублей.

Владивосток

Во Владивостоке всего два порта, торговый и рыбный, — и оба переваливают уголь. ПАО «Владивостокский морской торговый порт», входящее в активы Группы «Сумма», но зарегистрированное как самостоятельное общество во Владивостоке, за 2019 год перевалило 1,3 млн тонн угля.

ОАО «Владморрыбпорт», контрольный пакет акций которого принадлежит ООО «Геотэкс» из Москвы, – 1,18 млн тонн. Торговый порт при этом привлекали к административной ответственности один раз – Росприроднадзор выявил несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1 КоАП РФ).

Уголь переваливают на открытых площадках, хотя в рыбном порту поставили экраны и установили водяные пушки. Тем не менее жители района мыса Голдобина регулярно жалуются на чёрные осадки и угольную пыль.

Врангель

Самым крупным стивидором в крае является АО «Восточный порт» во Врангеле. На сайте компании последняя публикация об аффилированных лицах датирована 2015 годом, а 100% акций у офшорной компании с пропиской на Кипре – «Старлайон Лимитед». По данным ИАС Seldon.Basis, управляющей компанией стивидора является ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» Искандера Махмудова.

За 2019 год объём перевалки на причалах «Восточного порта» составил 25,51 млн тонн угольной продукции. Согласно официальным данным, этот показатель на 5,2%, или 1,25 млн тонн, превысил объём 2018 года, который составлял 24,25 млн тонн угля.

Траты на меры социальной поддержки у компании беспрецедентные — миллиардные отчисления в специализированные фонды, проведение общественных мероприятий во Врангеле и Находке, огромные инвестиции в системы пылеподавления. Это единственный угольный порт в Приморье, где есть закрытые площадки для хранения и транспортировки угля.

Тем не менее вокруг порта лежит слой чёрной жирной копоти. Как рассказал президент ПКОО «Надежда» Артём Трембовлев на заседании общественного совета по проблемам экологии, меры, предпринимаемые стивидором, не дают ожидаемого результата.

«Что касается ситуации в «Восточном», то одно из направлений работы с населением связано с каким-то безумным пиаром, – сказал Артём Трембовлев. – И люди, которые говорят о том, что проблема существует и никуда не девается, получают в ответ комментарии вроде «порт должен работать, смиритесь с угольной пылью. Если хотите жить в экологически чистой среде, то переезжайте отсюда». Это, конечно, не официальная позиция «Восточного порта». Но все прекрасно понимают, кто и что защищает».

Мониторинг деятельности порта в ежедневном режиме ведут жители Врангеля. Судя по фотографиям, активнее всего порт работает по ночам. А в утренних сумерках из акватории выходят буксиры, которые разгоняют угольную плёнку на воде. Как говорят жители Врангеля, краткие передышки им дают проверки Росприроднадзора. Накануне приезда проверяющих порт сильно сокращает объём работы.

Помимо «Восточного порта», во Врангеле работают ещё несколько стивидоров. ООО «Восточно-уральский терминал», которое сейчас в процессе реорганизации, перевалило 4,55 млн тонн в 2019 году. Одна из компаний-учредителей его зарегистрирована в Москве.

ООО «Стивидорная компания "Малый порт"» – 2,749 млн тонн угля за 2019 год. Среди учредителей — АО «СУЭК» (Сибирская угольно-энергетическая компания) с московской пропиской и кипрский офшор «Фамелла Инвестментс Лимитед».

ООО «Восточная стивидорная компания» (1,575 млн тонн в 2019 году) также находится в управлении кипрского офшора – единственным владельцем числится «Нэшнл Контейнер Холдинг Компани Лимитед», а управляющей компанией является ООО «УК Глобал Портс», которая в свою очередь принадлежит компании с ограниченной ответственностью «Глобал Портс Инвестментс ПЛС».

И, наконец, ООО «Восточный лесной порт» принадлежит предпринимателю из Амурской области Николаю Бобрышеву. В его сфере деятельности также лесозаготовка и добыча полезных ископаемых. Стивидор перевалил совсем немного, по сравнению с остальными, но всё же 444,7 тысячи тонн в 2019 году.

Находка

Больше всего компаний, переваливающих уголь, сосредоточено в порту Находка. Всего их здесь семь. АО «Находкинский морской торговый порт» – крупнейшая стивидорная компания на этой акватории. В 2019 году они перевалили 11,61 млн тонн грузов, что на 13,6% превышает показатель 2018-го. В том числе перевалка угля выросла на 15,7% – до 9,449 млн тонн. Информации об аффилированных лицах найти не удалось, однако известно, что Evraz в июне 2017 года закрыл сделку по продаже 100% АО «Евраз Находкинский морской торговый порт» (с 22 января 2018 года – «Находкинский морской торговый порт») основному акционеру холдинга – кипрскому Lanebrook Limited за $354,4 млн. Lanebrook принадлежит 63,79% акций Evraz. Конечными бенефициарами компании являются Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов, Геннадий Козовой, Александр Вагин и Евгений Швидлер.

ОАО «Терминал Астафьева» в 2019 году перевалило 2,949 млн тонн. Это одна из немногих компаний с полностью приморским капиталом – 27,81% акций у Руслана Кондратова, который является и гендиректором компании, а ещё 28,78% – у его же компании «Аква-ресурсы».

ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» — 1,437 млн тонн в 2019 году. Входит в ООО «Портовый холдинг», зарегистрированное в Москве.

Сведения об акционерах АО «Дальмормонтаж» найти не удалось. Стивидор перевалил в 2019 году 1,007 млн тонн.

АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» – тоже приморская компания. Основным акционером является АО «Приморский завод», где контрольный пакет акций, в свою очередь, держат на двоих Андрей и Николай Заварзины. Стивидор перевалил 726 тысяч тонн. Деятельность этой компании пыталась через суд приостановить транспортная прокуратура — как раз за невыполнение экологических требований. Однако решение суда было оспорено, работа компании продолжается.

ООО «Порт Ливадия» владеет Максим Васильев из Находки. Это совсем небольшой стивидор – 267 тысяч тонн за 2019 год.

ООО «Геомар» – тоже местный и тоже с небольшим количеством перевалки – 279 тысяч тонн.

Последним сдалось АО «Находкинский морской рыбный порт», три четверти акций которого принадлежит хабаровским компаниям – 4,4 тысячи тонн.

Суммарно на находкинских причалах за 2019 год было перевалено 16,2 млн тонн угля.

По Находке с 2017 по конец 2019 года было внесено более 60 представлений. В суд направлено 45 исковых заявлений. В отношении виновных должностных и юридических лиц возбуждено более 130 дел об административных правонарушениях. По материалам проверок транспортного прокурора расследуется два уголовных дела по факту загрязнения воздуха и морской среды в Находке. Отдельно стоит упомянуть деятельность ООО «Порт Восточные ворота — Приморский завод» – транспортная прокуратура пыталась добиться приостановки деятельности компании в связи с многочисленными нарушениями экологических требований, но тщетно. Пока дело рассматривалось в первой инстанции, стивидор продолжал работать.

Посьет

Посьет — посёлок небольшой, населения меньше двух тысяч жителей. Работает один стивидор, АО «Торговый порт Посьет», который в 2019 году перевалил около 5,5 млн тонн угля. «Торговый порт Посьет» входит в транспортный дивизион Группы «Мечел» под управлением ООО «УК Мечел-Транс» с головным офисом в Москве.

«Порт нацелен на дальнейшее сохранение благоприятных экологических условий в посёлке Посьет. Из девяти наилучших доступных технологий, которые могут применяться на угольных терминалах, нами реализовано семь. Ещё две находятся в высокой степени готовности – это пылеподавление пеной и установка пылеветрозащитных экранов. С завершением их монтажа, а также с запуском судопогрузочной машины мы сможем констатировать применение в порту Посьет всех рекомендованных государством НДТ», – отметил генеральный директор «УК Мечел-Транс» Алексей Лебедев.

Как говорится на сайте компании, АО «Торговый порт Посьет» является одним из четырёх специализированных угольных терминалов в России и одним из двух в Приморском крае. Инвестиции Группы «Мечел» в создание высокотехнологичного терминала превысили 4 млрд рублей.

Приехав туда зимой, когда на акватории ещё стоял лёд, корреспондент VL.ru увидел, как «наилучшие технологии» не способны бороться с угольным загрязнением акватории. Чёрный лёд в порту — явный показатель неэффективности работы стивидора. Водные пушки и вагоноопрокидыватель действительно есть. Только горы угля на причалах раза в полтора выше этих пушек. Нет даже сеток, а до ближайшего жилого дома не более 100 метров от забора порта.

Местные жители говорят, что хорошо бы закрыли его. Люди имеют в виду не сам порт, конечно, а угольную перевалку. К чёрному льду тут тоже, вроде, привыкли. Этой зимой, оказывается, даже не очень грязно.

«Это сейчас, считайте, чисто, – говорит житель Посьета Сергей. – Когда ветер дует сильный зимой, уголь долетает до Краббе. Лёд ломают буксиром, наверное, чтобы не было видно черноты. Летом пыль летит на дома. Люди не жалуются, потому что возле порта как раз портовские дома и стоят, там все работают, кто будет жаловаться? Но фасады пыльные, машины тоже пыльные. Порт не закроют, конечно, Москва не даст. А Москва у нас самая главная».

Раньше в Посьете переваливали металлолом, реже – рыбу. В последние несколько лет причалы только под уголь, других грузов нет. Длинные товарные составы из открытых вагонов с маркировкой «Мечела» тянутся в порт. Рыбы, говорят местные, стало мало, экология ухудшилась.

Транспортная прокуратура в феврале инициировала проверку сообщений СМИ о деятельности порта. В ходе проверки установлено, что указанная стивидорная компания не использовала в достаточном количестве для пылеподавления снегогенераторы и водяные пушки. Ежедневный контроль влажности угля не проводился, постоянное получение прогнозов погоды для корректировки производственной деятельности не организовано. Также отсутствовали пологи для защиты водного объекта от угольной пыли. Подъездные пути к грузовым складам, помещениям пересыпных станций и причальные сооружения были загрязнены угольной пылью, своевременная уборка территории не организована, имелись просыпания груза через переносные разделительные и подпорные стенки. По постановлениям транспортного прокурора Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора акционерное общество «Торговый порт Посьет» и его должностное лицо привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и истощение) в виде штрафов на общую сумму 200 тысяч рублей.

Помимо этого, по постановлению прокурора стивидорная компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ (осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы), и оштрафована на 100 тысяч рублей.

Подъяпольское

В Шкотовском районе пылит ООО «Порт Вера», которое уже оштрафовали на полмиллиона рублей в начале года. Объект начали строить в 2018 году, причём поэтапно. Как ранее писал VL.ru, терминал планировали делать полностью закрытым.

Примечательно, что объект находится в стадии строительства, но уже введён в эксплуатацию и получил разрешение на перевалку. К компании тоже есть претензии по пылеподавлению, несоответствию фактической деятельности тем решениям, которые заложены в проектной документации, прошедшей экспертизу. По этим фактам возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц. По заверениям руководителя компании, в апреле должны ввести в эксплуатацию вагоноопрокидыватели, в июле – полкилометра ветрозащитных сооружений. Но этот терминал хотя бы расположен подальше от жилых поселений, в отличие от Находки и Посьета.

Бенефициаром терминала в Подъяпольском является УК «ВостокУголь», связанная с госкорпорацией «Ростех». Прописка всех связанных с угольной историей компаний, конечно, в Москве.

Грузооборот за 2019 год составил около 1,4 млн тонн угля, а к 2022 году владельцы хотят вывести терминал на проектную мощность — 20 млн тонн в год.

Проектом, как указывается на сайте «ВостокУголь», предусмотрены все современные методы экологической защиты, которые в том числе определены правительством РФ в перечне наилучших доступных технологий.

В комплекс защитных мер входят аспирационные установки очистки воздуха и пылеподавления на всех крытых объектах и оборудовании, лафетные системы водяного пылеподавления в местах открытой перегрузки, системы генерации лёгкого водяного тумана, притягивающего пыль во время работы машин, конвейеры закрытого типа, многоступенчатые установки раздельной очистки каждого типа стоков, по всему периметру складских зон предусмотрена установка 20-метровых ветрозащитных барьеров.

По факту же «Порт Вера» пока ведёт обычную перевалку угля открытым способом, нарушая экологическое законодательство и требования государственной экологической экспертизы.

Вместо послесловия

В федеральном законодательстве нет термина «закрытая перевалка угля» – Минтранс считает это избыточным. Несмотря на заявление Владимира Путина о переходе к 2021 году на закрытую перевалку, в официальном документе содержится требование о законодательном установлении обязанности применения «современных технологий перевалки угля, соответствующих международным стандартам по пылеулавливанию и пылеподавлению», что совсем не одно и то же.

В связи с отсутствием термина в законодательстве Росприроднадзор не ведёт учёт компаний по принципу открытости и закрытости перевалки.

https://www.newsvl.ru/vlad/2020/04/24/189569/


2024-МАЙНИНГ