Обзор СМИ


Корректировка потерь
29.04.2020


Учёные разработали меры по предупреждению утраты сыпучих грузов при перевозке их по железной дороге

Елена Псеровская, завкафедрой «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав» Сибирского госуниверситета путей сообщения, к.т.н.

Кафедрой «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав» Сибирского госуниверситета путей сообщения в конце апреля завершены комплексные исследования, касающиеся утраты сыпучих грузов при транспортировке, а также разработаны меры по предупреждению этого негативного фактора.

– Елена Дмитриевна, перевозка без потерь в открытом подвижном составе навалочных грузов, прежде всего, угля – эта тема особенно актуальна для нашей магистрали. С чем связаны потери?

– Каменный уголь является абсолютным лидером в номенклатуре грузов не только Западно-Сибирской железной дороги, но и в целом по сети. По данным ОАО «РЖД», в прошлом году на его долю пришлось около трети от всего объёма отправленных грузов. Существенные потери происходят от выдувания угля с открытой поверхности вагона, утраты через щели кузова, а также потери крупных частиц через борт. Причём в последние годы ситуация стала острее, поскольку в результате более глубокого обогащения каменного угля и железорудного сырья к перевозке стали предъявлять концентраты с фракциями от нескольких микрон до 1 мм. Всё это привело к значительному росту потерь, влечёт за собой не только материальный ущерб, но большой вред окружающей среде. Кроме того, приводит к загрязнению щебёночного балласта рельсовой колеи.

– Что показали ваши исследования?

– Размеры потерь угля в зависимости от его гранулометрического состава, класса по мере удаления от углепогрузочного района снижаются. Таким образом, наибольшее влияние на экологию при транспортировке испытывают регионы, расположенные на расстоянии до 1000 км от углепогрузочных станций. Исходя из результатов исследований причин и размеров утраты, нами предложен комплекс мероприятий по предупреждению потерь сыпучих грузов при перевозке.

– Что он из себя представляет?

– Комплекс можно разделить на 3 группы: меры по устранению потерь сыпучих грузов мелких фракций от выдувания и просыпания при перевозке на открытом подвижном составе, по предупреждению течи груза в зазоры кузовов вагонов и предусматривающие затаривание сыпучих грузов.

При исследованиях для первой группы были выбраны, на наш взгляд, наиболее эффективные и перспективные способы сохранности. Во-первых, это уплотнение груза виброкатками. Например, при разравнивании «холмистой» поверхности груза потери сокращаются почти на треть, а при уплотнении груза – больше, чем наполовину.

Ещё один способ сохранности – нанесение защитных плёнкообразующих жидкостей на поверхность груза. Расчёты показали, что без плёнки при повышении скорости движения поезда с 60 км/ч до 100 км/ч потери угля от выдувания увеличиваются в 2,5–4,5 раза.

– Что можно сказать о мероприятиях второй группы?

– Здесь мы также рассматривали разные способы заделки и к наиболее целесообразным отнесли применение уплотнительных паст.

Пасты подвергаются воздействию как статических, так  и динамических нагрузок при грузовых операциях и перевозке. Поэтому профилактические средства должны удовлетворять следующим основным требованиям: быть прочными, недорогими и безвредными для обслуживающего персонала, обладать активной поверхностью. Также они не должны вызывать коррозию металлических деталей и узлов погрузочно-разгрузочных механизмов и кузовов вагонов, не ухудшать качество продукции и не требовать особых условий для хранения.

– А такие требования выполнимы?

– В настоящее время на рынке представлено большое количество защитных плёнок и уплотнительных паст различных производителей. К сожалению, выбранные средства не всегда в полной мере способствуют требованиям и, соответственно, сохранности перевозимых грузов.

И третья группа – использование специализированных контейнеров при перевозке навалочных грузов. Это практически гарантированно позволит снизить потери груза и решить экологические проблемы.

– Елена Дмитриевна, какой же можно сделать вывод?

– Выбор способа перевозки угля и других навалочных грузов остаётся за грузоотправителем. Однако следует отметить, что новые типы инновационных вагонов и возрастающие скорости движения поездов требуют корректировки при подборе средств предупреждения потерь сыпучих грузов. Применяемые грузоотправителями профилактические средства не всегда в полной мере обеспечивают надёжную защиту таких грузов при перевозке, поэтому необходимы дополнительные исследования.

https://gudok.ru/zdr/180/?ID=1502537&sphrase_id=29507


2024-МАЙНИНГ