Обзор СМИ


Сергей ЦИВИЛЕВ: «Будущее – в изменении подхода к работе с углем»
31.08.2020


Сергей ЦИВИЛЕВК очередном Дню шахтёра угольная отрасль Кузбасса подошла в сложном положении – более года мировой рынок энергетических углей пребывает в кризисе, упали спрос и цены, и, соответственно, кузбасский экспорт угля. Всё это не могло не оказать своего влияния на ситуацию в экономике региона. О том, как справляется Кузбасс с внешними трудностями, к которым в этом году прибавилась ещё и пандемия COVID-19, и том, как должен развиваться углепром региона и вся его экономика в новых условиях, мы попросили рассказать губернатора Кузбасса Сергея Евгеньевича ЦИВИЛЕВА.

– Нынешний День шахтёра Кузбасс встречает в сложных условиях падения спроса и цен на энергетический уголь на мировом рынке и действующих ограничений против распространения коронавирусной инфекции. Как бы Вы оценили сегодняшнее состояние главной отрасли региона, угольной, и экономики Кузбасса в целом?

– В этом году Кузбасс, как и весь мир, столкнулся с серьёзными вызовами. Они обусловлены глобальными факторами: пандемией, а также стагнацией на мировых рынках сбыта угля. Как следствие, в угольной отрасли региона индекс промышленного производства за первое полугодие снизился на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основная причина – затяжной период падения мировых цен на уголь, особенно это касается европейского рынка. Цены на экспортируемый уголь Кузбасса достигли минимума с 2016 года. Учитывая существенные затраты на транспортировку до потребителя, угледобыча становится убыточной.

Кризис обязательно пройдёт. В безугольное будущее эксперты не верят: ни развитие альтернативной энергетики, ни Парижское соглашение не смогут сдвинуть уголь с рынка – он всё равно будет востребован.

Будущее – в изменении подхода к работе с углём. Во-первых, необходимо уменьшать негативное воздействие на окружающую среду при его сжигании, то есть создавать более эффективные технологии этого процесса, и совершенствовать системы очистки. Во-вторых, уголь нужно улучшать, то есть обогащать. Бессмысленно возить за несколько тысяч километров породу. К тому же, уголь с зольностью выше 10-12% за границей не пользуется большим спросом: зачем Европе или Китаю создавать у себя лишние отвалы? Поэтому сегодня есть спрос на обогатительные фабрики, который будет только расти.

После любого кризиса мировая экономика всегда восстанавливается. Так было и в начале 2000-х, и после кризиса 2008-2009 годов. Восстановится и на этот раз. Сейчас нужно максимально защитить шахтёров, работников смежных отраслей и их семьи. Необходимо создать условия, которые позволят им благополучно пережить нынешний трудный период. Это задача власти, и для этого я добиваюсь поддержки на федеральном уровне. От решения данного вопроса зависят судьбы большинства жителей Кузбасса, буду отстаивать их интересы.

Если говорить в целом о промышленности региона, то по ряду видов деятельности зафиксирован неплохой прирост. Так, например, объёмы производства автотранспортных средств за первые шесть месяцев текущего года возросли на 72,4%. С начала года в 1,5 раза вырос индекс производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях.

Возрос и объём выпуска строительных материалов: плюс 8,8% к январю-июню прошлого года. Масштабные проекты капитального строительства, активное строительство жилых домов формируют хороший спрос на стройматериалы производства кузбасских предприятий.

– Насколько существенными, по Вашему мнению, могут быть в этом году потери Кузбасса на экспортных угольных рынках? Финансовые потери компаний и уменьшение бюджетных доходов?

– По данным ОАО «РЖД», поставки кузбасского угля на экспорт 2019 году составили 147,2 млн тонн. Это практически 80% от общероссийского объема угольного экспорта. За шесть месяцев 2020 года на экспорт из Кузбасса отправлено 63,9 млн тонн.

«Угольный кризис» повлиял преимущественно на энергетические марки, на коксующиеся – в меньшей степени.

Угольно-металлургические холдинги по-прежнему активно работают, развиваются и строят планы на будущее. Впрочем, предприятия, у которых есть собственное производство (металлургическое, электростанции и т.п.), во все времена справлялись с кризисами лучше своих коллег, которые занимаются только сбытом продукции.

Угольная отрасль, как и другие отрасли промышленности, не раз оказывалась заложницей кризисов, ей многократно предрекали неутешительное будущее. Однако уголь Кузбасса на мировых рынках давно известен как высококачественное топливо. Кроме этого, он конкурентоспособен по цене, а надёжность поставок известна партнёрам свыше 60 стран мира.

– Угольщики Кузбасса снижают инвестиционную активность, но их вложения в развитие экономики региона продолжают оставаться крупнейшими среди других отраслей. Как бы Вы оценили эту активность угольных компаний, и какие их инвестпроекты в этом году хотели бы отметить?

– Инвестиции в развитие угольной отрасли Кузбасса по итогам 2019 года составили 105 млрд рублей. Это на 7,7 млрд рублей больше, чем годом ранее. С начала 2020 года инвестиции в отрасль составили пока около 35 млрд рублей. Так, Распадская угольная компания запустила новую комплексно-механизированную лаву 50-24, также на предприятии обновляют парк специализированной техники. На шахту имени С.М. Кирова АО «СУЭК-Кузбасс» (г. Ленинск-Кузнецкий) приобретён новый очистной комплекс JOY, а на шахте «Талдинская-Западная-1» этой же компании введён в эксплуатацию новый техкомплекс стоимостью 1,3 миллиарда рублей. Угольная компания «Южный Кузбасс» в рамках инвестиционной программы приобрела для обогатительной фабрики «Красногорская» новое оборудование на сумму более 37 млн рублей. На шахте «Южная» (филиал АО «Черниговец» АО ХК «СДС-Уголь») введена в эксплуатацию новая лава «2В» по пласту Владимировский-II.

Помимо инвестиций в развитие угольной отрасли угольщики вносят весомый вклад в развитие нашего региона. К примеру, компания «СУЭК» постоянно помогает Ленинск-Кузнецкой городской инфекционной больнице и Прокопьевской городской больнице №1. Группа «Сибантрацит» в Мысках построила мобильный госпиталь на 100 койко-мест.

В рамках Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве угольщики строят и ремонтируют дороги, школы, детские сады, детдома, устанавливают детские и спортивные площадки, благоустраивают парки, оказывают материальную помощь пенсионерам ликвидированных угледобывающих предприятий, предоставляют уголь малообеспеченным семьям.

Отдельное направление социальной поддержки – переселение жителей с подработанных территорий. С начала 2020 года угольщики профинансировали улучшение жилищных условий для 100 семей. Одно из крупных переселений – из п. Подземгаз и п. Суртаиха в Киселевске.

Традиционно к Дню шахтера угольщики помогают в строительстве и ремонте социальных объектов в городах присутствия. АО «СУЭК-Кузбасс» строит в г. Ленинске-Кузнецком спортивно-оздоровительный комплекс «Горняк» с бассейном. ГК «КАРАКАН ИНВЕСТ» финансирует асфальтирование дороги в Беловском районе до п. Новый Каракан. АО «Салек» (ХК «СДС-Уголь») проведет благоустройство пруда в с. Большая Талда Прокопьевского района. АО «УК «Северный Кузбасс» (ГК ТАЛТЭК) оплатила ремонт палат в детском отделении Березовской городской больницы. ООО «Разрез Тайлепский» финансирует ремонт кровли Сосновской школы и ремонт моста в п. Чичербаево, находящихся в Новокузнецком районе. ООО «Распадская угольная компания» в г. Междуреченске вносит вклад в благоустройство Праздничной площади, проведение освещения улиц частного сектора, ремонт пешеходного тоннеля между Западным и Восточным районами города.

– Вы выступаете за ускоренное развитие Восточного полигона «РЖД». По Вашей оценке, как это можно сделать? И насколько расширение пропускной способности полигона и увеличение поставок кузбасского угля на Азиатско-Тихоокеанский рынок способно компенсировать потери Кузбасса от низких цен на других рынках?

– Восточный полигон нужно просто строить, придерживаясь планов, сформированных почти 10 лет назад, и ориентируясь на сроки и показатели, заложенные в указе Президента РФ, опубликованном в мае 2018 года. Мы неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации с информацией о необходимости ускорить реализацию проектов развития БАМа и Транссиба (для отгрузки российским потребителям и на экспорт в восточном направлении) и снятия инфраструктурных ограничений. Сформирована единая позиция Кузбасса, угольщиков и Правительства РФ о необходимости развития инфраструктуры Восточного полигона.

В Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года, утверждённой Председателем Правительства России Михаилом Владимировичем Мишустиным, особое внимание уделяется именно развитию угольной отрасли. В ней выделено развитие Восточного полигона в части модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Также она предусматривает диверсификацию направлений поставки угольной продукции через использование мощностей угольных терминалов Арктического, Северо-Западного, Западного и Азово-Черноморского бассейнов для экспорта российского угля в страны Юго-Восточной Азии.

Президент России Владимир Владимирович Путин разделяет нашу позицию и подчеркивает необходимость помочь кузбасским горнякам. Мы будем последовательно отстаивать интересы угольщиков Кузбасса.

Пока идёт строительство Восточного полигона, угольной отрасли необходимы другие формы поддержки. Рабочая группа Госсовета РФ по энергетике, которую я возглавляю, обратилась в Правительство России с предложением предоставить скидку не менее 50% на железнодорожный тариф для экспорта энергетического угля в западном направлении.

Мы также предлагаем закрепить планы РЖД по развитию Восточного полигона в формате соглашения с указанием конкретных сроков и объемов увеличения пропускной мощности БАМа и Транссиба. Это позволит нарастить инвестиции в развитие угольной отрасли Кузбасса. Сейчас компаниям непонятно, как будет строиться Восточный полигон, как будет наращиваться транспортировка угля из Кузбасса на восток. Если мы подпишем такое соглашение, угольные компании будут наращивать инвестиции в развитие, что крайне необходимо.

– Помимо углепрома, у Кузбасса есть и другие направления развития – в этом году заметно ускорение во всех сферах строительства и благоустройства. Какие еще, на Ваш взгляд, отрасли экономики и направления развития нужны региону?

– Второй после угольной базовой отраслью региона является металлургия. Благодаря кузбасским металлургическим предприятиям Россия сегодня входит в тройку стран, выпускающих рельсы длиной до 100 метров для высокоскоростного движения. В Кузбассе активно осваивают производство рельсов по международным стандартам, они поставляются более чем в 15 стран мира. Кроме того, металлурги разработали технологию производства новых категорий рельсов, по ряду параметров не имеющих аналогов в мире. На долю Кузбасса приходится каждая десятая выпущенная в России тонна стали и проката чёрных металлов, более половины ферросилиция, более 60% рельсов для железных дорог.

В химической отрасли Кузбасса производится широкий ассортимент востребованной продукции – свыше тысячи наименований. Часть продукции идёт на экспорт: это минеральные удобрения, капролактам, нефтяные и ионобменные смолы.

Ещё одна важная отрасль промышленности Кузбасса – машиностроение, которое в силу специфики нашего региона ориентировано на производство горно-шахтного оборудования и комплектующих к нему. Развитие машиностроения связано с реализацией инвестпроектов по созданию новых высокотехнологичных производств, модернизации, внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), выпуском экспортно ориентированной продукции. Ведётся работа по созданию сервисных центров и расширению ремонтной базы по обслуживанию оборудования и техники зарубежных производителей.

Сегодня в Кузбассе реализуются масштабные проекты по строительству жилья, созданию объектов культуры, спорта, образования и социального назначения. Мы привлекаем финансирование из федеральных источников на реализацию этих проектов. Строительство способно привлечь большое количество инвестиций, объём которых в будущем может стать соизмеримым с вложениями в угледобычу.

http://avant-partner.ru/rang/8169.html


2024-МАЙНИНГ