Те, кто идет впереди

Для эффективной работы предприятий по открытой добыче угля нужны не только мощные экскаваторы и буровые установки, но и целый ряд вспомогательного оборудования. И обязательно — бульдозеры!


Колеса или гусеницы?

Сегодня в автоколонне специализированной техники, обслуживающей промплощадки разреза «Красногорский» угольной компании «Южный Кузбасс», — 13 единиц бульдозерной техники последних поколений.

На разрезе, расположенном в промзоне возле Междуреченска, задействованы гусеничные и колесные бульдозеры.

— Техника на гусеничном ходу обладает высокой тягой и хорошей проходимостью, машина может разворачиваться практически на месте, — говорит Сергей Погорелов, начальник автоколонны специализированной техники Томусинского автотранспортного управления. — Такие бульдозеры идеально подходят для неподготовленных участков с проблемным рельефом. Удобно на них выполнять работы и по снятию нескольких слоев грунта. Главный недостаток — они тяжелые, значит, развивают невысокую скорость. А колесные бульдозеры более легкие и высокоманевренные, могут достаточно быстро перемещаться. Однако их эксплуатация возможна только на относительно ровной и твердой поверхности.

На разрезе «Красногорский» при перемещении горной массы в отвал, устройстве трасс для шагающих экскаваторов и зачистки буровых площадок задействованы тяжелые гусеничные бульдозеры марок Caterpillar D10T и D9R, Liebherr PR-764. Для строительства и расчистки дорог, а также забоев добычных экскаваторов и экскаваторов, занятых на вскрышных работах, применяются как упомянутая гусеничная техника, так и колесные Komatsu WD-600 и Caterpillar 834H. Последние эксплуатируются и при перемещении горной массы на угольных складах.

В прошлом году в рамках реализации целевой программы восстановления горнотранспортного оборудования компания «Южный Кузбасс» выделила на ремонты тракторно-бульдозерной техники 59 миллионов рублей. Кроме перечисленных единиц, подразделение обслуживает три тяжелых погрузчика (Caterpillar 988H, Komatsu WA600), три автогрейдера (Komatsu GD825A) и другую спецтехнику. Средства пошли в том числе на замену ходовых частей для двух гусеничных бульдозеров, приобретение комплектов шин для колесных бульдозеров.

— Как понять, что ты незаменим? Когда ты работаешь, этого как бы не видно. Зато если не работаешь — ощущают все! Вот и с техникой так же, — улыбается Сергей Анатольевич. — Простой даже одного бульдозера из имеющихся, тем более длительный из-за серьезной поломки, значительно влияет на выполнение плана всего разреза.

Серьезному ремонту в прошлом году подвергся один из универсальных и самых востребованных на разрезе «Красногорский» тяжелых бульдозеров — марки Caterpillar D10T. Специалисты заменили гусеничные полотна, поддерживающие и опорные катки, направляющие колеса, ходовые тележки, грунтозацепы — железные «планки», перпендикулярно расположенные по всей длине гусеничного полотна. Они обеспечивают бульдозеру прочное сцепление с грунтом, не давая машине пробуксовывать во время перемещения десятков тонн горной массы.

Тяжелая «десятка»

Принимать породу — главная задача бульдозера D10T на площадке автоотвала. Работа чрезвычайно ответственна — именно эта машина обеспечивает безопасность БЕЛАЗов, формируя вал, предохраняющий самосвалы при разгрузке. Вал должен соответствовать строгим требованиям: высота — 180 сантиметров, ширина — четыре метра. За смену карьерные самосвалы привозят на отвал в среднем 20 тысяч тонн вскрышной породы — при такой загрузке машинисту самого большого бульдозера на разрезе скучать некогда.

Справляться помогает мощность двигателя в 587 лошадиных сил и собственная масса техники — около 70 тонн. Почти шесть сотен «лошадей» позволяют двигать настоящие горы взорванного камня: в три-пять подходов бульдозер разбирается со вскрышей, доставленной на отвал 220-тонным БЕЛАЗом. Время на перемещение вот таких объемов грунта D10T нужно в три раза меньше, чем машинам класса D9R. Это значит, что на отвале всегда порядок, самосвалы не простаивают, ожидая очереди на разгрузку, а сам процесс проходит в безопасном режиме. В 2020 году ремонты в автоколонне продолжились: еще у одного бульдозера марки D10T заменили ходовую часть, а один из бульдозеров D9R получил новый двигатель.

И на добыче тоже!

…Глядя на то, как разворачивается многотонная машина, невольно приходит на ум сравнение горной техники с военной. Бывший танкист и один из самых опытных машинистов Сергей Давыдов такому сравнению только улыбается: D9R и тяжелее танка, и «умнее»:

— По сути, танку нужно быстро передвигаться, везти боезаряд и трех танкистов. А «девятка» и сама пройдет, и другим путь проложит! Справится с «негабаритами», не влезающими в ковш экскаватора, сманеврирует на плывущих глиняных грунтах. Мелкие, вертикально падающие угольные пласты, к которым тяжело подступиться экскаватору, вынуждают задействовать бульдозер и в добыче топлива. Уголь из маломощных пластов выталкивается на удобную для выемочной техники площадку, откуда уже ковшом перегружается в автотранспорт.

За рулем — профи

— В нашей автоколонне 85 человек, — рассказывает Сергей Погорелов. — Все машинисты бульдозеров марки D10T, обслуживающие технику после капитального ремонта, имеют самый высокий для бульдозеристов восьмой разряд. Это значит, что каждый из мастеров может качественно обслуживать любую машину, имеющуюся в арсенале автоколонны.

Многие из работников сформированного подразделения — постоянные участники и призеры конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии», которые ежегодно проходят на всех предприятиях «Южного Кузбасса» в преддверии Дня шахтера.

Теоретические билеты для машинистов бульдозеров разделены по видам техники, в каждом четыре вопроса: устройство, техническое обслуживание, регулировка и техника безопасности. В процессе выполнения практического задания машинисту Caterpillar D9R, например, необходимо столкнуть в отвал выгруженную из самосвала породу, при этом соблюсти ряд условий.

В том числе — уклон должен составлять три градуса. Это нужно для того, чтобы в случае отказа автосамосвала машина могла откатиться от края отвала. Место, на котором происходит зачистка, должно быть ровным, а работа вестись без рывков. На краю отвала нужно обязательно зачистить бровку высотой не менее половины от диаметра колеса самого большого автосамосвала. Практическое задание машиниста Caterpillar 834H — планировка дороги либо, как и у D9R, сталкивание горной массы в отвал и формирование бровки автоотвала. Оценка работы зависит от времени выполнения задания, отсутствия рывков, ударов отвала — основного рабочего органа и качества выполнения.

В 2020-м среди машинистов колесных Caterpillar 834H лучшим оказался представитель разреза «Красногорский» Алексей Казанцев, он справился с работой на автоотвале за 3,8 минуты. На втором месте — его коллега Евгений Демаков, который переместил породу за 4,23 минуты. Замкнул тройку призеров машинист бульдозера с разреза «Томусинский» Михаил Рязанов, зачистивший отвальную площадку за 4,3 минуты.

Среди машинистов D9R первое место занял Константин Андреянов с разреза «Красногорский», на выполнение практического задания он потратил 2,9 минуты. Его коллега Виктор Шевчук действовал быстрее, справившись с породой за 2,2 минуты, но допустил штрафное нарушение и немного уступил в теории. На третьей позиции — Василий Бородин с разреза «Сибиргинский» с результатом 2,32 минуты.

В рамках конкурса соревнуются опытные машинисты, которые встречаются уже не первый год и хорошо знают свое дело.Это заметно даже по тому, как они начинают работу — уверенные движения, четкое понимание того, что и как предстоит сделать на участке.


2024-МАЙНИНГ