Жизнь в разрезе
С начальником смены угольного разреза «Шестаки» Игорем Дмитриевичем Злых мы беседовали после 12-часовой ночной смены
Несмотря на явную усталость, горняк рассказывал о своей работе трепетно и очень позитивно. «А как может быть иначе, если отдал родному предприятию 25 лет? Вся жизнь моя в «Шестаках», — говорит Игорь Дмитриевич, — в другом месте я уже себя и представить не могу».
Самая земная из профессий
Вопреки сложившимся стереотипам Игорь пошел в горняки не из-за шахтерской династии — в семье Злых угольщиков не было ни в одном колене. Однако, как признается сам Игорь Дмитриевич, родители сильно повлияли на его отношение к труду.
Мать Раиса Дмитриевна 53 года проработала лаборантом, а затем и заведующей лабораторией на хлебоприемном пункте. Отец Дмитрий Васильевич 51 год трудился водителем. За 104 года общего стажа родители в своем выборе не усомнились, и даже больше — изо дня в день шли на работу с хорошим настроением.
Такая преданность работе всегда восхищала Игоря, поэтому уже в юности он решил — нужно выбрать «свою» профессию, к которой бы лежала душа. После школы детские мечты привели его в Черниговское летное училище, куда он подал документы в надежде стать летчиком. Но в последний момент передумал и поступил в Кузбасский политехнический институт на направление «Горное дело», чтобы получить самую земную профессию.
— В то время горняки были на слуху. Да и как иначе, если ты родился в угольном регионе? Много моих друзей и одноклассников стали шахтерами, как и я, — вспоминает Игорь Дмитриевич.
После второго курса института парня призвали в армию, служил гурьянин в роте связи Ракетных войск в поселке Пашино под Новосибирском. Вернувшись в институт, Игорь прошел свою первую производственную практику на разрезе «Шестаки». И если экскаваторы-гиганты и БЕЛАЗы мало впечатлили Игоря, то отношение старших товарищей, горняков с 30-летним стажем, запомнилось хорошо.
— Профессия наша трудная и опасная, нужно всегда быть начеку. Старшие коллеги были асами в своем деле, они добродушно шутили над нами и всегда готовы были прийти на выручку, — говорит сегодня горняк.
Эта атмосфера и подкупила его, когда после окончания института предстояло выбрать место работы. В 1992 году Игорь Дмитриевич устроился помощником машиниста экскаватора на разрез «Шестаки». Тонкостям «общения» с исполинскими машинами учился у опытного экскаваторщика Александра Александровича Белкина, хорошим наставником для новичка в горняцкой профессии стал и начальник участка Александр Григорьевич Мартынов. Этим горнякам Игорь Дмитриевич благодарен за наставничество до сих пор.
Через два года немногословного, но ответственного работника заметило руководство разреза, Игоря Дмитриевича повысили до горного мастера. Должность эту можно сравнить с прорабом на стройке. Горный мастер 12 часов в сутки при любых погодных условиях находится в угольном карьере, чтобы держать под контролем каждый его квадратный метр, следить за технологией и процессом добычи, находить общий язык с людьми и не отклоняться от плана.
За организаторские способности Игоря Дмитриевича вскоре назначили заместителем начальника участка открытых горных работ, а затем повысили до начальника. После Игорь Дмитриевич трудился начальником буровзрывного участка.
— Работы всегда было много. Я отвечал за организацию буровзрывных работ, обеспечение безопасности людей, — говорит Игорь Дмитриевич.
Сегодня взрывные работы на разрезе проводятся 2-3 раза в неделю, а раньше столько взрывов проводили за одну смену. Как-то участок Игоря Дмитриевича произвел 57 взрывов за 28 дней! Пять лет назад Игоря Дмитриевича назначили начальником смены разреза «Шестаки».
За опытом — надежность
Каждая смена Игоря Дмитриевича начинается с раскомандировки. Под его руководством трудится около 160 работников разреза, 9 экскаваторов, 25 карьерных самосвалов, много и другой вспомогательной техники.
Угольный разрез — сложный механизм, который должен работать, как швейцарские часы, без осечек. И решения о любых изменениях — будь то перевод работника на другой участок, замена техники, которой срочно требуется ремонт, доставка людей на карьер — принимает начальник смены.
Застать Игоря Дмитриевича в кабинете — непростая задача, так как начальник смены всегда в движении — координирует работу горняков, работников склада, заправки, котельной…
— Важно держать все в голове, где кто находится и чем занят, чтобы не допустить форс-мажоров. Поначалу было непросто. Сейчас это уже ритм моей жизни, втянулся в него, и теперь кажется, что если замешкаешься, остановишься, то и все вокруг тут же остановится, — говорит Игорь Дмитриевич.
Одним из основных принципов своей работы он называет стремление находить точки соприкосновения с каждым работником. Этому он научился у родителей, которые с детства прививали ему умение видеть в людях положительные черты. Поэтому вне зависимости от должности Игорь Дмитриевич всегда перво-наперво работал над созданием здоровой и комфортной атмосферы в коллективе, сродни той, что однажды покорила его на практике в забое.
— Найдешь контакт, и тебя будут слушать, доверять, а значит, и работа пойдет. Если только по уставу все спрашивать, мало что получится. Если на раскомандировке видишь, что у кого-то что-то случилось, человек не в духе, значит, надо настроить на эффективный труд, подбодрить, узнать, не нужна ли помощь, — рассуждает Игорь Дмитриевич.
Конечно, к горняцкой работе нужно быть физически и морально готовым, многие новички, проработав в карьере месяц-другой, уходят. Игорь Дмитриевич уверен, что на долгие годы остаются только те, у кого есть внутренний стержень, который не способен сломать никакой тяжелый труд. И вдвойне приятно, что такой стержень появляется у молодых горняков, добрых слов для которых Игорь Дмитриевич не жалеет.
А вот сам о себе он, человек по своей природе скромный, рассказывает скупо. Однако на похвалу щедры его коллеги. «Надежный, понимающий, трудолюбивый, человек дела», — вторят друг другу горняки. И подтверждение этим словам — серебряный нагрудный знак «Шахтерская доблесть», которым Игорь Злых был награжден в 2012 году. Начальника смены радует, что родной разрез развивается, открываются новые участки, современная горнодобывающая техника помогает увеличить объем добычи угля, а труд шахтеров становится комфортнее.
Игорь Дмитриевич счастлив быть свидетелем этих перемен. Он с удовольствием идет на любимую работу и с не меньшим удовольствием возвращается со смены домой, где его ждут жена Светлана и 6-летний сын Руслан. Старшие дети — сын Дмитрий и дочь Полина уже студенты, учатся в Новосибирске. Наверное, настоящие горняки такими и должны быть — скромными, с открытым сердцем и готовностью к очередному трудовому подвигу. Игорь Дмитриевич желает коллегам крепкого здоровья, уверенности в завтрашнем дне и оптимизма, чтобы черным в жизни шахтеров был только уголь, а все остальное — светлым и добрым.
Александра ХАРИТОНОВА