Обзор СМИ


Коллапс 2020 года. Как падала стоимость угля
04.12.2020


Российскую угольную промышленность накрыло волной кризиса ещё в 2019 году. Никто не мог предвидеть, что закономерная тенденция снижения спроса на чёрное топливо обернётся коллапсом.

Общенациональный локдаун, вызванный «чумой XXI века», откинул ожидаемое восстановление отрасли на неопределённый срок. Стоимость угля на мировом рынке упала до критических отметок, и только под конец 2020 года ситуация немного выправилась.

Оптимизм сохранялся

Для угольщиков 2020 год начинался относительно позитивно. Рынок пребывал в шатком положении, но хотя бы снисходил по прогнозируемым причинам.

Последние годы российские компании ускоренными темпами наращивали добычу и экспорт в угоду высокому спросу на ключевых рынках сбыта – в Европе и Азии. Однако в 2019 году ситуация в корне изменилась. Европа стала отказываться от угля быстрее, чем планировалось.

В странах ЕС котировки поползли вниз из-за поэтапного отказа от угольной генерации. Менее экологичное топливо вступило в жесточайшую конкуренцию с природным газом и СПГ, ставшими более привлекательными для импорта. Одновременно с этим выросла доля возобновляемых источников энергии.

«Масла в огонь» добавил тёплый осенне-зимний период, из-за которого Европа сумела сохранить большие объёмы запасов угля, поэтому нуждалась в импорте не так остро, как планировали экспортёры. Растущая конкурентная борьба между поставщиками только усилила падение цен.

В июле 2019 года в Европе было зафиксировано самое большое падение цен на уголь за последние три года. Одна тонна российской энергетической марки торговалась всего за $47.

По данным Аналитического центра при правительстве РФ, в ноябре 2019 стоимость угля на европейском рынке упала на 6,2% относительно предыдущего месяца. Расценки на уголь коксующихся марок рухнули на 9,7%.

Ставшие более привлекательными для сбыта азиатские рынки для России не так удобны в плане логистики. Угольные компании не могут наращивать экспорт в желаемых объёмах из-за недостатка провозных мощностей.

Между тем, к ноябрю 2019 цены на азиатском рынке тоже пошли на спад, хоть и незначительный. В сравнении с октябрём сокращение составило всего 1%.

«Локальная» вспышка COVID-19 в Китае сперва осталась малозамеченной на фоне общей неоптимистичной картины в угольной отрасли. Это подтверждали прогнозы на дальнейшее развитие рынка — в большинстве случае эпидемиологический фактор фактически не учитывался.

Эксперты делали весьма размытые оценки, но больше из-за невозможности точно определить поведение Европы в плане климатической политики. Некоторые эксперты вовсе ожидали стабилизации угольной отрасли. Прогнозировалось, что средняя стоимость угля на европейском рынке вырастет до $60-65 за тонну.

В Международном энергетическом агентстве (IEA) выдвинули три сценария развития угольной отрасли в 2020 году. По первому сценарию, мировое потребление угля могло продолжить расти за счёт роста спроса в азиатских странах.

Второй сценарий предполагал, что текущее положение не изменится. Последний и самый пессимистичный вариант развития событий: спрос упадёт из-за массового ужесточения климатических и экологических требований.

Однако вспышка новой коронавирусной инфекции быстро показала свою непредсказуемость. Распространившись на весь мир, COVID-19 перечеркнул надежду на восстановление или хотя бы на сохранение имеющегося положения дел.

«Статистический выброс»

Игроки угольного (и не только) рынка пристально следили за тем, как разворачивается ситуация в Китае. Из-за вспышки COVID-19 внутренняя логистика была нарушена, но на первых порах многие надеялись на оживление импорта морским транспортом.

Весной 2020 года паралич охватил весь мир, и без того низкие цены поползли вниз — сначала в Китае, потом во всём мире. В I квартале потребление энергетического угля в Китае упало на 8% относительно того же периода 2019 года. Цены на азиатском рынке рухнули до $70 за тонну. В Европе спрос на топливо сократился сразу на 20%. Средняя цена на энергетический уголь в январе-марте упала до $57.

Второй квартал начался с шокового обвала котировок на угольном рынке. Причём снижение спроса на топливо и электроэнергию сопровождалось практически неослабевающим потоком предложений.

В самом начале апреля, то есть в момент, когда в РФ был введён карантин, стоимость российского энергетического угля в Азии упала до $50 за тонну, в Европе — до $40 за тонну. Производители угля не спешили снижать темпы добычи, как к примеру, экстренно сделали крупные игроки нефтяного рынка.

Действия угольщиков привели к ещё большему избытку профицитной продукции. Одновременно с этим резкий обвал цен на нефть привёл к удешевлению газа, что ещё сильнее ослабило позиции угля в межтопливной конкуренции.

По сравнению с мартом, в апреле российский энергетический уголь подешевел в странах АТР на 12% . Так, 21 апреля стоимость одной тонны калорийностью 6 тысяч ккал/кг из России в Азию составляла $59,9. А в Европе котировки российского топлива обвалились на 17,7% к уровню марта.

В апреле резко упали цены на коксующийся уголь, который ранее выдерживал нападки рынка. В период с мая по июнь стоимость ценных марок опустилась ниже $110 за тонну, затем пошла на восстановление, но из-за отсутствия должного спроса вернулась к минимальным показателям.

Надо сказать, что Китай достаточно быстро восстановил экономику после вспышки COVID-19. Остальные страны в это же время стабилизировались очень медленными темпами в связи с жёсткими ограничениями. Это касается и России, только нам было гораздо сложнее выбраться из кризиса, поскольку КНР является самым важным рынком для российских экспортных поставок.

    «Российские производители готовы продавать топливо по сниженным ценам, чтобы избежать сокращения добычи, заполнения складов и роста производственных издержек», — сообщали в апреле эксперты независимого ценового агентства Argus.

Промышленность и экономика продолжала пребывать в хаотичном состоянии. К концу весны цены на энергетический уголь в Европе держались на уровне $38,29 за тонну, Котировки «нарастила» авария: 30 мая под Мурманском обрушился ж/д мост, грузоперевозки были приостановлены на неопределённый срок. Европейский рынок отреагировал на заморозку экспорта резким скачком цен.

По данным «Argus», с начала июня стоимость энергетического угля в странах ЕС выросла на 21% — $46,52. Дефицит топлива спровоцировал самый высокий ценовой рост, начиная с сентября 2019 года. В свою очередь, цены на азиатском рынке увеличились на 2,4%, а стоимость коксующихся углей упала на 1,9%.

К осени конъюнктура рынка начала выправляться. В сентябре европейские цены дошли до максимумов за последний год. Рост составил 50% относительно минимальных значений мая. Одна тонна российского топлива стоила уже $58. Если брать усреднённые цифры, то в целом с мая по октябрь одна тонна угля в Европе выросла в цене до $41-51.

https://dprom.online/chindustry/kollaps-2020-goda-kak-padala-stoimost-uglya/


2024-МАЙНИНГ