Обзор СМИ


Актуальнейшей задачей на 2021 год является завершение первого этапа модернизации Восточного полигона
14.01.2021


Общая погрузка на сети РЖД в прошлом году демонстрирует снижение на 2,7%, равно как и погрузка на дорогах Восточного полигона. Так, к примеру, на Красноярской магистрали погрузка снизилась на 6,9%, на Восточно-Сибирской – на 6,7%, на Западно-Сибирской – на 4,5%. В то же время рост демонстрирует погрузка на Дальневосточной и Забайкальской магистралях. Проанализировал грузовую работу на Восточном полигоне в 2020 году для РЖД-Партнера заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов.

Актуальнейшей задачей на 2021 год является завершение первого этапа модернизации Восточного полигона

– Дмитрий Валентинович, какими главными проблемами можно охарактеризовать погрузку на сети железных дорог на Восточном полигоне в 2020 году?

– Безусловно, прошедший 2020 год являлся очень сложным и очень специфичным для всей отечественной транспортной отрасли. Негативная эпидемиологическая мировая обстановка и, как следствие, автоматическое проседание мировой экономики, срыв сделки ОПЕК+, нестабильная геополитическая обстановка в постсоветском пространстве оказывали существенное давление на объем транспортно-логистической работы национального перевозчика. Как следствие – проседание суммарных объемов погрузки на всей железнодорожной сети составило 2,7% по сравнению с 2019 годом, до уровня 1,24 млрд т. Это гораздо ниже пессимистичных прогнозов, озвученных в середине 2020-го (в данном случае экспертные оценки варьировались в диапазоне 5–6%).

Вместе с тем в направлении Восточной Сибири и Дальнего Востока по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям за 2020 год отмечался рост объема транспортной работы в зависимости от вида перевозок. За I полугодие 2020-го, на фоне максимального снижения объемов погрузки на сети РЖД на 4,5%, в рассматриваемом направлении было перевезено около 86 млн т экспортных грузов, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2019 года.

Согласно отраслевым данным, на инфраструктуре Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог в 2020-м отмечается рост прежде всего транзитных в диапазоне 3–23% (в зависимости от полигона). В конце 2020 года на железнодорожной сети зафиксирован исторический рекорд по объему грузовых контейнерных перевозок (более 5 млн TEU), в том числе по маршруту Китай – Европа – Китай удалось удвоить объем транзитных контейнерных перевозок. Достижение такого уровня стало возможным благодаря стабильной тарифной политике со стороны РЖД и государственной программе субсидирования транзитных перевозок железнодорожным транспортом.

– Насколько, по Вашим данным, изменилась номенклатура грузов, перевозимых по сети РЖД по дорогам Восточного полигона в 2020 году?

– Номенклатура перевозимых грузов в направлении Восточной Сибири и Дальнего Востока в настоящее время достаточно сбалансированна. Основная часть экспортных перевозок приходится на каменный уголь и руды (в диапазоне 70–80% в общей доле перевозимых грузов). Сформированная структура грузовых перевозок отвечает заявленным целям при реализации инвестиционного проекта РЖД: освоение отраслевых рынков угля и металлов в Азиатском регионе. По нашему мнению, в случае преодоления кризисных явлений в мировой экономике можно ожидать продолжения роста спроса на контейнерные перевозки через территорию Российской Федерации.

– Какие актуальные вопросы развития Восточного полигона должны выйти на первый план в 2021 году?

– На первом этапе реализации инвестиционного проекта по модернизации Восточного полигона транспортный перевозчик столкнулся с систематическими проблемами в оперативной и четкой работе подрядчиков строительного комплекса. В результате наблюдались перекосы при освоении выделяемых финансовых средств. Срок реализации первого этапа модернизации Восточного полигона был передвинут с 2017 на 2021 год. Поэтому, на наш взгляд, актуальнейшей задачей на 2021-й является официальное завершение первого этапа модернизации Восточного полигона и совершенствование условий, принципов совместной деятельности предприятий строительного комплекса с ОАО «РЖД» для наращивания строительных мощностей.

– Насколько целесообразно дополнительное финансирование модернизации Восточного полигона в 2021 году с учетом проблем с подрядчиками и ходом строительных работ?

– В 2021 году финансирование проекта по развитию инфраструктуры полигона составит около 134 млрд руб. Несмотря на пересмотр правительством РФ ряда проектов инвестпрограммы в конце 2020-го финансирование развития инфраструктуры Восточного полигона решено сохранить на прежнем уровне, что лишний раз подчеркивает исключительную важность строительства данных объектов для национальной экономики. На наш взгляд, принятое на правительственном уровне решение по финансированию инвестиционной программы ОАО «РЖД» по Восточному полигону в 2021 году соответствует макроэкономическим ожиданиям с учетом накопленного опыта реализации проекта в рамках первого этапа, где наблюдались проблемы освоения выделенных финансовых ресурсов.

– По Вашему мнению, может ли получить дальнейшее развитие идея о разделении эксплуатации инфраструктуры и ее развития в 2021 году? Насколько необходимо выводить модернизацию и строительство инфраструктуры общего пользования за периметр холдинга «РЖД»?

– Да, действительно, в настоящее время в научном и экспертном сообществе высказываются мнения, что практика одновременного управления и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры и ее стратегического развития является неэффективной. Сторонники разделения функций придерживаются мнения, что такой вид оптимизации позволит повысить прозрачность проведения конкурсных процедур при выполнении подрядно-строительных работ и финансовую дисциплину при освоении выделенных средств.

По нашему мнению, данный вопрос требует детального исследования и взвешенной оценки при принятии управленческих решений. Рационализировать существующую систему с точки зрения исполнения и освоения мероприятий инвестиционной программы, безусловно, необходимо. Вместе с тем любая реорганизация и выделение каких-то функций в отдельные бизнес-единицы в отраслях с естественно-монопольными видами деятельности требуют глубочайшей проработки и дополнительного обоснования, которого в настоящее время, на наш взгляд, нет. Накопленный опыт реорганизации в других инфраструктурных отраслях, прежде всего в электроэнергетике, показывает рост издержек, особенно административного характера, и дополнительной тарифной нагрузки на потребителей.

Кроме этого, предлагаемое разделение по видам деятельности на управление и эксплуатацию железнодорожной инфраструктуры и стратегическое развитие необходимо связать с действующим прейскурантом на грузовые железнодорожные перевозки, что в настоящее время не предусмотрено.

https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/aktualneyshey-zadachey-na-2021-god-yavlyaetsya-zavershenie-pervogo-etapa-modernizatsii-vostochnogo-p/

 


2024-МАЙНИНГ