Обзор СМИ


Опомнились
18.01.2021


Запад решил отказаться от нефти и газа и уже нашел им замену. Готова ли к этому Россия?

"Коронавирус стал символом общечеловеческой угрозы. Той, что не знает границ и не позволяет отстраниться от нее.

Общая беда сделала куда более заметным тот факт, что проблема изменения климата имеет такой же характер бедствия для всех стран. Ее решение долгие годы откладывали, но общественное мнение изменилось.

Запрос на экологию в развитых странах всего за год вырос рекордными темпами. Прорывным оказался 2020-й для электромобилей. Главный законодатель моды в отрасли — Tesla — подорожала в восемь раз, а ее основатель  Илон Маск  по итогам года ненадолго стал  самым  богатым человеком в мире.

Взлетели продажи автомобилей без двигателей внутреннего сгорания и у остальных участников рынка. Так что одной историей успеха ситуацию не объяснить.

Во время локдаунов стали популярными карты, показывавшие количество вредных веществ в воздухе до и после начала пандемии. Благодаря им впервые каждый желающий мог увидеть, как влияют вредные выбросы на обстановку в городах.

Агрегатор такси Uber прямо  связал  с этими картами желание поощрять использование гибридов или электромобилей и отказаться от двигателей внутреннего сгорания к 2040 году. В заявлении, выпущенном в сентябре, компания напомнила, что в начале апреля 2020 года эмиссия углекислого газа в мире сократилась на 17 процентов по сравнению с тем же периодом 2019 года, а в июне — на пять процентов. И если ничего не делать, все вернется.

Теперь мы можем представить, на что стала бы похожа жизнь в городах, если трафик упадет, а воздух станет чище — в городах для людей, а не для машин.

...Это главный фактор, который толкает вверх так называемые ESG-инвестиции. Аббревиатура образована от английских environmental (экологический, связанный с окружающей средой), social (социальное развитие) и governance (корпоративное управление).

 Глобальное исследование мнений институциональных инвесторов за 2020 год, проведенное британской аудиторско-консалтинговой компании EY (Ernst & Young), одной из крупнейших в мире,  подтвердило  рост важности ESG. Как оказалось, 98 процентов участников опроса стали строже оценивать нефинансовые факторы. При этом они все чаще остаются неудовлетворены информацией об экологических, социальных и управленческих рисках. 9 триллионов долларов находятся под управлением фондов, которые перестанут давать деньги незаботящимся об экологии компаниям

...Британский нефтяной гигант BP, одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира, в сентябре представил новую, революционную  стратегию . В ней указано, что компания до 2030 года сократит добычу углеводородов на 40 процентов, а выбросы снизит на 35-40 процентов. Также она прекратит инвестировать в новые нефтегазовые проекты и свернет геологоразведку.

Вместо этого BP направит деньги в зеленую энергетику, чтобы успеть занять лидирующие позиции в водородной энергетике и в CCUS — отрасли по улавливанию углекислого газа и последующей переработке или же захоронении.

О своем стремлении к декарбонизации  объявили  и его европейские конкуренты  Total ,  Shell , Eni, Equinor и OMV. А концу года к ним начали присоединяться и американские компании, например  Exxon Mobil .

В докладе международной Комиссии по энергетическому переходу (ETC)  указано , что более 1,1 тысячи компаний, 450 городов, 45 крупнейших инвестиционных компаний мира уже имеют цели по нулевым выбросам парникового газа.

Например, такие гиганты, как  Google ,  IKEA  и  Amazon  говорят о сведении вредных выбросов от своей деятельности к нулю, а  Microsoft  идет еще дальше — обещает компенсировать весь нанесенный природе ущерб. Производитель бытовой химии и косметики Unilever потратит миллиард долларов за десять лет, чтобы отказаться от нефтепродуктов в своих товарах и помочь в этом поставщикам.

Западные страны, в которых развиты демократические институты, не могли не уловить изменение настроений.

Первыми почувствовали, куда дует ветер, в Европе. Еще в конце прошлого года  Евросоюз   утвердил  так называемую зеленую стратегию, в рамках которой на решение климатических и экологических проблем предлагалось потратить триллион евро за десять лет. Причем ни о какой благотворительности речь не шла — программу ни много ни мало называли способом обеспечить экономическую устойчивость объединения. Частью стратегии стало ужесточение условий импорта из стран с вредными производствами, что позволяло заподозрить ЕС в оправдании протекционизма.

Но так или иначе экологическая инициатива стала беспрецедентной.

...В декабре Европа  ужесточила  и без того амбициозные цели — углеродные выбросы к 2030 году должны сократиться на 55 процентов по сравнению с 1990 годом, а не на 40, как предполагалось ранее.

Потребление угля упадет на 70 процентов, нефти и газа — на 30 и 25 процентов соответственно.

За прошлые 25 лет Евросоюз сократил выбросы только на 25 процентов, то есть речь идет о радикальном повороте в сторону экологии. Избранный президент США Джо Байден не сможет пойти против экологической повестки, иначе давление на него окажется даже больше, чем на Трампа. Сейчас он обещает исключить все выбросы углекислого газа в электроэнергетической системе США к 2035 году. План Байдена  предусматривает  трату двух триллионов долларов.

В общем русле остаются Япония и Южная Корея, решившие к 2050 году полностью обнулить выбросы углекислого газа.

Калифорния хочет идти впереди США и с 2035 года запретить передвижение с помощью бензина.

Еще несколько лет назад борьба с вредными выбросами носила куда более умеренный характер. Например, эксперты рассуждали о проблемах электромобилей, их переоцененности и слишком долгом переходном периоде. Тогда автомобили с гибридным двигателем считались более перспективными на ближайшие десятки лет, а электромобилям отводилась участь второй машины в семье.

Но по состоянию на конец 2020 года ситуация изменилась.

Так, Великобритания решила  запретить  гибриды уже с 2035 года, а Daimler, Scania, Man, Volvo, Daf, Iveco и  Ford  договорились, что перестанут оснащать свои грузовики двигателями внутреннего сгорания к 2040 году.

Долгое время главной «грушей» для битья экологов был каменный уголь.

С 1990 года его потребление в Европе  сократилось  почти в два раза. В Германии последняя шахта была  закрыта  в 2018 году, с тех пор весь используемый уголь — импортный. С 1 января закрылись 11 каменноугольных электростанций. Последние шахты в Великобритании  прекратят  работу в 2022 году, «зеленые» смогли сорвать планы владельцев компаний увеличить производство.

Главными потребителями угля в ЕС остаются страны Восточной Европы, но и они испытывают давление более богатых соседей.

Так, к 2038 году от угля намерена  отказаться  Чехия, у которой на угольные ТЭС приходится 40 процентов электроэнергии. Более того, Европа готова  помогать  финансово даже Украине, чтобы та закрывала шахты и развивала альтернативные виды энергии.

Однако казавшийся естественным переход на более экологичный природный газ был поставлен под вопрос еще год назад. Министры финансов стран Евросоюза договорились, что прекратят давать деньги не только на угольные, но и на новые нефтегазовые проекты.

Другими словами, природный газ теперь тоже не приветствуется. Его место должен занять водород.

В июне правительство Германии  опубликовало  Национальную стратегию водородной энергетики, согласно которой на новое топливо будут переведены транспорт, металлургия и нефтехимическая промышленность. До 2023 года на эти цели страна потратит 10 миллиардов евро, причем семь из них придется на стимулирование внутреннего спроса.

Производить водород Германия собирается с помощью возобновляемых источников энергии — ветра и солнца.

А поскольку собственных мощностей ей не хватит, то готовятся международные проекты в Северной Африке и Марокко.

В целом же ЕС намерен  потратить  470 миллиардов евро на переход на водородное топливо к 2050 году. 470 миллиардов евро собирается потратить Евросоюз в ближайшие 30 лет для перехода на водородное топливо Водород покушается даже на авиаперевозки — едва ли не самую надежную и стабильную отрасль для нефти.

К 2035 году Airbus намерен  выпустить  первый коммерческий самолет на новом топливе.

А первый в мире самолет с электродвигателем и системой водородных топливных элементов создан в Германии еще в 2016 году.

Для развитых стран внимание к проблемам экологии понятно — у них сравнительно мало проблем и достаточно денег, чтобы обратить внимание и на судьбу всей планеты. Однако неожиданно для всех Китай, лидер по вредным выбросам и одновременно третья экономика мира (после США и Евросоюза), тоже  собрался  резко сократить вред природе.

Углеродно-нейтральным Пекин обещает стать к 2060 году, всего лишь на десять лет позже Европы.

С учетом нынешней политики Пекина понять, когда и как Китай начнет снижать выбросы, непросто. Дело в том, что страна не только не сокращает угольную генерацию, напротив, она  строит  новые станции.

Рост числа электромобилей частично решит проблему смога, но если энергию для них будет давать каменный уголь, то о суммарном сокращении выбросов можно забыть.

Переход на альтернативную энергетику для КНР будет стоить очень дорого, то есть, ради климата придется пожертвовать ВВП.

Между тем в последние годы китайская экономика испытывает большие трудности. Рост примерно на шесть процентов в год выглядит прекрасным на фоне развитых стран, но надо понимать, что по ВВП на душу населения КНР очень сильно отстает от них, находясь на уровне России. Громкие заявления Китая, за которыми не стоит конкретики (вряд ли можно считать таковой программные слова об утилизации водорода и увеличении площади лесов), можно пока воспринимать как попытку выиграть время.

В случае введения развитыми странами углеродных пошлин, китайская продукция потеряет свое основное преимущество — низкую стоимость. А если вспомнить про ограничения на инвестиции во вредное производство, к которым готовы крупнейшие западные фонды, то Китай может остаться и без денег.

Что касается России, то страна заняла выжидательную позицию, хотя о производстве водорода в 2020 году заговорили на самом высоком уровне.

Летом 2020 года  Минэнерго России  представило программу «Развитие водородной энергетики в России» на 2020-2024 годы, в октябре  утверждена  соответствующая «дорожная карта». В документе указано, что производством и экспортом водорода займется  «Газпром».

Со следующего года страна хочет позиционировать себя как поставщика перспективного топлива. Более того, существуют планы  переориентировать  под водород газопроводы «Северный поток» и недостроенный «Северный поток-2».

К настоящему времени российский газовый монополист производит на своих объектах более 380 тысяч тонн водорода и уже с 2021 года готов продавать его третьим странам. Правда, отдельной проблемой становится технология производства, в российском варианте с использованием природного газа она тоже  приводит  к вредным выбросам. Такое обстоятельство может затруднить работу на европейском рынке.

Но если в случае водорода речь идет о желании захватить перспективный рынок, то вот с программой снижения выбросов Россия пока далека от авангарда даже на уровне заявлений.

Так, менеджер по инвестициям в развивающиеся рынки Swedbank Елена Ловен на инвестиционном форуме «Россия зовет!»  спросила  у президента  Владимира Путина , что конкретно российские компании собираются сделать, чтобы снизить выбросы в следующие 30 лет. Она объяснила, что без четкой программы действий фонд вынужден будет избавиться от их акций, как и другие организации, ориентированные на ESG-принципы.

Ответ президента вряд ли порадовал ее. Путин подтвердил приверженность России целям Парижского соглашения, объяснив, что все соответствующие законы приняты. Проблема заключается в том, что сокращение прописано по отношению к уровню 1990 года. Но последовавший в 1990-е провал российской экономики уже почти обеспечил выполнение плана. Фактически российским компаниям не придется ничего менять.

Такая хитрость могла пройти незаметно в 2015 году, когда соглашение утверждали, но не сработает в 2020-м.

... В кризисное время сложно уверенно говорить о перспективах даже на ближайшие годы, не то что на десятилетия. Но климатический порыв развитых стран может, как представляется, окончиться тремя различными вариантами.

Первый, оптимистичный, состоит в том, что страны всего мира действительно договариваются о снижении выбросов и по мере сил стараются решать общую задачу. Пока что в мировой истории таких прецедентов не было, но, возможно, пандемия коронавируса доказала важность совместных действий для достижения глобальных целей. Конечно, в этом случае развитым странам придется делиться технологиями альтернативной энергетики и создавать действительно выгодные стимулы для перехода на нее для государств с менее богатой экономикой.

Второй вариант, к которому ситуация ближе всего в настоящее время, это разделение всего мира на два лагеря. Где одни, более богатые, будут заниматься спасением планеты, а другие, победнее, попытаются ускорить экономику за счет дешевого топлива. Ведь отказ Европы и США от угля и нефти, даже частичный, сделает дешевле и то, и другое.

Так, например, Индия собралась  скупить  чуть ли не весь российский уголь. Сейчас эта страна покупает у российских поставщиков всего миллион тонн в год, но к 2025 году она хочет получить 40 миллионов. При таком развитии событий включатся различные ограничительные меры со стороны западных стран — санкции и прекращение инвестиций, а производители выбросов посчитают, что их обидели

И наконец, третий вариант, самый печальный для планеты — декларации даже на Западе останутся лишь громкими словами, а за их ширмой бизнес станет искать обходные пути для большего заработка.

Такую ситуацию легко представить себе, ведь у Европы есть подобный опыт. Так, борьба против мусора в последние 30 лет привела к его вывозу с глаз долой.

В результате у крупнейшего города Африки, нигерийского Лагоса,  появилась  поражающая воображение свалка.

То же самое ранее произошло с предложением утилизировать углекислый газ, получающийся в угольной энергетике. Еще десять лет назад считалось, что технология даст второе дыхание каменному углю. Но позднее эксперты признали, что идея сразу была мифом, а запустили ее только для притока инвестиций в отрасль, которая и не собиралась становиться чище.

Легко заметить, что Россия делает ставку если не на третий, то по крайней мере на второй вариант. Подразумевается, что ничего страшного с рынком сырья не произойдет — в случае отказа Европы вырастет спрос в других странах. В прошлые годы такая стратегия срабатывала — общие поставки сырья росли, а экологические проблемы внутри страны мало кого волновали за рубежом.

Но если ситуация изменится, Россия вряд ли будет к ней готова".

Исходная информация: Лента.ru

https://kuzpress.ru/economy/18-01-2021/79623.html


2024-МАЙНИНГ