Стратегически взаимовыгодно

Без плотного взаимодействия ВУЗов с предприятиями растить кадры невозможно


Одной из наиболее острых проблем в горнодобывающей отрасли в течение долгого времени остается кадровая проблема — недостаток инженерных кадров на предприятиях, особенно в удаленных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. И хотя сырьевые вузы в последние 10 лет проявляют заметную активность с целью решения данной проблемы, острота кадровой проблемы в отрасли не снижается.

Компания Mining Communications при поддержке федерального учебно-методического объ­е­ди­нения (ФУМО) горных вузов России и НП «Горнопромышленники России» с целью внести посильный вклад в решение этой задачи провело исследование с целью выявить возможные пути ее решения. Как сказал участник настоящего исследования, Вадим Косьянов, ректор МГРИ-РГГРУ:

— Мы подошли к рубежу, когда уже все понимают, что без плотного взаимодействия вузов с предприятиями растить кадры невозможно. Это взаимодействие должно быть стратегическим, взаимовыгодным.

Поиск и описание наиболее удачных моделей такого взаимодействия являются целями данного исследования. Предлагаем фрагмент, который показался «УК» наиболее интресным.

Новая реальность — новые требования к выпускникам

Новой реальностью нашего времени, которую нужно принять во внимание как работодателям, так и вузам, является быстрое развитие знаний и технологий. Следствия этого для вузов и промышленности:

  • Необходима реализация на практике концепции «Образование в течение всей жизни» (Life Long Learning — LLL) для сотрудников предприятий. Одного диплома, полученного в молодости, уже не хватает на всю профессиональную жизнь специалиста!
  • В горнодобывающей промышленности объективно наблюдается высокая динамика сменности технологий, и цикл их смены стал короче периода обучения в вузе. Это рождает настоящий вызов системе образования: теперь учить нужно уже не современным, а будущим технологиям! Как угадать эти технологии? (Промышленность здесь, увы, не поможет). Предсказать будущее может помочь только наука. Поэтому научная деятельность должна присутствовать в программах обучения для того, чтобы выявить талантливых, склонных к ней студентов, которые позже станут проводниками новых технологий на своих предприятиях, смогут развивать науку и производство на высоком международном уровне. Они должны воспитываться в передовых научных школах.
  • Цифровизация образования. Студентам сегодня необходимо свободно владеть всеми цифровыми инструментами.
  • Важная компетенция, которую нужно осваивать сегодняшним выпускникам вузов: уметь постоянно самостоятельно осваивать новые знания, овладевать новыми профессиями и передавать эти знания своим коллегам и подчиненным.

Формирование критического мышления. Без этой компетенции в условиях информационного общества студентам трудно будет отделять достоверные знания и источники от недостоверных.

Какие новые качества студентов и выпускников можно использовать при их мотивации?

  • выпускники стали прагматичными в плане построения карьеры, при выборе работодателя учитывают возможности карьерного роста на данном предприятии;
  • в качестве мотивации восприимчивы не только к деньгам, но учитывают много различных факторов;
  • они «живут в цифре», в соцсетях, для них это — естественная среда обитания, они стали более информированы и коммуникабельны, интернет, по их представлению, должен быть везде, в том числе и в шахте;
  • быстро осваивают новые знания, более динамичны в плане изменения специальности, легко идут на дополнительные образовательные курсы, когда это дает им нужные компетенции;
  • стали более мобильны в плане переезда в другую местность, особенно если речь идет об интересных проектах;
  • стремятся к работе в инновационных компаниях с современной корпоративной культурой;
  • более охотно осваивают иностранные языки, участвуют в международных проектах.

Как строить взаимодействие сырьевых вузов с горнодобывающими предприятиями

Самый важный постулат, который хотели донести участники исследования до руководства горнодобывающих компаний и их HR-служб: сотрудничество вузов и компаний это не разовая акция, оно должно носить стратегический характер, строиться с расчетом на длительную перспективу, поскольку отдача от такого сотрудничества — не сиюминутна, она полноценно проявится лишь через 2-5 лет. По этой причине к выбору вузов-партнеров нужно подойти весьма тщательно.

Имеет смысл обратиться к руководству нескольких вузов и выбрать из них тех, с кем установился более высокий уровень понимания. Важным фактором успешного взаимодействия является хороший контакт не только на верхнем уровне, но и на уровне исполнителей.

Модели взаимодействия между вузами и компаниями весьма многообразны.

1. Приглашение студентов на практику на горнодобывающее предприятие. (Это — самый эффективный и простой метод взаимного поиска работы/подбора персонала). Рекомендуется начинать работу со студентами уже со 2-3-го курса, когда студенты начинают задумываться о работе, кроме того, в это время студентов меньше смущает удаленность предприятий от центра и больших городов. Многие участники исследования отмечали также полезность приглашения представителей вуза (кураторов) на такие практики для ознакомления с реальными проблемами предприятий, ввод преподавателей в курс текущих проблем предприятия.

2. Заключение договоров о целевом обучении специалистов (в рамках средств федерального бюджетирования вузов) с взаимными обязательствами, которые принимают на себя студенты и компании.

3. Заключение договоров о переподготовке сотрудников компании, в том числе по программам ДПО. Запуск ускоренных программ переподготовки для специалистов с производства с высшим (но не горным) образованием.

4. Участие в формировании программ обучения в профильных вузах.

5. Приглашение ключевых преподавателей вузов на мероприятия, проводимые горнодобывающей компанией, на производственные конференции (даже без выступлений, для введения в курс проблем), на экскурсии. Это позволит преподавателям корректировать свои программы в соответствии с потребностями производства данной компании. Проведение совместных с вузом конференций, семинаров, круглых столов.

6. Проектная деятельность. Большинство студентов, обучающихся на горных специальностях, — бюджетники, компании могут привлекать их посредством создания проектной зоны, когда в рамках существующих образовательных программ могут создаваться специальные модули, которые будут формировать нужные компаниям компетенции, в том числе формировать нужные компании soft-skills. Многие проекты университеты готовы делать бесплатно, за свой счет.

7. Привлечение высококвалифицированных сотрудников горнодобывающих компаний к учебному процессу в вузах. Опытные специалисты с производства не должны чуждаться чтения лекций, даже в рамках краткосрочных курсов (1-2 месяца). Это очень позитивно сказывается на качестве обучения в вузах.

8. Стипендиальная поддержка от компании хорошо успевающим студентам (именные, корпоративные стипендии).

9. Формирование системы грантов для студентов на освоение специальных компетенций и прохождение специальных курсов. Формирование научных грантов.

10. Формирование имиджа горнодобывающей компании в университетской среде путем присутствия на мероприятиях вуза и участия в его жизни, оформления и оборудования учебных аудиторий и лабораторий. Участие в материально-техническом оснащении лабораторий, стендов, симуляторов, компьютерных классов.

11. Развитие олимпиадного движения среди студентов. Поддержка профильных студенческих олим­пиад, чемпионатов (наподобие чемпионата кейсов — Case-In).

12. Развитие творческих объединений студентов вокруг своих технологий и продуктов (что, например, успешно делает компания Micromine).

13. Участие в ярмарках вакансий, создание института студентов-амбассадоров горнопромышленных предприятий в вузах.

14. Презентации горнодобывающих компаний для студентов профильных кафедр вузов. Премьеры документальных фильмов, которые снимают компании о своей деятельности и о своих социальных проектах.

15. Заключение долговременных хоздоговоров горнодобывающих компаний с подразделениями вузов и профильными кафедрами. Студенты тоже должны участвовать в этих работах и знакомиться с проблемами предприятия, потом они легче адаптируются.

16. Создание базовых кафедр и филиалов вуза на предприятиях.

17. Создание совместных c вузами центров, наподобие R&D-центра «Норникеля». Создание краевых или областных НОЦ (научно-образовательных центров), а также локальных центров компетенций, где недропользователи и вузы могут реализовывать совместные программы по заказу и под эгидой местных властей.

18. Предприятие предлагает к той или иной программе тематику курсовых работ, выпускных квалификационных работ, дает производственный материал для квалификационных работ. Тогда студенты будут обучаться по актуальным производственным, а не надуманным академическим или устаревшим данным. Это хороший способ влияния предприятий на содержание образовательных программ.

Проблема закрытости реальных производственных данных горнодобывающих компаний в настоящее время успешно решается подписанием NDA — Non-Disclosure Agreement, т.е. Соглашения о неразглашении производственных данных.

Авторы: Вадим Косьянов, МГРИ-РГГРУ, ректор, Владимир Литвиненко, СПб, Горный Университет, ректор, Вадим Петров, НИТУ МИСиС, проректор, Сергей Упоров, Уральский Горный Университет, проректор, Владимир Макаров, Красноярский СФУ, Институт горного дела, директор, Владимир Наумов, Естественнонаучный институт Пермского НИУ, директор, Алексей Шевченко, ИрНИТУ, Институт недропользования, директор, Александр Загибалов, ИрНИТУ, заведующий кафедрой, Алексей Хорешок, Кузбасский ГТУ, Горный институт, директор, Виктор Ненахов, ВГУ (Воронеж), Геологический факультет, декан, Владимир Скрипниченко, САФУ (Архангельск), заведующий кафедрой, Исхак Фархутдинов, заместитель директора по науке, БашГУ (Уфа), заведующий кафедрой геологии и полезных ископаемых.


2024-МАЙНИНГ