Зеленые самосвалы
БЕЛАЗ реализует идеи по созданию экологичного транспорта
На предприятии собраны и проходят испытания несколько «зеленых» самосвалов, в том числе дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-7530Е. Для испытания машины был создан полигон с контактной троллейной линией общей протяженностью более 400 метров, 33 опорами и тяговой подстанцией мощностью 1,8 МВт. Собрана сама машина на базе карьерного самосвала БЕЛАЗ-75306.
Конструктивные особенности и преимущества
Основной и, наверное, самой запоминающейся частью дизель-троллейвоза является пантограф (токосъемник). Оборудование становится активным, когда самосвал подъезжает к воздушной сети. В этот момент механизм поднимается и своей верхней частью касается провода. Напряжение от троллей через шкаф управления поступает на электродвигатели редукторов мотор-колес — и 220 тонн груза едут вверх. Преодолев самую высокую точку трассы, самосвал опускает пантограф и едет на спуск, но уже на дизельном двигателе.
Благодаря этому мы получаем целый ряд полезных эффектов:
- В 1,8–2 раза увеличивается скорость движения самосвала на самом сложном участке карьерной трассы — подъеме, что дает возможность повысить производительность и нарастить объем перевозок.
- Экономится до 80 процентов топлива на троллейном участке, благодаря чему те капиталовложения, которые необходимы при возведении инфраструктуры, окупаются довольно быстро.
- Увеличивается производственная мощность горного предприятия.
- Снижаются затраты на техническое обслуживание машины.
- Увеличивается жизненный цикл дизельного двигателя.
И, самое главное, улучшается экология в карьере и прилегающей к нему территории. Сегодня с ростом стоимости дизельного топлива актуальность использования дизель-троллейвозного транспорта растет особенно в тех регионах, где дешевая электроэнергия, например в Южной Африке. Или в регионах с низкой температурой — таких, как Якутия (здесь решается проблема с хранением топлива).
На предприятии идет работа над тем, чтобы переоборудовать под дизель-троллейвозы парк уже имеющихся у потребителя машин с переменно-постоянным током.
Для переоборудования машины необходимо:
- установка шкафа управления для обеспечения работы под троллейной линией;
- установка фермы для размещения пантографа;
- доработка гидравлики привода пантографа;
- установка пантографа с системой управления;
- установка вводного электротехнического оборудования;
- перекомпоновка системы вентиляции привода;
- установка дополнительных приборов контроля и органов управления в кабине оператора.
Вместе с поставкой дизель-троллейвозной техники БЕЛАЗ предлагает комплексные решения:
1. Строительство троллейной трассы с управляющей подстанцией, дорожного покрытия, обустройство необходимой инфраструктуры в руднике совместно с партнерами.
2. Подготовка расчета проекта экономической эффективности по использованию троллейной техники.
Дилеры готовы обеспечить сервисную поддержку дизель-троллейвозов в процессе их работы, а также быстрый монтаж и обслуживание необходимого оборудования.
Дальнейшее развитие дизель-троллейвозного транспорта выглядит еще более привлекательным. И это связано с применением в составе машины накопителей на базе аккумуляторов или конденсаторов вместо дизеля, что позволит вести разговор о полностью «зеленом» транспорте, свободном от вредных выбросов. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске за счет рекуперации. При увеличении удельной емкости аккумуляторных батарей и количества их циклов заряда-разряда в несколько раз есть все основания полагать, что такое техническое решение станет востребованным.
Сергей Никифорович, генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ», отметил:
— Выпуск таких машин — это перспективное направление развития карьерной техники БЕЛАЗ, учитывающее мировые тенденции по использованию альтернативных источников энергии. Эксплуатация дизель-троллейвоза способствует сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшению экологической обстановки в карьерах и прилегающих регионах. Мы предлагаем комплексные решения по организации всей необходимой инфраструктуры. И верим, что именно такой подход поможет нашим потребителям увеличивать производительность и снижать стоимость перевозок.