2024 Стройимпорттехника


Зеленые самосвалы

БЕЛАЗ реализует идеи по созданию экологичного транспорта


На предприятии собраны и проходят испытания несколько «зеленых» самосвалов, в том числе дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-7530Е. Для испытания машины был создан полигон с контактной троллейной линией общей протяженностью более 400 метров, 33 опорами и тяговой подстанцией мощностью 1,8 МВт. Собрана сама машина на базе карьерного самосвала БЕЛАЗ-75306.

Конструктивные особенности и преимущества

Основной и, наверное, самой запоминающейся частью дизель-троллейвоза является пантограф (токосъемник). Оборудование становится активным, когда самосвал подъезжает к воздушной сети. В этот момент механизм поднимается и своей верхней частью касается провода. Напряжение от троллей через шкаф управления поступает на электродвигатели редукторов мотор-колес — и 220 тонн груза едут вверх. Преодолев самую высокую точку трассы, самосвал опускает пантограф и едет на спуск, но уже на дизельном двигателе.

Благодаря этому мы получаем целый ряд полезных эффектов:

  • В 1,8–2 раза увеличивается скорость движения самосвала на самом сложном участке карьерной трассы — подъеме, что дает возможность повысить производительность и нарастить объем перевозок.
  • Экономится до 80 процентов топлива на троллейном участке, благодаря чему те капиталовложения, которые необходимы при возведении инфраструктуры, окупаются довольно быстро.
  • Увеличивается производственная мощность горного предприятия.
  • Снижаются затраты на техническое обслуживание машины.
  • Увеличивается жизненный цикл дизельного двигателя.

И, самое главное, улучшается экология в карьере и прилегающей к нему территории. Сегодня с ростом стоимости дизельного топлива актуальность использования дизель-троллейвозного транспорта растет особенно в тех регионах, где дешевая электроэнергия, например в Южной Африке. Или в регионах с низкой температурой — таких, как Якутия (здесь решается проблема с хранением топлива).

На предприятии идет работа над тем, чтобы переоборудовать под дизель-троллейвозы парк уже имеющихся у потребителя машин с переменно-постоянным током.

Для переоборудования машины необходимо:

  • установка шкафа управления для обеспечения работы под троллейной линией;
  • установка фермы для размещения пантографа;
  • доработка гидравлики привода пантографа;
  • установка пантографа с системой управления;
  • установка вводного электротехнического оборудования;
  • перекомпоновка системы вентиляции привода;
  • установка дополнительных приборов контроля и органов управления в кабине оператора.

Вместе с поставкой дизель-троллейвозной техники БЕЛАЗ предлагает комплексные решения:

1. Строительство троллейной трассы с управляющей подстанцией, дорожного покрытия, обу­стройство необходимой инфраструктуры в руднике совместно с партнерами.

2. Подготовка расчета проекта экономической эффективности по использованию троллейной техники.

Дилеры готовы обеспечить сервисную поддержку дизель-троллейвозов в процессе их работы, а также быстрый монтаж и обслуживание необходимого оборудования.

Дальнейшее развитие дизель-троллейвозного транспорта выглядит еще более привлекательным. И это связано с применением в составе машины накопителей на базе аккумуляторов или конденсаторов вместо дизеля, что позволит вести разговор о полностью «зеленом» транспорте, свободном от вредных выбросов. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске за счет рекуперации. При увеличении удельной емкости аккумуляторных батарей и количества их циклов заряда-разряда в несколько раз есть все основания полагать, что такое техническое решение станет востребованным.

Сергей Никифорович, генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ», отметил:

— Выпуск таких машин — это перспективное направление развития карьерной техники БЕЛАЗ, учитывающее мировые тенденции по использованию альтернативных источников энергии. Эксплуатация дизель-троллейвоза способствует сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшению экологической обстановки в карьерах и прилегающих регионах. Мы предлагаем комплексные решения по организации всей необходимой инфраструктуры. И верим, что именно такой подход поможет нашим потребителям увеличивать производительность и снижать стоимость перевозок.