АСУ вышла в тираж

В УК «Кузбассразрезуголь» завершается внедрение единой автоматизированной системы управления горнотранспортным комплексом


К Бачатскому, где АСУ ГТК «Карьер» функционирует в режиме опытно-промышленной эксплуатации с весны прошлого года, теперь присоединились Краснобродский, Калтанский и Талдинский разрезы. К концу мая всем необходимым оборудованием будут оснащены два оставшихся филиала — Моховский и Кедровский.

Внедрение автоматизированной системы диспетчеризации — одно из основных направлений цифровой стратегии оперативной трансформации компании.

Сейчас в контуре системы работает около 200 единиц техники Бачатского разреза — это карьерные самосвалы, экскаваторы, погрузчики, буровая техника и т.д.

Полная реализация проекта предполагает охват более чем 1200 единиц техники во всех шести филиалах УК «Кузбассразрезуголь».

Переход на автоматизированную систему диспетчеризации для компании — не просто внедрение цифрового продукта, скорее, трансформация организационного подхода к ведению горных работ и культуры производства. АСУ позволяет сделать производственную деятельность прозрачной, наглядной и управляемой.

Как это работает

Система состоит из программного обеспечения, систем связи и бортового оборудования.

На мобильные объекты — самосвалы, экскаваторы, бульдозеры, топливозаправщики, буровые станки, погрузчики, хозяйственный транспорт и т. д. — устанавливается бортовое оборудование системы (датчики, системы диагностики, навигационное оборудование, интеллектуальная панель для операторов горной техники).

Бортовой контроллер собирает показания датчиков, обрабатывает их, используя внутреннее программное обеспечение, и передает по беспроводному каналу передачи данных в диспетчерский центр (ДЦ). Он получает информацию о местоположении и показаниях датчиков (загрузка, уровень топлива в баке, давление в шинах и другие телеметрические данные) с каждого мобильного объекта, обрабатывает и архивирует ее.

На рабочих местах пользователей системы (диспетчеров, маркшейдеров, геологов, горных инженеров и руководителей предприятия) информация визуализируется на экране в виде необходимой информации для оперативного управления предприятием.

Использование АСУ позволяет осуществлять текущий мониторинг технического состояния оборудования, краткосрочное планирование и контроль исполнений, прогнозирование технической готовности и планирование ремонтов.

Беспристрастность или нечеловеческий фактор

Первым результатом работы АСУ ГТК «Карьер» стало выявление слабых мест. Парадокс: старт внедрения АСУ, призванной повысить производительность, вызвал снижение этого показателя. Нет, коллектив Бачатского разреза не стал хуже работать. Просто при сборе и анализе информации «цифра» оказалась дотошнее человека. Отсюда падение в сравнении с предыдущими данными ручного ввода. Сегодня, оперируя уже собственными данными, система констатирует рост производительности.

— Уже на начальном этапе внедрения на Бачатском разрезе АСУ помогла определить направления для повышения эффективности производства, — отмечает Рустам Гогов, руководитель программы цифровой трансформации АО «УК «Кузбассразрезуголь». — Например, система контролирует фактический вес груженых самосвалов, что позволяет оперативно выявлять и устранять недогруз. Это позволило повысить загрузку самосвалов на 10 процентов.

А для повышения вовлеченности сотрудников созданы рейтинги участников перевозки горной массы (водителей самосвалов и машинистов экскаватора) и включена система премирования KPI (ключевые показатели эффективности).

Еще один серьезный фактор снижения производительности — ремонтные простои. Анализ, полученный при помощи АСУ, показал, что существующий подход к организации ремонтов и технического обслуживания оборудования недостаточно эффективен. Это стало одной из отправных точек в реализации следующего важного проекта оперативной трансформации — создание дирекции по ремонту, сначала на Бачатском разрезе, а с 1 февраля 2022 — в компании.

Сегодня использование АСУ позволяет осуществлять текущий мониторинг технического состояния оборудования, краткосрочное планирование и контроль исполнений, прогнозирование технической готовности и планирование ремонтов.


Справка

В 2020 году проект внедрения АСУ ГТК «Карьер» (производства АО «Вист») на предприятиях УК «Кузбассразрезуголь» получил поддержку от Российского фонда развития информационных технологий. Весной 2021 года пилотная версия внедрения АСУ — проект «Автоматизированная система диспетчеризации горнотранспортного оборудования Бачатского угольного разреза» — победила в конкурсе эффективных проектов цифровизации в горной отрасли «Горная индустрия 4.0» в номинации «Цифровизация открытых горных работ» от соорганизатора конкурса — ГК «Цифра».

В 2022 году АО «Кузбассразрезуголь» в рамках конкурса «Горная индустрия 4.0» было награждено в номинации «Цифровизация открытых горных работ» — за трехмерное моделирование угольных месторождений и организацию дистанционного управления угольных работ.


2024-МАЙНИНГ