Уголь выходит на биржу

В феврале на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) состоялись анонсированные первые угольные торги


Сейчас торгуются угли только энергетических марок Д и ДГ, в дальнейшем перечень доступных видов продукции планируется расширять. Согласно установленному нормативу, крупные угольные компании обязаны реализовывать через СПбМТСБ не менее 10 процентов своей продукции.

Суть вопроса: зачем и почему

В релизе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) подчеркивается, что Российская Федерация стала первой страной, реализовавшей опыт торговли углем на национальном рынке через биржу.

Ценообразование на мировом угольном рынке считается самым консервативным из всех отраслей. Основная форма сделок в этом сегменте промышленности всегда оставалась классической: срочные контракты, основанные на предварительных двусторонних договоренностях о стоимости сырья. К этому варианту из-за возрастающего количества тендеров совсем недавно прибавились спотовые закупки угля, когда процедуре предшествует приглашение к участию в тендере, а контракт подписывается с тем, кто предложил наилучшие результаты. В результате все большего перехода на спотовую торговлю мировой угольный рынок стал более эластичным.

Также только в последнее десятилетие на рынке торговли углем стали развиваться электронные торговые площадки, внебиржевые рынки производных финансовых инструментов — фьючерсных контрактов.

На мировом угольном рынке биржевые контракты мало развиты — небольшой объем торгов есть на американской бирже Comex, а также в Китае. Прогрессу биржевой торговли мешает наличие многочисленных марок угля, что затрудняет создание ликвидных бенчмарков.

Классическая модель цено­образования не устраивала, прежде всего, тем, что стоимость угля на международном и внутреннем рынке была тесно взаимосвязана. Контракты заключались долгосрочные, рынок угля в течение нескольких предыдущих лет не показывал высокую волатильность. Но после начала специальной военной операции на Украине и последовавшими за ней европейскими санкциями угольный рынок буквально начало трясти.

До сих пор уголь в стране в основном продавался по схеме: цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя, так называемому экспортному нетбэку в рамках долгосрочных контрактов. В условиях санкционной политики Запада, неустойчивости курса валют и перебоев с экспортом угля на некоторых направлениях власти искали ценовой ориентир, который позволил бы им избежать введения регулируемой цены в этих условиях.

Рассматривалось два варианта решений для стабилизации обстановки:

  • развивать биржевые инструменты для торговли;
  • вводить возможность государственного регулирования.

Изучив этот вопрос и взвесив все плюсы и минусы, российское руководство склонилось в пользу введения рыночного механизма регулирования цен. С оговоркой: доля государственного вмешательства в процесс все же остается. Минэнерго при участии ФАС разработало решение о минимальных объемах сырья, которые угольные компании будут обязаны продавать на бирже: оно коснулось только угледобывающих лидеров в своем регионе.

Разработчики процесса и большинство экспертов считают, что биржевой механизм позволит стабилизировать внутренние цены на уголь на фоне ценовой волатильности на мировых рынках и оттока российского угля за рубеж, несмотря на западное эмбарго на угольные поставки из России. Торговля углем на бирже необходима, если требуется отвязать внутреннюю торговлю этим ископаемым от экспортных паритетов.

Подготовка к этому процессу заняла не один месяц.

Немного истории

ФАС предлагала начать старт биржевой торговли углем еще более десяти лет назад, так как регулятору уже давно был нужен формируемый в России индикатор цен.

С 2018 года СПбМТСБ начала разработку новой модели торгов с пересчетом цены биржевого договора по фактическому качеству поставляемого товара. Модель создавалась специально для товаров с изменяющимися качественными характеристиками, с полным учетом деловой практики, сложившейся на рынке энергетического угля.

На Бирже отмечали, что разработка модели и подготовка торгов соответствуют задачам Национального плана развития конкуренции на 2021–2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ №2424-р от 02.09.2021. Дополнительным стимулом для развития биржевой торговли энергетическим углем стал приказ Федеральной антимонопольной службы и Министерства энергетики Российской Федерации от 15.08.2022 № 583/22/816, устанавливающий минимальную величину продаваемого на бирже угля марок Д и ДГ.

Торги на СПбМТСБ в качестве пилотного проекта довольно успешно состоялись в декабре 2019 года. Тогда, в ходе первой торговой сессии, было заключено два договора. Первый, по продаже длиннопламенного угля марки Д (разрез Степной), был заключен на условиях «франко-вагон станция назначения» на базисе станции Новосибирск-Западный, второй — по продаже угля марки Д (разрез Пермяковский) — на тех же условиях на базисе железнодорожной станции Кали­нин­град-Сор­тировочный.

Однако продолжения торгов не последовало.

Только в мае 2020 года участники рынка получили возможность заключать сделки с шестнадцатью новыми биржевыми угольными товарами: восемью марками длиннопламенного и восемью марками бурого угля.

То есть переход к биржевым торгам проходил плавно, и на самой СПбМТСБ к проведению, а точнее, к возобновлению угольных торгов готовились в спокойном режиме.

Значимость проведенных в феврале торгов отметил Николай Шульгинов, министр энергетики РФ:

— Торговля углем на бирже окажет положительный эффект для отрасли, особенно в период тех вызовов, с которыми она сталкивается. В первую очередь биржевой механизм обеспечит прозрачность ценообразования на уголь для потребителей, позволит сформировать рыночные индикаторы цен внутреннего рынка. Сейчас мы запустили продажу энергетического угля марок Д и ДГ.

Специалисты отметили сразу несколько преимуществ выхода на биржевую торговлю:

  • избавление от ненужных посредников;
  • устранение привязки к паритету экспорта;
  • увеличение прозрачности каждой сделки.

Также предполагается, что реализация угольной продукции через биржу обеспечит цифровизацию сделок, исключит возможность формирования угольными компаниями экономически необоснованных цен и снизит количество посредников.

В будущем биржевые торги углем должны гарантировать стабилизацию цен внутри страны, что положительно отразится на потребителях.

Поскольку вливание в систему проходит максимально осторожно и плавно, на биржу выходит пока только минимальное количество компаний.


Какие фактические дополнительные расходы несут участники торгов?

Для выхода на торги в качестве участника торгов необходимо оплатить вступительные взносы в зависимости от выбранной категории. Кроме биржевого и клирингового сбора участники торгов оплачивают услуги по обеспечению технического доступа к торгам. С тарифами можно ознакомиться на сайте Биржи — http:///participant/tariff/


Сомнения и разъяснения

По поводу запуска биржевых торгов углем на интернет-платформе Pandia к заседанию Биржевого комитета были организованы комментарии к некоторым вопросам и опасениям. Приводим некоторые из них.

Мнение первое. Торговля через биржу, особенно при обезличенных сделках, вызовет разрушение долгосрочных партнерских отношений на уже сформированном и устоявшемся рынке, что в свою очередь приведет к потере региональных рынков традиционного присутствия. Декларируемое биржей получение нового канала сбыта (фактически альтернативного) не представляет интереса для угледобывающих компаний с достаточно продолжительной историей и положительной репутацией.

Ответ. Опыт развития биржевой торговли на других рынках энергоносителей показывает, что разрушения долгосрочных партнерских отношений не происходит. На оптовом рынке ограниченное количество крупных игроков, которым интересна биржевая торговля, соответственно, биржевые торги становятся дополнительным инструментом, удовлетворяющим запросы продавца и покупателя.

Биржевые торги, обеспечивающие равный доступ участников к товару, являются эффективным инструментом обеспечения конкуренции и формирования репрезентативного индикатора рыночной цены. В этом смысле крупные компании-производители, обладающие значительной рыночной властью, действительно не заинтересованы в развитии открытого биржевого рынка, так как биржевые торги ограничивают возможности производителей для злоупотреб­ления своим доминирующим положением. Однако именно поэтому ФАС вправе настаивать на использовании биржевых индикаторов рыночной цены для контроля над ценообразованием на высококонцентрированных рынках.

Мнение второе. Торговля через биржу ограничит возможности гибкой реакции на потребности рынка, в том числе в условиях оплаты или с использованием меняющейся экономико-географической ситуации.

Ответ. Напротив, биржевые торги являются самым совершенным инструментом, обеспечивающим наиболее оперативную и гибкую реакцию на изменение конъюнктуры в режиме реального времени.

Биржевая цена формируется на основе спроса и предложения в ходе двойного встречного аукциона. Рыночной ценой считается средневзвешенная цена договоров поставки, заключенных в ходе торговой сессии. Торги, обеспечивающие равный доступ участникам к процессу, являются самым эффективным инструментом обеспечения конкуренции и не могут ее ограничивать. Сами по себе они не могут являться причиной высокой волатильности цен, причиной может быть ситуация на рынке.

В настоящее время на рынке угля существуют различные принципы ценообразования при заключении долгосрочных и «спотовых» сделок. Соответственно, адекватные биржевые индексы должны отражать разницу в ценах между этими видами сделок, что исключает возможность формирования агрегированного показателя.

Биржевой индикатор рыночной цены формируется в соответствии с законом «О защите конкуренции» и не предполагает использования индексов внебиржевых цен. А ФАС в соответствии со своей методикой использует для анализа ценовой политики доминирующих компаний «треугольник цен», включающий в себя биржевые индексы, индексы внебиржевого рынка и экспортного паритета. При этом каждый из этих индексов существует отдельно и не агрегируется.

Мнение третье. Торговля через биржу затруднит планирование работы угледобывающих предприятий, которое увязывается с планами продаж.

Ответ. Запуск биржевого канала реализации продукции не приводит к существенным изменениям объема и направления грузопотоков, так как количество потребителей на рынке и их географическое положение не меняется. Соответственно, выход на биржевые торги не оказывает существенного влияния на планирование работы, что подтверждается опытом существующих биржевых рынков.

Мнение четвертое. В настоящее время «спотовые» контракты заключаются в основном на условиях стопроцентной предоплаты. Однако при работе на бирже угледобывающим компаниям и их трейдерам предлагается, по сути, замораживание денежных средств в клиринговой организации, оплата частями и по факту поставки, дополнительные расходы на брокеров биржи, неясный механизм возмещения логистических затрат и так далее. В целом биржевой механизм вообще исключает условия стопроцентной предоплаты, в связи с чем становится невозможным финансовое планирование.

Ответ. Производители торгуют на бирже на условиях 100 процентов предоплаты. Правила торгов предполагают предоставление производителям биржевого товара статуса «контролера поставки», в правилах клиринга ему соответствует статус участника клиринга «категории А». Данный статус позволяет производителям (или их уполномоченным структурам) торговать в рамках товарного лимита без внесения денежного обеспечения, а также предусматривает получение продавцом авансового платежа за товар до фактической поставки товара. Таким образом, никаких расходов по замораживанию средств производители не несут.

Механизм возмещения логистических затрат прописан в Правилах торгов на действующих рынках, например, рынке нефтепродуктов (размещен на сайте биржи). Если условиями поставки предусмотрена транспортировка товара поставщиком за счет покупателя, то покупатель оплачивает логистику авансом.

В случае если производитель выходит на торги напрямую, он не несет расходы на брокера и платит только биржевую и клиринговую комиссию (0,06 и 0,03 процента соответственно).

Евгения Райнеш