2024 Стройимпорттехника

Обзор СМИ


Новый министр энергетики России будет спасать уголь
13.05.2024


Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев претендует на должность министра энергетики.

В Госдуме обсуждают кандидатуру губернатора главного угольного региона России на должность нового министра энергетики. Эксперты полагают, что стране сейчас нужен антикризисный управляющий по угольной промышленности, которая оказалась в кризисе из-за низких цен. К тому же стратегическими направлениями традиционно занимается вице-премьер, отмечают эксперты.

Михаил Мишустин предложил на должность нового министра энергетики России Сергея Цивилева, который пока является губернатором Кемеровской области. Его назначение единодушно поддержал комитет Госдумы. Как, впрочем, и кандидатуру Александра Новака на должность вице-премьера, который курирует топливно-энергетический комплекс.

«Тут скорее принцип назначения антикризисных управляющих»,

 — говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. Он отмечает, что Цивилев управлял угольным регионом в период масштабного провала ранка в 2020 и 2024 годах.

«Такой опыт позволит лучше управлять энергетической отраслью, которая испытывает значительное санкционное давление», — считает эксперт.

По мнению ведущего аналитика ФНЭБ и эксперта Финансового университета при правительстве России Игоря Юшкова, назначение Цивилева — некий лоббистский успех угольных компаний.

«Они понимают, что Цивилев будет больше внимания уделять вопросам угольной промышленности, ее рентабельности. Он в отрасли разбирается»,

 — говорит Игорь Юшков.

Разграничения полномочий на уровне ТЭК в правительстве, как это было в предыдущем составе, при этом сохраняются, отмечает Игорь Юшков.

«Тогда Новак занимался нефтепродуктами, ОПЕК+ и всем нефтегазовым комплексом в целом, включая газификацию. Теперь он будет заниматься еще вопросами санкций. Минэнерго же будет, как и раньше, ведать вопросами электроэнергетики, подготовкой к отопительному сезону. Больше — тактическими моментами. Ну, и вопросами угольной промышленности, которая оказалась в непростой ситуации»,

 — продолжает ведущий аналитик ФНЭБ.

Цены на уголь снизились, российские компании уходят на азиатские рынки. И Кемеровская область и Тува сильно пострадали, потому что у них очень большое транспортное плечо в отличие от Якутии и Дальнего Востока, где добыча угля и экспорт даже выросли, говорит эксперт.

«Тем более что Европа снижает потребление угля и на азиатские рынки переходят, как и мы, и другие поставщики, что усиливает конкуренцию и сбивает цены. Более того, в ближайшие годы ожидается запуск новых заводов СПГ и цены на газ не будут расти, а это является сдерживающим фактором цен на уголь, который является естественным заменителем газа. Поэтому дополнительное предложение газа бьет по углю»,

 — Игорь Юшков считает, что угольные компании будут оставаться на грани рентабельности и им необходимо будет искать постоянные меры поддержки правительства.

«Например, размер фискальной нагрузки. Вопрос взаимодействия с РЖД станет ключевым для Цивилева, потому что львиная доля себестоимости угля — это тариф на перевозку. И желающих перевозить другие товары по железной дороге немало в то время, когда она забита углем», — добавляет Игорь Юшков. По его словам, есть и разные слухи о назначении Сергея Цивилева, но это — слухи.

Как сообщало EADaily , падение спроса на уголь в Индии и Китае привело к снижению мировых цен на уголь. В том числе на российские поставки, которые идут со скидкой. «Ведомости» со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ) писало, что минимальный уровень цены достигли в марте, а в апреле снижение продолжается. Так, в начале апреля поставки угля калорийностью 6 тыс. ккал из черноморской Тамани стоили $ 72 за тонну, а в российских портах Балтийского моря — $ 61 за тонну. Снижение составило 13−14% с начала года.

В портах Дальнего Востока уголь подешевел на 6−7% - до $ 86−95 в зависимости от калорийности.

«В целом нас ожидает снижение добычи в угольной отрасли и корректировка ставок погрузки в портах и цен аренды полувагонов. Вероятно, что и отказ от понижающих коэффициентов на перевозку энергетического угля всё же придётся пересматривать. В противном случае транспортная отрасль рискует потерять от 10 до 15% грузовой базы по итогам этого года»,

 — замечал EADaily Максим Худалов. По его мнению, ситуация повторяет историю 2015−2016 годов: «И продлится от года до полутора лет, так что меры для спасения отрасли применять лучше начинать уже сейчас».

https://eadaily.com/ru/news/2024/05/13/novyy-ministr-energetiki-rossii-budet-spasat-ugol