Тайны Барзасских сапромикситов
Их пытаются разгадать сотрудники Березовского городского музея имени Василия Николаевича Плотникова
Как считает Галина Седых, не заинтересоваться поселком Барзас, который входит в Березовский городской округ, невозможно по целому ряду причин.
— Во-первых, здесь работала единственная в мире шахта по добыче барзасита (барзасской рогожки, томмита, сапромиксита, названий у ископаемого несколько).
Чудесные истории
— Во-вторых, именно в Барзасе, в приходе св. Димитрия Донского, дважды обновилась икона св. равноапостольного князя Владимира, главная святыня храма. Ее пожертвовала храму местная жительница Екатерина Васильевна Ефремова в 1996 году. Старинная икона почернела, так что невозможно было понять, кто на ней изображен. Только по чуть видной русской шапке и кресту определили, что на изображении князь Владимир Второй, креститель Руси.
Однако, через некоторое время староста храма обнаружила, что правый верхний угол образа отливает сочным блеском, сквозь черноту как бы просочилась изумительная, тонкая золотая вязь. Икона начала обновляться и постепенно посветлела полностью.
Для меня это изумительная история. Местные жители готовы рассказать еще немало чудес, которые, видимо, неспроста происходят в Барзасе. Ведь здесь помнят и другую быль, трагическую. Историю лагерного отделения №13 «Севкузбасслага». Начиная с 1946-го и по 1965 год в нем находились осужденные по разным статьям граждане нашей страны.
Как известно, лагерей в Кузбассе было немало. В отделении №13 политических заключенных было немного, в основном — криминальные элементы и немцы, взятые в плен после войны. Все они занимались лесозаготовками, и так случилось, что эта отрасль стала частью жизни поселка: вместе с ней строились дома, мост через реку Барзас, другие объекты инфраструктуры.
Быть может, обновление иконы говорит о том, что темное прошлое уходит вдаль, а впереди нас ждут более светлые времена? Быть может, оно дарит надежду и мечту?
Барзас и барзасит
Ровно 110 лет назад, в мае 1914 года, небольшие куски сапромикситовых углей были найдены в районе лога, который находится в западной части современного поселка Барзас. Тогда геологов Сняткова и Панкратова поразило листоватое строение минерала, то, как легко он загорался от пламени одной спички и горел сильным коптящим пламенем.
Образцы породы были отправлены в Санкт-Петербург на исследование. Известный ученый палеоботаник Михаил Дмитриевич Залесский определил, что это новая разновидность сапропелитового угля, и назвал его сапромикситом.
А в 1929 году был обнаружен целый пласт залежей ископаемого. Принято считать, что сам поселок появился и стал строиться именно после того, как 28 октября 1929 года экспедиции геолога Василия Александровича Орестова удалось найти залегание сапромиксита.
— Сапромикситы на 80 миллионов лет старше наших традиционных углей, то есть они были образованы 410 — 360 миллионов лет назад, — уверена Галина Павловна. — Ботанический состав их до конца не исследован, а сырьем для барзаситов стали, видимо, водоросли и то, что находилось на дне моря, которое в доисторические времена располагалось на месте поселка.
Заказник охраняет угли для будущего?
Месторождение барзасских углей простирается примерно на 80 км, а поселок Барзас находится в самом его центре. В таком большом количестве уголь залегает только в барзасской тайге. Запасы огромны — 213 миллионов 200 тысяч тонн. Однако добывать ископаемое неудобно, поскольку месторождение разбросано на большой площади. Тем более что большая его часть находится на территории Государственного природного заказника «Барзасский».
Заповедник был создан с целью разведения в Кемеровской области речного бобра. Флора заказника включает 261 вид высших сосудистых растений и 28 видов мохообразных, фауна — 226 видов позвоночных животных и так далее. Это уникальное место нельзя трогать промышленными разработками.
Тем не менее кузбасские ученые уже разрабатывали проекты добычи угля без помехи для природы, когда-нибудь этим обязательно займутся. Но пока есть нефть, газ — это дело никому не интересно. Месторождение законсервировано и находится в резерве.
Адский труд
А в начале прошлого века было выделено четыре шахтных поля. В 1931 году началось строительство Барзасского рудника (шахта «Барзасская-1») по добыче сапромикситовых углей.
Ранее, в 1930 году, была проложена грунтовая дорога: п. Барзас — д. Романовка — д. Красный Городок — Кемерово. (Деревни Романовка и Красный Городок в настоящее время не существуют.) Ископаемое поставлялось на перерабатывающий завод. Планировалось, что путем перегонки из сапромикситов можно будет получить бензин, керосин, деготь и битум.
Толщина пласта на первом шахтном поле составляла от 12 до 215 метров. Шахта была глубиной 70 метров.
Труд был ручной, каторжно трудный, адски опасный, поскольку в состав угля входил пирит — взрывчатое вещество.
Проверка 1932 года представлена документом, выдержки из которого цитируются ниже:
«Сечение шахты к свету имеет размеры 4,3 на 2,1 метра, крепление деревянное венцевой крепью, лес толщиной 25 — 28 сантиметров, плохо ошкуренный. Проходческий копер деревянный, будет использован и как эксплуатационный. Нижний, первый от забоя венец крепления держится на скобах. По стволу шахты в лестничном отделении проводится световая электропроводка проводом Гупера, заключенного в газовые трубки. Отпалка производится огневая, хотя и имеется машинка для электроотпалки.
…Рабочие рукоятчики — бадельщики не имеют предохранительных поясов. Бетонные башмаки под ногами копра все дали трещины. Крыши над шкивной площадкой не сделано, и в дождь бадейщикам приходится работать на осклизлом настиле, что увеличивает опасность сорваться в ствол.
…Кочегарка тесовая. Установлено два локомобильных котла Людиновского завода и два вертикальных Шуховских. В работе один Людиновский и один Шуховский котел. У Людиновского котла нет водомерного стекла, неисправен манометр. У Шуховского неисправен предохранительный клапан и непрерывно парит. Искроловителей на трубах нет. Питательная вода для котлов — шахтовая, загрязненная взвешенными и химическими минеральными примесями, фильтров для воды нет.
…Температура в складе взрывчатых материалов в момент обследования 5 градусов, большинство взрывчатых материалов было в состоянии явной мерзлоты. Площадь около склада не очищена от хвороста, освещение — одна лампа, громоотвода нет, изгороди вокруг склада нет, противопожарных средств, кроме бочки с водой, — тоже.
…Шофера и трактористы не имеют кожаной спецодежды, работают в промасленных горючим фуфайках. Заливка горючего в машинные баки производится ведром, при этом люди курят. Горючее на всех базах под открытым небом около построек. Питание шоферов, мотористов и грузчиков на базах в д. Романовка и д. Красный Городок по дороге Кемерово — Барзас не организовано. Обеспеченных топчанами, кроватями и тюфяками помещений для шоферов на этих базах нет. При ночевках спят на грязном полу, не раздеваясь. Мыла, полотенец и аптечек базы не имеют, шоферы тоже. Сторожа наружные на базах не снабжены ни плащами, ни обувью. Наружный сторож базы в деревне Романовке до сего времени не получил плату за чистку прорубей за февраль и март месяцы.
…Из трех пожарных машин на ходу только одна».
Были проверены четыре общежития для несемейных рабочих. Вот описание одного из них, на 22 человека: «Топчаны вплотную один к другому, тюфяков и одеял нет у большинства, табуреток и тумбочек нет, уборщицы нет, грязь и сор кучами, тараканы, клопы, вши».
«Шахтовая баня не имеет отделения для раздевания и одевания, его заменяет сушилка, в которую проход через прихожую около входной двери».
Трагический конец шахты
Выявленные комиссией недостатки, вероятно, были исправлены. К декабрю 1932 года было пройдено уже около 70 метров ствола шахты. Горняки работали в четыре смены. Уголь поднимали наверх клетью с помощью паровых двигателей. За 1932 — 1937 годы было добыто 60 тысяч тонн сапромикситовых углей.
Начальником шахты в эти годы был Бобылев. В 1935 году была достроена железная дорога от углеперегонного завода в Кемерове до поселка Барзас.
А в начале 1937 года отвал угля возле шахты «Барзасская-1» загорелся. Произошло самовозгорание угля, связанное с обильными включениями в него пирита. Шахта сгорела. Восстанавливать ее не стали по разным причинам. Одна из них — к этому времени геологи выяснили, что разведанных запасов Барзасских сапромикситов недостаточно для крупного углеперегонного завода. Организаторы закладки шахты — начальник комбината «Кемеровотяжстрой» Борис Осипович Норкин и управляющий Стройтрестом Яков Наумович Дробнис были арестованы как вредители и по приговору суда расстреляны.
Талисман возрастом 400 миллионов лет
— Я много изучала свойства и состав барзаситов и пришла к выводу, что это нечто среднее между нефтью и бурыми углями, — говорит Галина Павловна Седых. — Из него могли бы делать смолы, битум, реагент для флотации угля, может быть, элемент удобрений… Но тогда углехимии не было и в зародыше, потому попытки остановились, прекратились, завод по переработке угля был закрыт.
В начале 2000 годов проводилось очередное исследование барзаситов, которое выявило: их можно добавлять в качестве катализатора в коксующиеся угли, из них действительно можно получить смолу, полукокс, газ… Видимо, впереди нас ждет немало открытий.
Сегодня же нам нельзя забывать об интереснейшем прошлом поселка Барзас. Для этого в 2022 году я придумала и разработала маршрут «Барзасские истории». Он — небезуспешно — был представлен на нескольких региональных и всероссийском конкурсах. Экскурсия включает вышеназванные исторические точки и ряд других мест, столь же интересных.
Шахта по добыче сапромикситов неизменно вызывает огромный интерес. Дело в том, что этот уголь в виде пластинчатых камней кое-где выступает из земли. Наши туристы могут отколоть их кусочек, что они обычно делают, забирая талисман себе на память. Талисман возрастом 400 миллионов лет!
Что только с ними туристы не делали. Пробовали на вкус — «соленый». Поджигали. Не горит. Горючим будет только свежедобытый барзасит. Камень, лежащий под открытым небом долгие годы, пламенем не объять.
Про нашу Родину, про ее историю я могу рассказывать часами. Но лучше — приезжайте к нам гости, походите по родным местам во время экскурсии. Я еще не видела человека, кто бы в ней разочаровался.
Подготовила Лариса Филиппова
museumberez.ru