Стандарты – в качество
В апреле Ассоциации горнопромышленников России исполнилось 25 лет
«УК» встретился с Юрием Малаховым, руководителем Представительства Ассоциации НП «Горнопромышленники России» по СФО, чтобы поговорить о технологическом развитии угольной отрасли, задачах по созданию перспективного горно-шахтного оборудования и о многом другом.
— Юрий Валентинович, наша прошлогодняя беседа закончилась вопросом «Над чем вы работаете сейчас». Давайте им же откроем разговор.
— В ближайшее время итоговая статья, обобщающая работу, что была проделана мною и моими коллегами на протяжении последнего года, будет опубликована в федеральном научном журнале «Уголь». Материал касается подготовленного нами подхода к концепции технической политики через инструменты технического регулирования. А именно: как оно способно помочь решению актуальных задач технологического развития в угольной промышленности. Подведение промежуточных итогов — это задел на более объемную работу.
— «УК» относится к информационно-аналитическим (не научным) изданиям, но нам бы тоже хотелось рассказать читателям об основных идеях этой публикации, и понятно, самой концепции.
— Прежде всего, исходим из тезиса, что нам жизненно необходимо выпускать отечественное оборудование, чтобы добиться действительной технологической независимости угольной отрасли, вместе с тем глобального государственного суверенитета. Но мало научиться делать свое, параллельно с этим приходится работать над ростом доверия к российскому изготовителю.
Как? Частичный ответ дает Сводная стратегия развития промышленности России, утвержденная в прошлом году. Одним из ключевых мероприятий она называет технологическую политику, предусматривающую опережающее развитие стандартизации (прежде всего для высокотехнологичного оборудования).
Понятие это не новое, именно отечественный опыт впервые ввел термин «опережающая стандартизация» еще в 1970-1980 годах. Она подразумевает повышение требований к уже существующим нормам, которые, согласно прогнозам, могут быть оптимальными в последующий период времени и ожидаемы потребителем.
Следующее серьезное направление — испытание шахтного оборудования, без чего никак не обойтись. У нас нет единого центра испытания. Нужен он или нет — вопрос для обсуждения. Но концепция (федеральная, отраслевая ли), совместно принятая предприятиями-изготовителями, представителями угольной отрасли, федеральными органами, необходима. Может быть, понадобится распределительный центр испытательного оборудования, опирающийся на ту стендовую базу, что есть сегодня. Или следует развить некую структуру апробации в научных учреждениях…
Безусловно, испытания — это не только стендовая база, это еще и полигон, где технологии и оборудование докажут, что они отвечают современным требованиям безопасности, мировым нормативным трендам и устраивают потребителя.
Опять-таки, учитывая специфику отрасли, понимаем, что полигон должен иметь наземную и подземную составляющие. Как все это сделать?
— Если я правильно понимаю, вы задаете некий теоретический вектор направления развития. Насколько возможно все это на практике?
— Во время визита в Швецию — в рамках заседания международного технического Совета — я был на интересной экскурсии. Подземный рудник, добычное предприятие, закрылся в 30-е годы прошлого века, и теперь его территория используется как испытательный полигон компании «Epiroc».
Я лично видел и фотографировал процесс испытания. Оператор управляет машиной дистанционно, находясь в комфортных условиях. Идеально! Причем это, как я позже узнал, не единичный пример для Швеции. Аналогичные полигоны имеются и в других странах.
Надо бы изучать подход таких стран, чтобы в итоге добиться качественной, конкурентоспособной продукции.
— В России ничего подобного пока нет?
— Есть попытки сделать испытательную базу для машиностроения других отраслей, в частности нефтегазовой. В прошлом году принято решение создать независимый технологический полигон с испытательными стендами для нефтегазовой отрасли в Тюменской области к 2025 году, общая стоимость проекта 10 миллиардов рублей. То есть группа заинтересованных компаний-машиностроителей, к которым присоединяются большие нефтедобывающие холдинги, поддерживает концепцию и делает полигон для испытания нескольких видов оборудования. Нужно изучать подход других отраслей!
— Классический уже вопрос: насколько наши угольщики заинтересованы в создании подобных дорогостоящих комплексов на территории России? И — насколько им интересна ваша статья, сама концепция технологического оборудования?
— Вот сейчас и посмотрим. Мы же постарались показать позицию Ассоциации горнопромышленников. Представить свой путь решения задачи достижения государственного суверенитета за счет укрепления технологического обеспечения горной отрасли.
— Самим производителям оборудования наверняка затронутая тема очень интересна?
— Да, конечно, более того, Василий Ракитин, основатель группы компаний «ЕРТ-Групп» и учредитель компании «МАЙНРИНГ СНГ», является одним из авторов публикации.
— Хотелось бы задать несколько вопросов непосредственно Василию Алексеевичу (благо у нас есть возможность сделать это в режиме онлайн). Сфера деятельности ООО «ЕРТ-Групп» очень широка. Образно говоря, компания помогает предприятиям адаптироваться к уходу западных брендов и технологий без потери качества и сроков. Чем именно занимается бренд «МАЙНРИНГ СНГ»?
— Можно сказать, что бренд «МАЙНРИНГ СНГ» возрождает многолетнюю идею собственного производства шин.
— Где локализованы производственные предприятие?
— В настоящий момент производство шин бренда «МАЙНРИНГ СНГ» организовано на нескольких заводах в Китае. Изначально мы провели анализ производителей, отобрали оптимальные варианты и организовали процесс под контролем наших технических специалистов. Но наша цель — технологический суверенитет России в области оборудования для добычи и переработки ископаемых. Следовательно, предприятия надо создавать в своей стране.
И сейчас компания при поддержке горнопромышленников России и ТПП ведет переговоры о возможности локализации производства в РФ. Но это процесс небыстрый: нужно организовать производство по технологии, выпуск резиносмеси, необходимых химсоставов.
— В чем именно заключается помощь горнопромышленников?
— Ассоциация «Горнопромышленники России», в которой мы, кстати, тоже состоим, располагает мощным интеллектуальным и организационным потенциалом, способствует продвижению идей на уровень исполнительной власти. При этом я так же являюсь членом Высшего горного совета. Бренд «МАЙНРИНГ СНГ» сегодня поддержан Министерством энергетики РФ и рекомендован для эксплуатации на горнодобывающих предприятиях, здесь есть несомненный вклад горнопромышленников.
Как вы понимаете, в любом деле важна поддержка, особенно такая авторитетная.
Сегодня российский рынок КГШ и СКГШ переживает большие перемены. В этом секторе импортозависимость была фактически стопроцентной, и существенную долю рынка представляли производители из стран, которые стали недружественными. Мы стремимся обеспечить бесперебойную работу добывающих предприятий, временно технологически ориентированных на уже ушедшие бренды.
Проблема в том, что заказчики из отрасли выбирают раскрученные бренды, хотя их продукция всегда была недешевой: такой параметр, как ходимость шин, выливается в существенные расходы или в их существенную оптимизацию. Однако для крупнейших добывающих предприятий (к примеру, «УГМК» или «Норильский никель») эффективность важнее бренда. Совместно мы ищем наиболее подходящий вариант, при этом важную роль отводим прозрачному контролю и мониторингу качества шин и ходимости.
В частности, мы создали инновационный̆ проект — решение для контроля качества шин подземных горных машин UTS (Underground Technical Solution). Знак качества UTS предполагается присваивать после проведения прозрачного инженерно-технического контроля и мониторинга качества и ходимости шин по разработанной методике и национальному стандарту. Наличие знака качества UTS на шине будет означать «качество шины для подземной добычи гарантировано».
И уж если речь зашла про стандарты, необходимо добавить, что Юрий Валентинович, как член федерального технического комитета «Горное дело», принимает участие в разработке национального стандарта, который очень важен для развития нашей компании. Но об этом, наверное, сам он лучше расскажет.
— Спасибо, Василий Алексеевич, вы сейчас далеко от Кузбасса, в другом часовом поясе, поэтому мы экономим ваше время.
Юрий Валентинович, пожалуйста, продолжайте рассказ.
— По инициативе «ЕРТ-Групп» мы разрабатываем национальный стандарт «Оборудование горно-шахтное. Самоходные машины для подземных горных выработок. Порядок выбора шин пневматических». Его использование будет способствовать снижению простоев шахтных машин, связанных с неправильным подбором КГШ в зависимости от типа машины и условий эксплуатации. Это позволит снизить экономические потери подземных горнодобывающих предприятий.
— Интересный получается разговор о реальном взаимодействии ученых и машиностроителей. Именно об этом мы мечтали все годы после того, как угольная отрасль добилась полной независимости от государства, распалась на угледобывающих феодалов, после чего рассыпалась связь с ними государственных органов, машиностроителей, научных учреждений, вузов…
— Взаимопроникновение глубже, чем вы думаете. Как уже было сказано, Василий Ракитин — член Высшего горного совета Ассоциации НП «Горнопромышленники России», той самой широкой площадки, на которой можно обсудить проблемы отрасли и лишний раз установить взаимодействие с потребителями («феодалами», как вы их образно назвали). А это очень важно. Ведь, что ни говори, угольщики привыкли эксплуатировать импортное оборудование. Мы уже поняли последствия зависимости от Европы. Сейчас крайне опасно попасть в технологическую подчиненность китайскому оборудованию. Избавиться от него может оказаться еще труднее. Крайне требуется свое, российское!
Василий Алексеевич хорошо понимает это. Как член технического комитета «Горное дело» он добивается интересующих его компанию стандартов, при этом понимает перспективы развития отрасли в целом, собственного производства в частности. Полученная — в результате длительного опыта компании — новая техническая информация ложится в основу стандартов и нормативов. Такое взаимовыгодное общение экспертов-практиков и экспертов-теоретиков.
— Очень хотелось бы успеть поговорить про небольшое, но оригинальное изменение в ритуале награждения юных студентов КузГТУ в День святой Варвары в Знаменском соборе. В прошлом году вы курировали это направление, такая деятельность ведь продолжится?
— Собственно говоря, в ритуале изменения не будет. Действительно, Представительство НП «Горнопромышленники России» по СФО при помощи Василия Ракитина в прошлом году приняло участие в традиционном для КузГТУ мероприятии. Церемония посвящения студентов в горняки проходит в день прославления святой Варвары. Вместе с напутствием об успешности в профессии выпускникам технического университета дарят медальоны с изображением небесной покровительницы шахтерского труда.
Однако мы пошли дальше. Захотелось обновить сами кулоны, или ладаны, как их называют в Епархии. Поддержали новый дизайн значков — символов посвящения в профессию. В итоге (после ряда согласований с заинтересованными людьми и организациями) оформили заказ на новую партию медальонов.
— То есть будущий горняк, нынешний выпускник КузГТУ, благодаря церемонии напутствия получает намоленный путь в профессию. С моей точки зрения, очень памятно и эффективно.
— Да, в процесс реального взаимодействия, о котором много говорили выше, втягиваются вузы, студенты, преподаватели, что дает возможность шаг за шагом решать, в том числе, кадровую проблему.
— Осталось замкнуть «на российское» угольные компании. Без их помощи машиностроителям не добиться реальных результатов.
— Но они, в свою очередь, не смогут обойтись без российского машиностроения. Я думаю, потихоньку связь, утраченная десятилетиями, будет восстанавливаться. Иначе – как?
Лариса Филиппова