2024 Стройимпорттехника


Возвращение гибких

С первого марта Правительством России (после двухмесячной отмены) возобновились гибкие экспортные пошлины на вывоз угля с привязкой к курсу рубля.


 Они будут действовать до 28 февраля 2025 года

Защита экономики

Так называемые «гибкие пошлины» (наименование они получили из-за того, что их размер зависит от курса доллара) были введены постановлением Правительства РФ от 21.09.2023 года № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин…» на период с 01.10.2023 по 31.12.2024 года.

В списке постановления более семидесяти укрупненных товарных групп, в большинстве из которых сделаны исключения, обычно, для изделий с высокой степенью переработки. Речь в основном идет о самых активных отраслях экономики в плане инвестиций: нефтегазовая и горнодобывающая сферы, а также касается производителей удобрений и угля, черной и цветной металлургии. Нужно отметить, что эти правила не касаются экспорта в страны ЕАЭС (Евразийского экономического союза) — Белоруссию, Армению, Казахстан, Киргизию и, конечно, Россию.

Введение новых правил, по словам их инициаторов, призвано защитить экономику и население страны от необоснованного повышения цен, так как растущий курс доллара по отношению к рублю подталкивает производителей увеличивать экспорт. Получая оплату в валюте, экспортер выигрывает за счет курсовой разницы. Такая ситуация порождает дефицит на внутреннем рынке и соответствующий рост цен.

Механизм нововведения подвергался сомнению многих специалистов. Часть из них предлагала произвести корректировки курса, так как экспортная пошлина в данном случае дифференцировалась исключительно в зависимости от курса рубля к доллару США, не учитывая ценовой конъюнктуры и финансового положения этих отраслей в 2024 году и негативно влияя на исполнение их инвестиционных программ. По факту пошлина как минимум удваивала фискальную нагрузку в этих отраслях, доводя изъятие прибыли компаний до 60 процентов и более.

Кроме того, курсовой коридор, который заложен в документе, довольно узок: 80–95 рублей за доллар. В связи с этим аналитики не исключают, что при устойчивом росте курса выше 100 рублей за доллар пошлины могут быть вновь пересмотрены в сторону увеличения. Текущий эффект от их введения для угольщиков оценивается в 3–4 процента от операционной прибыли компаний.

Сразу после введения гибких экспортных пошлин возникли предположения, что борьба с инфляцией не главная их цель, а на самом деле государство намеревается покрыть дефицит бюджета за счет очередных дополнительных «поборов» с бизнеса. Но в противовес противникам новых правил некоторые эксперты настаивали, что при оценке целесообразности введения этих пошлин имеет смысл учитывать и другие моменты. Например, то, что пошлины касаются только части экспортеров, а дополнительный доход от курсовой разницы является фактически «подарком» для компаний. Для его получения им не требуется никаких усилий. Кроме того, за счет пошлин изымается не весь доход от курсовой разницы.

Целью введения гибких экспортных пошлин, заключали сторонники, является именно противодействие инфляции за счет создания определенных препятствий экспорту целого ряда товаров.

Что говорят СМИ

«Отмена экспортной пошлины в конце 2023 года была реакцией на действия Китая, крупнейшего рынка для российского угля. КНР ввела импортную пошлину в 3% на коксующийся уголь и антрациты и в 6% — на энергетический уголь, что ухудшило экономику экспорта из РФ.

Решение отменить экспортную пошлину в России вызвало проблему выпадающих доходов бюджета, что стало причиной появления идеи Минфина о повышении НДПИ. Однако ее не удалось окончательно согласовать, поскольку угольные компании не смогли договориться между собой о конкретном размере ставок налога для коксующегося и энергетического угля.

Предполагалось, что ставки будут разными, поскольку при одинаковой себестоимости добычи цены на энергетические и коксующиеся угли на мировых рынках существенно отличаются. Правительство в итоге не решилось принять решение по ставкам директивно и вернулось к пошлине.

По словам моих собеседников, обсуждается дальнейшая трансформация экспортных пошлин. В механизм их расчета может быть включена цена отсечения, чтобы при сильном падении мировых цен на уголь пошлина обнулялась. Дело в том, что экспортные поставки угля субсидируют его продажи на внутреннем рынке, и при падении маржинальности экспорта угольные компании будут вынуждены поднимать цены внутри страны, что, безусловно, вызвало бы негативную реакцию правительства.

Хотя на данный момент решение по экспортным пошлинам и НДПИ на уголь принято, налоговый вопрос останется центральным во взаимоотношениях правительства и компаний, и подходы к нему не могут быть однозначными.

С одной стороны, правительству нужны деньги на фоне растущих оборонных и социальных расходов, в том числе связанных с реализацией задач, поставленных в послании президента на прошлой неделе. C другой стороны, на данный момент конъюнктура рынка, по крайней мере энергетического угля, не слишком благоприятна, а последние санкции США в отношении крупных угольных компаний могут ударить по 20% российского экспорта» (газета «Коммерсантъ», №39 от 05.03.2024).

Отмена отмены

С января 2024 года из списка товаров, облагаемых гибкими пошлинами, были выведены энергетический (в основном используемый для генерации электричества и тепла) и коксующийся (в металлургии) уголь, а также антрациты (в металлургии и химической промышленности). Именно эти разновидности угля мы отправляли на экспорт, в основном в Китай, который после перерыва возвращается к взиманию пошлин за ввоз российского угля на фоне снижения мировых цен на черное золото. Очевидно, этот факт стал одним из основных резонов для отмены курсовых пошлин. При этом с середины лета прошлого года нефтегазовые доходы российского бюджета стали быстро расти, что позволило освободить от излишней нагрузки другие отрасли.

По подсчетам аналитиков, вывод угля из «гибкопошлинных» списков мог бы позволить угольщикам экономить 1,1-1,5 миллиарда долларов в год.

На пресс-конференции в конце прошлого года Константин Пытченко, министр экономического развития Кузбасса, сообщил, что из-за введения новых правил угольные и металлургические компании Кемеровской области недополучат в 2023-2024 годах около 92 миллиардов рублей.

— Это очень существенные деньги, — сказал министр, — которые, по сути, изъяты из экономики. Часть из них была бы направлена на реализацию проектов в Кузбассе.

Тем не менее в январе же часть специалистов обращала внимание на то, что решение незначительно отразится на объемах производства и поставках за границу. Внутренний спрос на уголь ограничен, а экспорт зависит от пропускной способности инфраструктуры — железной дороги.

В одном из интервью Дмитрий Исламов, первый заместитель председателя комитета Госу­дарственной Думы по энергетике, комментируя решение об отмене пошлин на экспорт каменного угля, отметил, что само по себе введение этой пошлины в прошлом году стало для угольщиков Кузбасса и всей России не единственной проблемой.

— В 2023-м рост себестоимости превысил 30 процентов, — констатировал Исламов. — Потому что техника еще импортная, ее нужно обслуживать, ремонтировать. А ключевая ставка растет, увеличиваются транспортные расходы — вырос тариф на железнодорожные перевозки. Продолжает действовать отмена понижающих коэффициентов на дальность при экспорте энергетического угля. Все это происходит на фоне дефицита провозных способностей восточного полигона РЖД.

Региональное правительство Кемеровской области ранее выражало несогласие с предложениями РЖД по объему отгрузки угля в 2024 году в 47 миллионов тонн. По данным властей, мало того, что в 2022 году было вывезено 48 миллионов тонн угля вместо гарантированных 53 миллионов тонн, так и в этом году будет вывезено не больше 53 миллионов тонн. Сама Кемеровская область предлагает РЖД в 2024 году гарантированно вывезти 55 миллионов тонн угля и 60 миллионов тонн как целевой показатель с учетом недовывезенных 5 миллионов тонн в прошлом году.

Возвращение к началу

И теперь снова правительство после двухмесячной отмены возобновило гибкие экспортные пошлины в отношении каменного угля, брикетов, окатышей и аналогичных видов твердого топлива, полученных из каменного угля.

Ставка составит от 4 до 7 процентов в зависимости от курса рубля. При стоимости доллара менее 80 рублей пошлина будет нулевой. При этом гибкие пошлины не распространяются на каменный уголь, таможенное декларирование которого осуществлялось в период с 5 января по 29 февраля 2024 года, а в случае применения особенностей таможенного декларирования — на уголь, фактически вывезенный в указанный период.

В своем телеграм-канале Олег Токарев, министр угольной промышленности Кузбасса, предположил, что это решение может негативно сказаться на экономике угольной отрасли региона, которая уже испытывает трудности из-за колебаний цен на мировом рынке. Токарев заявил, что возврат пошлин увеличит налоговую нагрузку на предприятия и может привести к снижению инвестиционных программ развития угольщиков.

По данным министра, угольные цены в начале 2024 года значительно снизились после их роста в 2022 году. В середине января цены опустились до 90 долларов за тонну, а в конце февраля восстановились до 104 долларов за тонну. Однако этого недостаточно для укрепления экономики угольной отрасли, которая также зависит от курса рубля и долгосрочных контрактов с покупателями.

Олег Токарев призвал правительство пересмотреть решение о введении экспортных пошлин на уголь и учесть интересы угольной отрасли, которая является одной из основных отраслей экономики Сибири и России. Он также подчеркнул, что угольная отрасль нуждается в поддержке и стимулировании инвестиций в развитие производства, модернизацию оборудования, повышение безопасности и экологичности добычи угля.

В четвертом квартале прошлого года и в начале этого объем экспорта довольно сильно снизился, уменьшилась и добыча. Рынок реагирует на изменение доходности, особенно регионы, которые находятся на Дальнем Востоке. Поэтому для них это решение будет тяжелым.

Хотя Минэнерго и рассчитывает в 2024 году сохранить добычу угля, а также экспорта на уровне 2023 года. (По прошлому году добыча составила 438,1 миллиона тонн (снижение на 1,1%), экспорт — 212,5 миллиона тонн (снижение на 3,9%)). После 2024 года Минэнерго ожидает роста экспортных поставок благодаря вводу проектов освоения Эльгинского месторождения и расширения Восточного полигона.

Что говорят СМИ

«Низкие мировые цены на уголь и возвращение курсовых пошлин могут сделать экспорт нерентабельным» — полагают собеседники Forbes.

«При текущих низких ценах на уголь, особенно на западном направлении, возвращение пошлины приведет к дополнительному снижению экспортных нетбэков (цена реализации товара за вычетом стоимости доставки до покупателя — транспортных расходов и экспортной пошлины. — Forbes) для Кузбасса при отправке из портов Балтики и Азово-Черноморского бассейна, — полагает Титов из ИЭФ. — В результате при отправке угля в западном направлении после уплаты пошлины и затрат на железнодорожную перевозку и перевалку в порту угольные компании будут зарабатывать всего $3-4 за тонну угля, что существенно ниже средней себестоимости добычи, которая составляет в среднем по России $25 за тонну».

По оценке специалистов «Газпромбанк Инвестиций», отмена курсовой пошлины на энергетический и коксующийся угли при поставках на основные экспортные рынки: в Китай, Индию и Турцию — могла бы позволить российским экспортерам сэкономить около $1,1–1,5 миллиарда в этом году. Сейчас экспорт энергетического угля через северо-западные и южные порты имеет низкую или даже нулевую рентабельность» (Forbes, 6 марта 2024 года).

Евгения Райнеш