Инженеры высокого полета
Сразу двое представителей угольной отрасли Кузбасса вошли в число победителей XXIV Всероссийского конкурса «Инженер года — 2023»
Эдуарду Бондареву присвоено звание «Профессиональный инженер России», а Максим Красноцветов стал лауреатом конкурса в номинации «Инженерное искусство молодых». Оба молодых специалиста работают в УК «Кузбассразрезуголь».
О перспективах развития отрасли и собственных амбициях победители рассказали в интервью «УК».
— Как проходила подготовка к конкурсу? И кто оценивал ваши работы?
Максим: — В компанию пришло письмо с предложением поучаствовать в конкурсе. Посоветовавшись с руководителем, собрал необходимые документы и портфолио из профессиональных и научных достижений. После этого отправил документы жюри конкурса и ожидал результатов.
Эдуард: — Для меня подготовка к участию заключалась в сборе и обобщении научных и профессиональных результатов, которых удалось достичь в 2023 году. Ждали около трех месяцев.
В этот раз в конкурсе приняли участие более 70 тысяч человек из 59 регионов России. В состав судей и экспертной комиссии вошли ведущие российские ученые, инженеры и специалисты различных отраслей народного хозяйства.
Церемония награждения проходила в феврале текущего года в Москве, в Зале инженерный славы РосСНИО.
В 2021 году я уже принимал участие в этом конкурсе и даже одержал победу в одной из номинаций. Три года назад, в связи с ковидными ограничениями, чествование лауреатов конкурса было организовано в дистанционном формате. Тогда сообщили, что мое имя будет выгравировано на табличке и увековечено в здании РосНИО. Так и было сделано. В 2024 году я в этом убедился лично.
— Несколько слов о проекте, который вы представляли на конкурсе?
Максим: — Я разрабатываю трехмерную геологическую модель участка недр. Модель представляет собой создание блочной и каркасной модели пластов, где блочная модель наполняется качественными параметрами и свойствами, присвоенными пластам данного месторождения.
Использование модели позволит получать более достоверные данные о качестве извлекаемого полезного ископаемого, прогнозировании горно-геологических условий при планировании, а также поможет рассматривать различные варианты при отработке угольных пластов в зависимости от спроса на конкретные марки угля на рынке.
Эдуард: — Я курирую проект по внедрению автоматизированной системы контроля бдительности водителей карьерных самосвалов, которая помогает предотвращать несчастные случаи и аварийные ситуации, вызванные человеческим фактором, прежде всего потерей концентрации внимания операторов тяжелой техники. Такой системой у нас в компании оснащены карьерные самосвалы, также начинается ее внедрение на транспорте, который используется для пассажирских перевозок.
По результатам внедрения проекта в 2023 году УК «Кузбассразрезуголь» присуждена VII ежегодная премия «Лучшее для России. Развитие регионов» в номинации «Лучшая компания в области устойчивого развития».
— Максим Александрович, знаем, что победа на конкурсе «Инженер года-2023» — не единственное ваше профессиональное достижение. Расскажите, пожалуйста, об успехе на всероссийском этапе международного форума-конкурса молодых исследователей «Актуальные проблемы недропользования».
Максим: — Да, это было еще во время моего обучения в университете. Мы вместе с одногруппницей впервые ездили на производственную практику в УК «Кузбассразрезуголь». Собрав данные, мы использовали их для написания статьи о создании трехмерной модели участка недр, затем с этим проектом решили участвовать в конференции-конкурсе «Актуальные проблемы недропользования». Там я представлял нашу работу перед комиссией, сумел успешно защитить ее и получить диплом победителя всероссийского этапа, с допуском к участию в международном этапе.
— Эдуард Сергеевич, помимо конкурсного проекта, вы занимаетесь разработкой и других перспективных идей? Можете поделиться?
Эдуард: — Это так. Сейчас занимаюсь проектом планирования работ по шлифованию рельсов и стрелочных переводов, который позволит сократить затраты на содержание железнодорожного пути до 15%. В основе предложенного подхода представлена математическая модель, она позволяет оптимизировать стратегию шлифования рельсов и уменьшить расходы по содержанию железнодорожного пути.
— И еще один вопрос. Год назад ваш проект по профессиональной подготовке машинистов путеукладочного крана стал лучшим на XI Инновационном конвенте «Кузбасс: образование, наука, инновации». Расскажите, пожалуйста, об этой разработке. Удалось ли внедрить ее в производство?
Эдуард: — Да, разработка принята для использования на сети Российских железных дорог, в Западно-Сибирском учебном центре профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» (УЦПК, г. Новосибирск) и в учебном процессе при подготовке и повышении квалификации кадров для ОАО «РЖД» в Сибирском государственном университете путей сообщения. Экономическим расчетом установлено, что использование тренажера-симулятора, который является основой проекта, в 2,7 раза экономичнее применения реального путеукладочного крана.
— Какие профессиональные планы вы хотели бы реализовать в ближайшем будущем?
Максим: — Одна из первостепенных задач — защита диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. А в профессиональном плане — повышение и получение новых компетенций в области горного дела и геологии.
Эдуард: — На этот вопрос я бы ответил мудрой пословицей: «Не говори людям о своих планах. Просто удивляй их своими результатами».
Ирина Гаан