Новый карьерный самосвал Shantui TEH160
прошел успешные испытания в Китае
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Краткий обзор мирового угольного рынка
05.08.2024
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось ценовое ралли, в результате которого котировки взлетели выше 122 долл./т. Поддержку индексам оказали такие факторы, как сокращение предложения российского и колумбийского материала, высокая температура в европейских странах и резкое подорожание газа.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили почти на 10% до 399 долл./1000 м3 (+33 долл./1000 м3 к 24.07.2024 г.), что обусловлено эскалацией напряженности между Израилем и Ираном. Запасы угля на терминалах ARA увеличились с 2-летних минимумов до 5.09 млн т. (+0.14 млн т. к 24.07.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 116 долл./т. благодаря росту европейского рынка и спросу со стороны Индии. На сети Transnet проводилось техобслуживание с 23 июля до 1 августа. При этом запасы на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) увеличились с 3.36 млн т. до 3.56 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao по итогам недели остались на уровне 120 долл./т. Рост котировок на китайском рынке приостановился на фоне активных продаж угля со стороны производителей и трейдеров ввиду ожидаемого увеличения добычи в августе. При этом суточное потребление угля в шести прибрежных провинциях подскочило до рекордных
2.5 млн т./сутки в результате роста температуры. Однако многие участники рынка придерживаются негативного прогноза относительно цен на следующие несколько месяцев, несмотря на новые правительственные меры стимулирования, поскольку они могут, предположительно, лишь ограниченно поддержать спрос на уголь. Китайская ассоциация производителей угля (CNCA) ожидает, что по итогам года добыча угля вырастет, хотя в 1 полугодии 2024 г. наблюдалось снижение.
Государственные угольные компании обратились к Комиссии по развитию и реформам КНР (NDRC) с просьбой принять меры для поддержания цен на внутреннем рынке из-за растущего импорта, который приводит к падению прибыли. Китайские власти работают над созданием механизма, который не позволит ценам на уголь резко взлетать вверх, тогда как опасения у участников рынка вызывает падение цен и избыточное предложение.
Потребление угля в прибрежных регионах практически не изменилось, несмотря на тайфун Гаеми. Резкое увеличение гидрогенерации привело к временной остановке ряда угольных электростанций.
Запасы угля в 9 крупнейших портах составили 25.02 млн т. (-0.31 млн т. к 24.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 91 долл./т. Совокупная добыча угля в Индонезии по итогам 1 полугодия 2024 г. увеличилась на 3% до 393.1 млн т. (+12.62 млн т. к 1 полугодию 2024 г.). Таким образом, целевой объем в 790 млн т. в 2024 г. может быть выполнен и будет представлять рост на 20 млн т., или 2%, к 2023 т.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 закрепился выше 140 долл./т. благодаря спросу со стороны Индии, Китая. Кроме того, в Японии температура выше 30°С способствует увеличению потребления угля в результате роста спроса на кондиционирование.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижаться до 217 долл./т. в связи с достаточным предложением, высокими запасами на складах потребителей и ограниченным спросом в странах АТР. В Китае цены на сталь оказались под растущим давлением на фоне опасений относительно переизбытка на внутреннем рынке и трудностей с международной торговлей. Кроме этого, Япония сокращает импорт металлургического угля, что подтверждается падением объемов в июне до 11.2 млн т. (-19% к маю 2024 г.).
Японская компания Nippon Steel и австралийский поставщик угля из штата Квинсленд (Foxleigh) согласовали на 3 квартал 2024 г. бенчмарк на уголь LV PCI на уровне 193 долл./т. FOB. (рост на 12 долл./т. к бенчмарку 2 квартала 2024 г.) на фоне сокращения предложения со стороны России ввиду проблем с вывозом материала.
Дефицит предложения подстёгивает рост цен на уголь
Набирающее обороты ралли на рынке API2, которое эксперты CAA неоднократно прогнозировали, является объективным результатом сокращения предложения угля на рынке, на протяжении последних месяцев, включая падение морского экспорта из России в первом полугодии 2024 г. на 13 млн т. или 13% к аналогичному периоду 2023 г.
Смогут ли поставщики из РФ воспользоваться трендом и нарастить поставки спот?
Отдельные эксперты рассчитывают на увеличение поставок российского угля, в частности, на рынок Средиземноморья, в Турцию и Египет, что помогло бы охладить рост европейских индексов.
Аналитики CAA, напротив, убеждены в том, что в ближайшей и среднесрочной перспективе возможность дополнительных поставок угля из России полностью отсутствует. Российские поставщики с начала года испытывают серьезные проблемы с экспортом, включающие логистические ограничения, высокую себестоимость, а также международные санкции, вследствие чего большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью.
В связи с ж/д ограничениями на всех экспортных направлениях российские объемы угля распроданы до сентября-октября 2024 г. Предложение российского угля на морских терминалах северо-запада и юга, а также в дальневосточных портах, существенно сократилось в течение последних месяцев в результате усиливающихся жестких ограничений отгрузок со стороны РЖД.
РЖД согласует ж/д отгрузки угля с существенным сокращением по отношению к установленным нормам в портах погрузки. В августе 2024 г. объем отгрузок в порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга был согласован РЖД на уровне не более 60% тоннажа от установленной нормы. По портам Юга этот процент не превысил 30%. Для порта Тамань РЖД согласовала 1.2 млн т. при среднемесячном объеме отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г. Общее отставание по согласованным объемам от установленных норм в августе составляет 14.6 млн т. угля, которые не попадут на рынок.
С учетом текущей мощности российских железных дорог и фактических объемов перевозки в 2019 г. и 2021 г. российские экспортеры недопоставили на мировой рынок 20 млн т. угля за январь-июнь 2024 г.
При этом экспортеры рассчитывали на увеличение объемов в июне-августе (по крайней мере, на уровне 2023 г.) и тоннажи были распроданы по причине отсутствия возможности хранения угля и необходимости обеспечить завоз от согласованного плана вывозом судами, которые необходимо фрахтовать заранее.
Существенное сокращение со стороны РЖД планов отгрузки на июнь-август вынудило поставщиков сдвигать исполнение обязательств перед покупателями, которым придется выходить на спотовый рынок для замещения выпавшего российского тоннажа.
Более половины российских производителей терпят убытки с начала года, приводящие к отсутствию средств на инвестиции, следствием чего является дальнейшее сокращение добычи угля, падение экспорта и рост мировых цен.
Также необходимо принимать во внимание сокращение российских экспортных поставок в 2024 г., с учетом объемов, попавших под блокирующие санкции ведущих российских производителей угля СУЭК, Мечела, Сибантрацита, Эльги, Коулстар и Майрыхского разреза, которые составят около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет около 80-90 млн т. угля.
В то же время поставки колумбийского угля ограничены из-за проливных дождей в Колумбии, которые негативно сказываются на добыче угля компании Drummond. Ожидается, что этом году колумбийские добывающие компании могут столкнуться с еще более сильными ливнями. Так, впервые за последние два года колумбийский уголь был продан в Турцию с дисконтом к российскому материалу в рамках тендера Icdas. Дисконт составил не менее 3 долл./т., что примечательно, с учетом противоположного тренда с 2022 г. При этом на этой неделе покупатели из Египта выставляли заявки российским поставщикам по цене 110 долл./т. CIF.
Таким образом, в ближайшие 2-4 недели давление на рынок только усилится. Вопреки ожиданиям дополнительных российских тоннажей на рынке на растущем тренде (что технически невозможно по объективным причинам, указанным выше), произойдет обратное – закупки потребителями из Турции, Египта, Марокко и других стран на споте приведут к дальнейшему росту цен и усилению ралли на рынке в связи с нехваткой предложения из-за ограниченных поставок.
РЖД продвигает законопроект ship-or-pay и предлагает сократить вагонный парк
Российское правительство рассматривает законопроект, который позволит заключать договоры ship-or-pay (вези или плати) на железнодорожном транспорте. РЖД давно стремится к такой возможности, однако участники рынка выступают против из-за растущего дефицита инфраструктуры.
Кроме того, законопроект предоставит РЖД право потеснить пользователей инфраструктуры, не заключивших договор ship-or-pay, что противоречит закрепленному в законодательстве принципу равнодоступности инфраструктуры.
Договор ship-or-pay обязуют одну сторону перевезти, а другую – предоставить груз к перевозке, при этом обязательства оплачиваются полностью, даже если они выполнены не в полном объеме. Данные условия могут принести убытки или поставить в безвыходное положение, например, угольщиков при поставках через Тамань, где ОТЭКО вновь повышает ставки перевалки после недавнего кратковременного снижения.
Кроме того, РЖД предлагает сократить размер вагонного парка, а также ужесточить правила движения порожних вагонов и повысить плату за их нахождение на путях общего пользования. Данные предложения также не встретили понимания у участников рынка, которые, напротив, указывают на дефицит парка и считают преждевременными изменения правил перевозок. При этом то, что сейчас ситуация управляема, во многом заслуга операторов, которые закупкой вагонов помогают компенсировать снижение эффективности работы сети.
Угольщики отмечают, что темпы индексации тарифов на перевозку грузов, повышение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования приведет лишь к удорожанию перевозки и росту нагрузки на грузоотправителей с падением объемов, которые уже значительно сократились с начала года на фоне снижения международных цен, санкций и инфраструктурных ограничений.
В январе-июне 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали почти на 11 млн т. до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).