Новый карьерный самосвал Shantui TEH160
прошел успешные испытания в Китае
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Россия выйдет на пик экспортных возможностей, когда Китай полностью откажется от покупок угля
30.08.2024
Китай достиг плановых показателей 2030 года по замещению угольной генерации на электрогенерацию от возобновляемых источников энергии. Уже 40% электричества в Поднебесной дают солнце и ветер.
Это произошло на 6,5 лет раньше, чем предполагалось в России.
Как сообщили 29 августа практически все мировые и российские информационные агентства, в июле, запустив новые ветрогенераторы и солнечные панели, Китай добавил 25 гигаватт и получил 1206, чего ожидали только в четвёртом десятилетии.
Одновременно с этим, часть угольной генерации замещается газовой.
Си Цзиньпин объявил о планах энергетической революции в 2020 году. Он, в частности, отметил, что по мере энергетического перехода Китай сначала полностью откажется от импорта угля (кроме коксующегося), а затем закроет и собственные месторождения.
При этом планы РЖД по развитию Восточного полигона и Минэнерго – по разработке новых угольных разрезов за Уралом, как ни странно, до сих пор ориентированы на рост потребления бурого угля в Поднебесной.
Насколько верна такая экспортная стратегия России?
– На всех совещаниях на тему расширения Восточного полигона я, как эксперт по транспорту, говорю, что наши плановые показатели о пропускной способности в 180 или даже 200 миллионов тонн в год могут быть сформированы исключительно за счёт экспорта угля. Никакой другой груз такой загрузки не даст, – сказал «Свободной Прессе» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
– Есть более выгодные грузы: зерно, удобрения, не говоря уже о высокомаржинальных контейнерных перевозках. Но ни один из них не даст столько десятков и сотен миллионов тонн, как уголь. А перспективы его экспорта – под многими вопросительными знаками.
«СП»: Михаил Яковлевич, но тем не менее в начале текущего года правительство России озвучило планы по третьему этапу расширения Восточного полигона – до 270 миллионов тонн в год. На что опираются министры?
– Вот это – самый большой и болезненный вопрос. Мне говорят: Михаил Яковлевич, ты – эксперт в области транспорта, и не лезь со своими прогнозами по энергетике. Я и не лезу. Но тем не менее…
Мы, и это подчеркивают коллеги из РЖД, ориентируемся не на прогнозы, которые регулярно даёт The International Energy Agency (IEA, Международное энергетическое агентство), а на Энергетическую стратегию Российской Федерации до 2035 года. Она была принята распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р.
С 2020 года эта Стратегия не менялась, и в ней указано, что Китай будет наращивать угольную генерацию до 2035 года. Он её уже давно сокращает, а мы во всех планах до сих пор исходим из совершенно обратного процесса.
А согласно прогнозам IEA, сделанными после июльского ввода в эксплуатацию целой обоймы новых солнечных батарей и ветряков в Китае, к моменту, когда Россия выйдет на пик экспортных возможностей, Китай полностью откажется от покупок угля. За исключением, конечно, того коксового угля, который идет на нужды металлургии. Но его поставки в десятки или сотни раз ниже, чем обычного угля.
И здесь уже правильно говорят: не лезь в энергетику. Вы лучше у энергетиков спросите, с какой целью сейчас разрабатываются новые месторождения в Кузбассе, на Дальнем Востоке. Для России этот новый уголь из-за Урала будет не нужен.
«СП»: До какой степени нам нужно расширять Восточный полигон, чтобы не выбросить деньги на ветер?
– Мое мнение – нужно гнаться не за тоннажом, а за качеством поставок. Особенно, если мы надеемся, что после всех геополитических потрясений через Россию возобновится транзит Европа-АТР. Там потребность в транзите – 40 млн TEU в год. А для нас было грандиозным успехом, когда Россия вышла на уровень в полмиллиона. Сейчас, конечно, откатились.
Уголь – это очень удобно. Его можно доставить на месяц раньше или позже. Это неважно. Любые накладки в пути компенсируются необязательностью сроков.
А высокомаржинальные перевозки должны быть точными, желательно – вообще минута в минуту. Чтобы склад не забивать на несколько часов раньше, и он не простаивал несколькими часами позже.
Вот с таким прицелом нужно пересматривать реконструкцию Восточного полигона – не объемное наращивание, а качественное наращивание, – предлагает Михаил Блинкин.