Новый карьерный самосвал Shantui TEH160
прошел успешные испытания в Китае
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Угольной отрасли Кузбасса требуются антикризисные меры
24.10.2024
В Кузбассе сокращаются объемы добычи и отгрузки угля потребителям. За девять месяцев нынешнего года шахтеры подняли на-гора 147,3 миллиона тонн - почти на тринадцать миллионов тонн меньше, чем за тот же период 2023-го. Как уточнили в региональном минуглепроме, добыча черного золота ценных коксующихся марок упала на 2,6 миллиона, а энергетических - на 10,3 миллиона тонн.
- Среди главных причин - не только санкции и эмбарго западных стран, но и прежде всего пропускные способности наших железных дорог, а также высокая стоимость логистики, - отметил губернатор Кузбасса Илья Середюк еще в конце сентября, выступая перед участниками Российской энергетической недели в Москве.
По данным аналитиков, сегодня на тариф РЖД и доход оператора (с учетом оплаты порожнего пробега), перевалку и морской фрахт приходится более шестидесяти процентов цены угля, поставляемого в Китай. А при отгрузках в КНР и Индию через западные и южные порты только морская логистика заберет сорок процентов, а полностью вся доставка угля потребителям - как минимум восемьдесят процентов.
- Доступные рынки сбыта сконцентрировались в трех странах - Китай, Индия и Турция. Цены на российские марки коксующихся углей с начала 2023 года упали в два раза, - уточнила руководитель центра ценовых индексов Газпромбанка Наталья Порохова. - В КНР на фоне проблем в секторе недвижимости сокращается спрос на сталь, а значит, и на коксующийся уголь. В то же время на китайский рынок продолжает экспансию Монголия, а также возвращается Австралия. Рост конкуренции давит на котировки. Растет и предложение со стороны импортеров энергетического угля, цены на который снизились на тридцать процентов. Кроме того, Индия и Китай наращивают собственную добычу. Потому в нынешнем году при избытке предложения даже не наблюдалось сезонных ценовых колебаний.
Падение цен на уголь, сокращение спроса со стороны Китая и недостаточная пропускная способность Восточного полигона РЖД - вызовы, во многом повлиявшие на финансовые результаты работы кузбасских угольщиков в 2024 году. Как сообщил Илья Середюк, прибыль добывающих предприятий с января по май уменьшилась в 3,5 раза - со 156 миллиардов до 45 миллиардов рублей. При этом убытки за первое полугодие выросли, по данным Росстата, с 19 миллиардов до 64 миллиардов рублей. Доля нерентабельных компаний в отрасли превысила пятьдесят процентов. И это не может не сказаться на финансовом состоянии региона.
- Плановые назначения по налогу на прибыль организаций уменьшены почти на 33,5 миллиарда рублей. Что обусловлено динамикой фактических поступлений и возвратов из бюджета по этому виду налога в январе-августе, - отметил председатель комитета по бюджетной и налоговой политике кузбасского парламента Довран Аннаев.
Основные параметры региональной казны - 2024 в конце сентября стали такими: доходы - 234,6 миллиарда рублей (вместо 256,5 миллиарда), расходы - 328,8 миллиарда (вместо 328,1 миллиарда). Дефицит увеличился с 71,6 миллиарда до 94,2 миллиарда рублей.
- По итогам года ожидается снижение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на 60 миллиардов рублей. Налоговые поступления от угольной отрасли в прошлом году составляли 89,9 миллиарда, а за первое полугодие 2024-го - 21 миллиард, то есть минус 61 процент, - добавил Илья Середюк. - Напомню: в угольной отрасли трудится около ста тысяч человек - 65 процентов всех, кто занят в российском углепроме. Семнадцать городов Кузбасса (это полтора миллиона человек, или около 60 процентов населения области) относятся к моногородам, где почти все жители трудятся в угледобыче и на вспомогательных производствах.
По словам губернатора, Кузбасс может сегодня добывать угля больше, но не может его вывезти. За восемь месяцев по железной дороге отгрузили на восемь процентов меньше, чем за тот же период 2023-го. Чтобы стабилизировать ситуацию, власти региона уже не первый год заключают соглашения с РЖД, гарантирующие определенные объемы вывоза. И это дает эффект: отгрузка угля из Кузбасса на Восток за январь-сентябрь достигла 39,9 миллиона тонн, превысив на полтора миллиона тонн показатели прошлого года.
"Никаких сомнений, что 54,1 миллиона тонн будет в этом направлении провезено, у нас нет", - заявил начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай. На развитие путевой инфраструктуры, технологий и техники в Кузбассе железнодорожное ведомство направит в общей сложности около семнадцать миллиардов рублей (плюс семь миллиардов к уровню прошлого года).
Среди предложений кузбасского руководства к РЖД предоставление скидок на перевозку угля в направлении портов Северо-Запада и Юга, отмена экспортных пошлин вплоть до момента выхода отрасли из кризиса, введение госрегулирования цен на перевалку угля в портах и так далее.
Прямая речь
Сергей Мочальников, замминистра энергетики РФ:
- По нашим прогнозам, доля России в мировой торговле углем на горизонте ближайших 25 лет увеличится до четверти, и у нас для этого все есть. Осталось договориться с коллегами из транспортного цеха. Уже реализуется второй этап развития БАМа и определены параметры третьего этапа. А портовая инфраструктура, созданная частными инвесторами, уже сейчас работает с профицитом почти в пятьдесят процентов. Что касается перепрофилирования невостребованных шахтерских кадров в моногородах, то это чуть более отдаленная перспектива. Сегодня в угольной отрасли дефицит кадров, особенно профессиональных.
Юлия Потапова (Кемерово)
https://rg.ru/2024/10/24/reg-sibfo/ugolnoj-otrasli-kuzbassa-trebuiutsia-antikrizisnye-mery.html