2025 реклама



За тысячи километров…

Что связывает Кузбасс с далекой постсоветской республикой


Интересы Республики Беларусь и Кемеровской области, как ни странно, географически пересекаются в самом центре Кузбасса — недалеко от поселка городского типа Грамотеино, то есть совсем рядом с главной автотрассой региона.

Это даже не географический, а геометрический центр главного угольного региона РФ. Он равноудален как от Кемерова, так и второго крупнейшего города — Новокузнецка. Наверняка вы догадались, что именно здесь расположен центр для обслуживания карьерных самосвалов БЕЛАЗ. Пожалуй, это самая крупная в мире СТО для грузовиков-гигантов, которые производят в «синеокой респуб­лике». Так Беларусь называют за обилие озер.

Как все начиналось

Когда-то белорусские земли были среднестатистическим аграрным регионом Российской империи с зачатками некоторых видов промышленности: деревообработки и пищепрома. Никто и представить тогда не мог, что в Беларуси будут развиты совсем не аграрные отрасли, такие как тяжелое машиностроение. Одно дело Урал или Донбасс, а тут какой-то сельский регион…

Но все изменилось с приходом советской власти. Во-первых, отдельная Белорусская республика (настоящая, а не выдуманная на бумаге) впервые появилась на политической карте. Во-вторых, скоро она стала частью нового амбициозного проекта под названием Советский Союз. Одним из главных направлений в СССР была индустриализация, которая затронула и БССР.

Особенно интенсивно новые предприятия стали возникать в республике после Великой Отечественной войны. Вот и в 1947 году в тогда еще небольшом поселке городского типа Жодино в Минской области начали строить завод.

Для развития завода, конечно, использовали потенциал всего СССР. В 1950-е годы Беларуси отдали проект, изначально предназначенный для Ярославской области. Его доработали, и на свет появился один из самых массовых карьерных самосвалов того времени — МАЗ-525. Это был капотник грузоподъемностью в 25 тонн. По нынешним меркам довольно примитивный и неказистый.

Постепенно это направление развивали, машины начали обретать облик близкий к нынешнему. Предприятие в Жодино стало независимым от МАЗа. Его переименовали в Белорусский автомобильный завод. Сейчас создан целый «БЕЛАЗ-Холдинг» с производственными площадками по всей республике.

Белазисты и белазовцы

Но вернемся к уникальному сервисному центру БЕЛАЗа, расположенному у Грамотеино. Фактически он стал сейчас полноценным ремонтным заводом. На предприятии используют немало оборудования, выпущенного «БЕЛАЗ-Холдингом», а цеха оформлены в те же цвета, что и в Жодино.

Инженеры и рабочие здесь носят униформу с логотипом БЕЛАЗа и хорошо знают белорусскую технику, так что их можно считать настоящими белазовцами. Любой рабочий из Жодино может быть уверен, что более чем за четыре тысячи километров от его завода есть такой же родной цех, где работают его единомышленники. Хотя тут не стоит стесняться пафоса. В Кузбассе белазовцы могут встретить своих настоящих братьев.

И это не только те, кто ремонтирует технику, но и эксплуатирует. Их не называют белазовцами, но очень похожим словом — белазисты. На разрезах Кузбасса, конечно, можно встретить не только белорусские карьерные самосвалы, но и китайские или западного производства. Однако это лишь небольшой процент. Основа парка была, есть и будет — белорусская.

Карьерные самосвалы БЕЛАЗ давно стали для Кузбасса одним из символов региона. Это что-то родное и близкое не обязательно только для угольщиков. В музее на Красной горке есть «белазик» советских времен, и это не единственный подобный «памятник». Они существуют и на угольных предприятиях, и в сквере КузГТУ в Кемерове.

Более того, в областном центре создали фирменное БЕЛАЗ-кафе, где вам подадут оригинальные блюда: «Завтрак белазиста», «Сырники по-жодински» и т. д. Там же работает магазин белазовского и в целом белорусского индустриального мерча. Можно купить даже футболки с цитатами президента Беларуси Александра Лукашенко.

Личные контакты

В развитии отношений угольного региона и братской республики, естественно, важно установить личные контакты. Хорошую динамику этому процессу в недавнем прошлом придал Дмитрий Крутой. Сейчас он возглавляет администрацию белорусского президента, а еще не так давно был послом в России. Активно, как никто из его предшественников, ездил по стране, посещал он и Кузбасс.

Именно при Крутом возродилась старая традиция установления прямых контактов между российскими губернаторами и Александром Лукашенко, либо с премьером (часто с обоими). В республику чуть ли не каждый месяц, а то и чаще стали ездить главы регионов РФ. В 2023 году в Беларуси побывал Сергей Цивилев, а в нынешнем году — его преемник на посту губернатора Илья Середюк.

Илья Владимирович вместе с кузбасскими промышленниками внимательно изучил, как устроены цеха главной площадки БЕЛАЗа в Жодино, какие технологические процессы там освоены. Причем цеха БЕЛАЗа были первой точкой посещения. Губернатор приехал туда прямо из аэропорта.

— БЕЛАЗ и Кузбасс — это давнишние партнеры, это стратегические партнеры. Техника у нас работает и будет работать, — твердо заявил Середюк после осмотра завода.

Изучил он и другую технику белорусского производства, которая представлена на специальной площадке Минского тракторного завода. Многое заинтересовало губернатора и членов делегации: от микроавтобусов до комбайнов. На фоне санкций оказалось, что можно покупать технику не только в третьих странах, но и у своих ближайших союзников.

Не зря упомянутый центр БЕЛАЗа в Кемеровской области сейчас становится уже мультибрендовым, то есть точкой продаж и обслуживания в целом белорусской техники. В основе торгово-экономических отношений Кузбасса и Беларуси могут быть не только карьерные самосвалы, да и вообще не только техника.

Чего не хватает

И все же вернемся к теме личных контактов. Помимо общения высшего руководства, глав предприятий, сейчас остро стоит проблема общения на уровне простых людей. Да, у кого-то есть родственники в Беларуси, кто-то из «синеокой» бывает в Кемеровской области по работе, но масштабы подобных поездок критически малы.

В массе своей белорусы очень мало знают о Кузбассе, а кузбассовцы — о Беларуси. Между тем, долгосрочное стратегическое партнерство не может основываться только на личных связях руководства.

Необходимо интенсифицировать взаимные стажировки специалистов различных отраслей. К примеру, в пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Да и в академической сфере есть большой пробел. Формально Россия, и Беларусь выделяют друг для друга квоты на бесплатное обучение в своих вузах. Однако между Кузбассом и братской страной, мягко говоря, не наблюдается массовых потоков студентов и аспирантов.

Личные связи прочно установлены, как правило, между старшими поколениями. Эти люди стареют и уходят на пенсию. Молодежь друг с другом не знакома, и это один из вызовов, который стоит перед всем Союзным государством, а не только в разрезе отношений Беларуси и Кузбасса...

Подробности про современную технику БЕЛАЗа — на стр. 46

Василий Малашенков (Беларусь) — специально для журнала «Уголь Кузбасса»