2025 реклама



Впереди лучшее

Сосредоточенность на одном направлении деятельности помогает освоить его в совершенстве


Для развития успешного бизнеса нужен лидер, четко понимающий долгосрочную перспективу развития. Умение опираться на полезный опыт прошлого играет здесь значительную роль.

На эту и некоторые другие темы я разговариваю с генеральным директором ООО «ШСМ-сервис» Игорем Суходубовым, экспертом журнала «Уголь Кузбасса».

Про труд и опыт

— Игорь Сергеевич, репутация «ШСМ-сервис» позволила вам пережить непростые для угольной отрасли 1919-1920 годы, обслуживая предприятия различной сферы деятельности, выходя за рамки угледобычи. Сегодня пригодится этот опыт?

— Опыт всегда полезен. Но подавляющее число заказчиков «ШСМ» сегодня — это угольные предприятия. Мы ориентируемся на эту деятельность в дальнейшем, не собираемся ей изменять, тем более что накопленный опыт позволяет полностью удовлетворять все запросы по ремонтам и сервисному обслуживанию.

— То есть — верите в будущее угледобычи?

— Вы правильно отметили, именно угледобычи.

Многочисленные проекты, которые были и вновь возникают вокруг этой отрасли, служат скорее для одушевления, моральной поддержки, веры людей в будущее. Не исключено, что углю найдут оригинальное, новомодное применение. Нормально, что планируются кузбасские полигоны, производства, способствующие появлению нового оборудования с расчетом: уголь уйдет, заводы останутся. Но уголь не уйдет.

Коксующемуся углю в настоящее время нет замены! Он востребован всем миром. И на наш век точно спроса на него хватит.

Углегенерацию никто не отменял. Она вполне может быть экологически чистой, тому есть много примеров. Энергетический уголь необходим многим странам.

И когда расширится наконец это узкое игольное ушко, которое не дает нам поставлять «черное золото» туда, где его ждут, все вернется на круги своя.

— В прошлом году «ШСМ-сервис» отметило 15-летие. Вы расширили линейку клиентов, впервые показали себя в качестве эксперта-консультанта для разборов спорных ситуаций с поставкой электродвигателей, запланировали обустроить новое производственное помещение… Все идет по плану?

— Может быть, не так быстро, как хочется, но, в принципе, да. Постепенно расширяем ремонтные позиции, по которым взаимодействуем с холдингами наряду с другими подрядчиками.

Ремонтные задачи в нашем деле однотипны и единообразны, они выполняются в соответствии с единым стандартом, новое придумать невозможно. Однако сосредоточенность на одном направлении деятельности помогает освоить его в совершенстве. Таким образом, к настоящему моменту компания «ШСМ-сервис» стала многофункциональной структурой, куда можно обратиться абсолютно по любому вопросу в отношении всех электродвигателей: миниатюрных и крупногабаритных, обычных и взрывобезопасных, отечественных или импортных любого года изготовления.

Отлаженная служба сервиса способна решить все вопросы, которые могут возникнуть у партнера (клиента). Важна минимизация усилий партнера, ведь он вовсе не обязан знать о наших делах по решению его задачи.

— Ваша уверенность в собственных возможностях должна опираться на крепкий коллектив. Как вы находите работников?

Про кадры

— Одним из самых важных достижений «ШСМ», с моей точки зрения, стало рождение из работников предприятия настоящего коллектива. У каждого своя мотивация — пусть даже деньги на первом месте! Если надо, всегда дадим заработать.

Те работники, кто пришел к нам лет семь назад и уверенно остался, сегодня получили высшее образование, завели семьи, родили детей, купили квартиры, машины, то есть вышли на успешный уровень жизни. У каждого имеется стабильный оклад и премиальные, пропорциональные выполненному делу. Людей подбирали точечно. В принципе, таким коллективом мы можем горы свернуть, в этом отношении я спокоен.

Но нужно заботиться о резерве. И тут действительно приходится сталкиваться с проблемами.

— Самое время поговорить про уникальную практику преемственности «ШСМ-сервис». Николай Семенович Шкабара, ваш первый зам, долгое время работал заместителем директора по персоналу на КЭМЗ (перед закрытием предприятия). Сформированная им кадровая стратегия умело комбинирует лучший опыт советских лет и реалии современности.

— У ООО «ШСМ» есть два этапа развития: ДО Николая Семеновича и ПОСЛЕ его прихода. Представьте — его трудовая активность увеличила валовый доход предприятия в три с половиной раза.

К огромному сожалению, по состоянию здоровья он отпросился-таки на пенсию. Человек практически незаменимый, он способен был решить любой вопрос вместо меня — во время моего отсутствия.

— Только я хотела спросить про пользу опыта людей старшего поколения, как вы уже ответили одним предложением с цифровым доказательством.

Николай Степанович считает коллектив «ШСМ» преемником традиций НПО «Кузбассэлектромотор». В чем это заключается?

— Изучая историю предприятия, появившегося в неимоверно трудное время, познавая этапы его развития, становления, славы и падения, можно уберечься от многих ошибок, но взять лучшее из практики прошлого. Это во-первых.

Во-вторых, приходит ясное понимание развития по спирали вверх: сегодня трудные времена, завтра победа и развитие…

Советские предприятия являются отличной школой менеджмента, общение с людьми, такими как Николай Степанович Шкабара, Анатолий Манжурович Те, генеральный директор объединения «Кузбассэлектромотор», наполняет мудростью. Надо только уметь слушать и слышать.

— Я предлагаю отвлечься от разговора и напомнить читателю краткую историю предприятия, которое было образовано в 1941 году.

О НПО «Кузбасс­электромотор»

Происхождение завода восходит к одному из старейших электротехнических предприятий России — Русско-Балтийскому электромеханическому заводу. Основан он был Генрихом Детманом в Риге в 1888 году. В 1915 году производство было перемещено в Харьков, где уже в советское время Харьковский механический завод стал основным поставщиком электроаппаратуры для шахт Донбасса.

В условиях начавшейся Великой Отечественной войны руководство Харьковского электромеханического завода 17 сентября 1941 года получило приказ немедленно приступить к эвакуации первой очереди завода, что стало серьезным испытанием для всего коллектива предприятия.

В ноябре 1941 года Харьковский электромеханический завод — в составе четырех основных производств — прибыл в Кемерово. Первоначально предприятие размещалось на четырех площадках: помещение бывшего универмага и двух деревянных домиков на его территории; гараж горкомхоза; помещения трамвайного парка и гараж шестого стройуправления.

На новом месте, в условиях Сибири, в самое короткое время надо было «оживить» привезенное оборудование, заставить его работать для фронта. Работали по 12-14 часов в сутки, не зная выходных и праздников. 1 января 1942 года в город прибыли 85 вагонов с оборудованием и людьми. В этом же месяце было установлено 316 единиц оборудования, проведена электроэнергия, более 400 человек из вновь принятых на производство были обучены профессиям слесаря, токаря, фрезеровщика и обмотчика. Появилась небольшая группа ИТР для технической подготовки к выпуску оборонной продукции — моторов МБ-20 и MB-12, к началу разработки чертежей инструментов и приспособлений.

Параллельно с монтажом оборудования и подготовкой завода к выпуску продукции в первые месяцы 1942 года была начата проверка нового производства, и с марта этого же года был освоен выпуск первой партии моторов поворота башни танка МБ-20.

После окончания войны было принято решение о производстве преимущественно взрывозащищенных электродвигателей и другой аппаратуры. Особое внимание уделялось выпуску продукции для шахт, так как завод находился в самом центре Кузнецкого угольного бассейна. В первое послевоенное десятилетие (1946-1955 годы) рост производственной программы достиг 40%, причем осуществлялось это как за счет интенсивных форм хозяйствования — совершенствования техники и технологии производства, механизации и автоматизации производственных процессов, так и за счет привлечения дополнительной рабочей силы.

В последующее десятилетие машиностроители предприятия настойчиво работали над изменением техники и технологии производства, освоением высококачественной электротехнической продукции. В эти годы почти в два раза возрос уровень рентабельности. Завод увеличил выпуск всех электродвигателей на 33,7%, а взрывобезопасных, производство которых являлось основным направлением в специализации завода, — более чем втрое. «Кузбассэлектромотор» становится главным в РСФСР поставщиком электродвигателей до 100 кВт, а потом и вообще взрывобезопасных двигателей. В эти годы было создано и внедрено в производство свыше сорока типов нового взрывозащитного оборудования.

Постановлением Комитета ВДНХ от 16 августа 1965 года за освоение производства и серийный выпуск взрывобезопасных электродвигателей новой серии, контактеров типа КТУ и некоторых других изделий заводу был присужден диплом первой степени. Достижения трудового коллектива были отмечены высшей правительственной наградой: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1966 года завод был награжден орденом Ленина, ряд работников предприятия — орденами и медалями страны.

Возросший уровень научно-технического прогресса, постоянное обновление изделий, качественное их совершенствование потребовали налаживания более тесной связи производства с наукой. Для этой цели еще в 1949 году по решению Совета Министров СССР на заводе было организовано специальное конструкторское бюро, преобразованное через 10 лет во Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-технологический институт электрооборудования для химической, нефтяной и газовой промышленности — «Гипронииэлектрохим». В 1974 году из него вырос научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт, при котором впоследствии был создан опытный завод.

Результаты деятельности НИИ «Кузбассэлектромотор» и опытного завода демонстрировались на отечественных и зарубежных выставках. За представленные 58 разработок, созданных в институте и освоенных на заводе, было получено 39 медалей разного достоинства и 7 дипломов. Впервые их совместными усилиями в стране был создан взрывобезопасный электродвигатель для угольной промышленности. С середины 1970-х годов осуществлялась реконструкция предприятия, обновлялось оборудование.

На основании приказа Мини­стерства электротехнической промышленности от 12 декабря 1988 года Кемеровское ордена Ленина производственное объединение «Кузбасс­электромотор» было переименовано в Кемеровское научно-производственное объединение «Кузбассэлектромотор». В его состав входили два самостоятельных предприятия: Кемеровский электромеханический завод «Куз­басс­­­электромотор» — головной завод и научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт. Структурными единицами НПО без прав юридического лица являлись: опытный завод института и завод товаров народного потребления объединения.

90-е годы прошлого столетия — это период структурных изменений на «Кузбассэлектромоторе». В 2013 году история «Кузбасс­электромотора» подошла к своему концу. В августе он был закрыт.

О памяти и мудрости

— В 2013 году вы поддержали само мероприятие в честь 80-летия КЭМЗ и награжденных на нем ветеранов материально. Как вы считаете, в чем польза подобных встреч?

— Это память. То, без чего не будет будущего.

Мудрость старшего поколения, повторяю, позволяет проецировать их опыт на себя, извлекая необъятную пользу.

— Можете привести конкретный пример?

— Анатолий Манжурович Те рассказывал, что Николай Николаевич Юдин, занимавший высший пост на КЭМЗе в 1979 году, был очень суровый мужик. Необщительный, ни с кем не разговаривал. Его боялись.

Единственным человеком, который не страшился ходить к нему в кабинет, по словам Анатолия Манжуровича, был он сам:

— Этим пользовались, в частности, главный инженер, когда я был у него заместителем, все время просил меня — сходи, подпиши бумагу. То ли наглый я был, то ли глупый. Однако брал бумаги и стучал в дверь. Юдин всегда сидел в кабинете один. Молча глядел на меня, сразу вникал в суть вопроса. Умнейший был мужик! Молча глянет, черкнет.

А в 84-м году, когда пришел Горбачев и «заварилась каша», работать стало невозможно.

— Верхи чокнулись на слове «демократия». Выборы, перевыборы, люди — «за», люди — «против». Только меня трижды перевыбирали. У нас сформировалась группа, которая вместо дела мутила воду. Все это подсекало промышленность, СССР, — вспоминал Те.

Очень познавательный рассказ для выстраивания стиля руководства, не считаете?

— Действительно, в точку. Предприятие не терпит расхлябанности. Про всех крепких руководителей, точно знаю, говорили «жесткий, железный мужик». Получается, демократия завод загубила?

— Общий строй страны. Не столько демократичный, сколько — непонятный. Любой крупный завод не может существовать в социалистической экономике отдельно от других. Опять-таки из воспоминаний: Алексей Константинович Антонов, министр электротехнической промышленности СССР, заместитель председателя Сов­Мина СССР, сказал в 1989 году: «То, что сегодня происходит на «Кузбассэлектромоторе», происходит во всей стране».

— Знаю вашу любовь к истории, вплоть до готовности спонсировать книги этой направленности…

— Это же очень интересно. В текущем году празднуют великую дату — 80 лет Победы. А ведь именно 80 лет назад, в 1945 году, было принято решение о специализации «Кузбассэлектромотора» на производстве взрывозащищенных электродвигателей.

— Безумно интересно. Все еще впереди?

— Впереди лучшее.

Лариса Филиппова