2025 реклама



Верный себе

он был незаурядно способным, отличным организатором производства, которых в то время очень не хватало


Галина Трушина, почетный профессор Кузбасского государственного технического университета, одна из немногих помнит этого человека не понаслышке:

— У меня с дочерьми Романова были дружеские отношения, — говорит Галина Семеновна. — Я неоднократно была у Романовых в городе Кемерово, а также отдыхала на приусадебном участке в селе Елыкаево с членами семьи, которые ежегодно дружно работали в огороде.

Владимир Павлович и его супруга Анна Иосифовна встречали меня приветливо, всегда усаживали за стол и не отпускали без чаепития. Владимир Павлович был любящим мужем, заботливым отцом для дочерей и любимым дедушкой для внуков.

— Романов Владимир Пав­лович — гордость Кузбасса. Потомки должны знать и помнить одного из выдающихся руководителей угольной промышленности Кузбасса, под руководством которого Кузнецкий угольный бассейн стал основным в угольной промышленности СССР, — продолжает рассказ Галина Трушина. — Шахтеры внесли большой вклад в победу и уничтожение фашисткой Германии в годы Великой Отечественной войны, обеспечивая энергетическую безопасность страны и по настоящее время.

По направлению — на шахту

Романов Владимир Павлович родился в 1915 году в селе Верх-Деревеньки Курской губернии. С 12 лет, еще школьником, стал подрабатывать пастухом общественного стада, затем учился в сельскохозяйственном техникуме города Льгов Курской губернии.

В 1932 году в губернии была невиданная засуха, люди голодали, возможностей оказать материальную поддержку Владимиру в период его обучения у родителей не было. Поэтому он по приглашению брата отца уехал в Ленинск-Кузнецкий, где, в связи с освоением угольных месторождений и строительством шахт, были рабочие места. А в 1933 году поступил учиться в Прокопьевский горный техникум.

Владимиру передалась честолюбивая отцовская черта — все делать лучше других. Он усиленно изучал науки и с отличием окончил техникум. Затем — по направлению — работал на шахте №5 («Краснокаменская») в Киселевске горным мастером, начальником участка, а с 1939 года, имея техническое образование, в возрасте 24 лет был переведен на должность главного инженера.

Никогда не был карьеристом

Когда он решил жениться, лица из НКВД уговаривали его отказаться от Анны, которая жила среди поселения ссыльных из Белоруссии в семье из восьми человек в землянке и работала учительницей в средней школе. Владимир Павлович принял решение перейти на работу простым рабочим, но не расстался с горячо любимой Анной.

А так как он был незаурядно способным, отличным организатором производства, которых в то время очень не хватало, не любил спиртные напитки, его оставили в покое.

Началась Великая Отечественная война

Владимир добровольцем записался на фронт, но в поезд его не пустили. Сообщили о броне, согласно которой ему было необходимо остаться работать на шахте.

В этот период среди других энергоресурсов уголь лидировал в топливно-энергетическом балансе страны. От выполнения плана добычи угля во многом зависела энергетическая безопасность СССР.

В 1941 году шахты Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов оказались в оккупации. Кузнецкий угольный бассейн стал основным по добыче угля в стране.

В 1942 году, впервые в СССР, по инициативе Романова на шахте №5 была применена гидровскрыша при открытом способе добычи угля.

В 1943-м его перевели на должность начальника шахты, где он проработал до 1948 года. Под руководством талантливого и целеустремленного начальника шахты каждый горняк работал за двоих.

По выражению Владимира Павловича Романова, «он бил врага углем». Шахта 14 месяцев удерживала переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, значительно перевыполняя план по добыче угля, в частности, в 1945 году — на 193,2%.

Из отстающих — в передовые

Владимир Павлович был добрым и отзывчивым человеком. В первые годы супружества ему от шахты выделили комнату в общежитии, в дальнейшем двухкомнатную квартиру, в которую он забрал тещу Ядвигу Куприяновну. А у той еще своих пятеро детей! Романов один содержал всю семью и дал возможность всем получить образование.

В 1948 году его перевели в город Сталинск (Новокузнецк) на должность начальника шахты им. С. Орджоникидзе треста «Куйбышевуголь», которая числилась в числе отстающих. Шахта не выполняла план, рабочие получали низкую заработную плату.

Владимир Павлович, изучив все недостатки в организации и технологии производства, призвал шахтеров перейти на стахановскую вахту для перевыполнения месячного плана. Рабочие его поддержали, ежемесячно перевыполняли план по добыче угля. За короткий период времени шахта вышла в число передовых среди шахт всего комбината.

«Все делать лучше всех»

А в 1951-м Романова назначили начальником крупнейшей в СССР шахты им. В.И. Сталина («Коксо­вая») треста «Прокопьевскуголь» в Прокопьевске. Под руководством В.П. Романова шахта постоянно выполняла план и была одной из передовых в Кузбассе.

В Прокопьевске у В.П. Романова родилась пятая дочь. Жили в двухквартирном одноэтажном доме. Зарплаты директора шахты было недостаточно, быт вели очень скромно, новую одежду покупали преимущественно старшим, потом поэтапно передавали младшим дочерям. Для обеспечения большой семьи продуктами питания вынуждены были держать корову и выращивать овощи на огороде.

У Владимира Павловича не было времени, чтобы заниматься домашней работой, поэтому хозяйство вела жена Анна Иосифовна и дочери.

Девочек с детства приучали к трудолюбию, работать и учиться по романовскому принципу «все делать лучше всех», только на отлично.

Семья Романовых, по воспоминаниям соседей, выделялась высокой культурой, в доме была своя библиотека, детей приучали к культуре поведения и уважению людей, невзирая на уровень их образования и сферу их производственной деятельности.

Повышение

В 1954 году Владимира Павло­вича отправили на получение высшего инженерного образования по горному делу в Томский политехнический институт, по окончании которого ему вручили диплом с отличием и присвоили квалификацию горного инженера.

В период обучения Владимир Павлович получал повышенную стипендию, из которой часть отправлял семье. Он был честным, порядочным и бескорыстным человеком, всегда говорил, что никогда «не путал государственный карман с карманом своей семьи».

По окончании института Рома­нова назначили управляющим угольным трестом «Ки­­се­­левск­­уголь».

В 1961-м — начальником комбината «Кузбассуголь» (производственное объединение «Кузбасс­уголь») в городе Кемерово, которым он руководил в течение семнадцати лет, до 1979 года.

В связи с освоением нефтяных месторождений в 60-е годы по инициативе Никиты Хрущева в правительстве решался вопрос о закрытии 14 шахт Кузбасса, но Владимир Павлович Романов, понимая значимость кузнецкого угля для энергетической безопасности СССР и вопреки постановлению ЦК о сокращении угольных предприятий, присоединил угольные пласты закрываемых шахт к действующим. Сохранил годовой объем добычи угля и рабочие места для горняков Кузбасса.

Это была правильная и дальновидная политика.

Угольный подъем

В Кузбассе был период мощного развития ведущей угольной отрасли. Под руководством Романова на угольных шахтах началось широкое внедрение автоматизации и механизации производственных процессов, передовых технологий систем разработки и выемки угля, современного оборудования на очистных комплексно-механизированных забоях. Было организовано движение добычных бригад «пятисоттысячников» и «миллионеров». Шахта «Распадская» (Кузбасс), мощность которой в 1973 году составляла 6 миллионов тонн, была самой крупной среди угольных бассейнов СССР.

В то время большое значение Романов уделял созданию нормальных бытовых условий для семей шахтеров. Он понимал, что выполнение плана по добыче угля в тяжелых подземных условиях возможно лишь шахтерам с крепким здоровьем и благополучным содержанием членов их семей. Поэтому добивался выделения им участков земли и стройматериалов для строительства домов.

По его инициативе был построен и создан Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров в Ленинске-Кузнецком, санаторий «Борисовский», госпиталь для ветеранов войны и труда (областная больница №2). Владимир Павлович обосновал в Министерстве необходимость строительства Кемеровского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минуглепрома СССР, дома отдыха «Шахтер», санатория-профилактория «Шахтер Кузбасса».

Под руководством Романова угольным трестом «Кисе­левск­уголь» и комбинатом «Кузбасс­уголь» (производственное объединение «Кузбассуголь») были введены в эксплуатацию 14 новых шахт, 2 разреза и 3 обогатительные фабрики.

Дедушка-прадедушка

В 60-е годы, в период моего обучения в Кузбасском политехническом институте по специальности «Экономика и организация горной промышленности», эту же специальность осваивали дочери Владимира Павловича Лариса, Виктория, Александра и Наталья. Они решили посвятить свою трудовую деятельность развитию угольной промышленности.

Лариса, Виктория и Александра продолжили обучение в аспирантуре, с присвоением им ученой степени кандидата экономических наук, Виктория и Александра остались работать преподавателями в КузПИ, а Лариса и Наталья стали работать экономистами на шахтах города Березовский.

В дальнейшем Лариса работала главным экономистом на шахте «Трудовская» в городе Донецке, Наталья — главным экономистом отдела нерентабельных и особо убыточных шахт ГУРШ компании Росуголь в Москве. Людмила окончила музыкальное училище по классу фортепиано в Кемерове и работала преподавателем в музыкальных школах в городах Березовский и Кемерово.

Супруги дочерей также посвятили свою трудовую деятельность угольной промышленности, трое из них работали директорами шахт, один главным инженером на шахте «Трудовская» в Донецке.

При жизни Владимир Павлович стал дедушкой 10 внуков и прадедушкой 5 правнуков.

После ухода на персональную пенсию он, как человек с подорванным здоровьем, мог бы спокойно отдыхать и восстанавливать свое здоровье. Но зная то, что эффективность работы предприятий угольной промышленности во многом зависит от уровня квалификации кадрового состава, с 1978 года согласился работать директором Кемеровского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минуглепрома СССР. Под его руководством в течение 12 лет свой профессиональный уровень повысили более 40 тысяч горных инженеров от Урала до Дальнего Востока и специалисты зарубежных стран.

Шахтерская память

В период перехода России к капитализму и рыночной экономике многие угольные предприятия по программе реструктуризации были закрыты. На многих действующих шахтах участились аварии, значительно увеличилась численность погибших шахтеров, семьям которых требовалась финансовая помощь и моральная поддержка. По инициативе Владимира Павловича в декабре 1993 года был создан Фонд «Шахтерская память», который он возглавил. Этот фонд стал первой благотворительной организацией в России, она материально помогала и помогает семьям погибших шахтеров и ветеранов труда угольной промышленности. Впоследствии Кемеровский областной общественный фонд назван в его честь» «Шахтерская память» имени В.П. Романова.

Галина Трушина