2025 реклама



Электровыбор

Выгодная экология или дорогая игрушка?


Тем, кто бывал в Китае 15-20 лет назад, хорошо знакома картина густого смога, накрывавшего мегаполисы плотным, почти осязаемым покрывалом.

Вдохнуть полной грудью в Пекине или Шанхае было делом рискованным: содержание вредных веществ в воздухе регулярно превышало допустимые нормы в десятки раз.

Переломным моментом стало осознание того, что только полная смена парадигмы транспорта способна изменить положение дел. Китай, который больше других пострадал от экологического кризиса, сделал ставку на развитие электрического транспорта и электрической спецтехники. Эта ставка оправдала себя: за последние годы качество воздуха в крупнейших городах значительно улучшилось, а Китай стал своеобразным флагманом по производству и внедрению зеленых технологий.

Почему электротехника — это не только экология

Когда говорят об электротехнике, часто вспоминают только ее экологические преимущества. Но в реальности переход на электрическую спецтехнику имеет и мощную экономическую подоплеку.

Во-первых, это снижение затрат на обслуживание. Электродвигатели проще устроены, имеют меньше движущихся частей и, следовательно, реже ломаются. Нет необходимости менять масло, фильтры, свечи — расходы на регламентное техобслуживание сокращаются на 30–50%.

Во-вторых, это энергетическая эффективность. Коэффициент полезного действия у электродвигателя превышает 95%, в то время как у двигателя внутреннего сгорания он редко достигает 40%. Иными словами, большая часть потребляемой энергии уходит непосредственно на выполнение работы, а не на нагрев или механические потери.

В-третьих, электроспецтехника демонстрирует большую точность и плавность управления, что особенно важно при выполнении деликатных операций — например, при укладке покрытий или установке оборудования.

И, конечно, нулевые выбросы делают ее идеальной для применения в закрытых помещениях, складах, туннелях, густонаселенных районах городов.

Но есть и обратная сторона медали.

Стартовая стоимость электрической техники пока выше дизельных аналогов на 80–120%, а полная окупаемость достигается в среднем через 3–5 лет активной эксплуатации. Кроме того, пока остается вопрос доступности электроэнергии и разветвленности зарядной инфраструктуры.

Где электротехника выигрывает, а где проигрывает

Важно понимать, что электротехника, видимо, не является универсальной заменой для всего спектра строительных и промышленных задач.

Там, где техника работает вахтовым методом, на больших удалениях от источников питания, где важно иметь возможность быстро заправиться и продолжать работу без длительных остановок, традиционные дизельные машины пока остаются вне конкуренции.

Электрические машины выигрывают на объектах, где доступ к сетевому питанию есть всегда либо можно организовать локальные энергостанции.

Например:

  • Складская логистика — 90% погрузчиков в развитых странах уже перешли на электропривод.
  • Городские стройплощадки — экскаваторы, самосвалы, мини-погрузчики на электротяге позволяют работать без шума и выбросов.
  • Инфраструктурные проекты в туннелях — отсутствие выхлопных газов становится критическим фактором.

На масштабных горнодобывающих проектах или в условиях Крайнего Севера внедрение электротехники пока ограничено.

Ахиллесова пята: зарядная инфраструктура

Главный барьер на пути массового внедрения электротехники — недостаточно развитая инфраструктура зарядки.

— То, что Китай у себя уже создал, нам еще предстоит построить, — подчеркивает Александр Нетид, руководитель отдела развития продуктов LiuGong.

Сегодня в Китае существуют целые зарядные станции для спецтехники, мобильные энергоустановки, инфраструктура быстрой замены аккумуляторов. На стройплощадках подводится отдельное энергоснабжение для зарядки тяжелой техники.

В России пока нет ни одного крупного централизованного проекта зарядной сети для спецмашин. Монтаж стационарной зарядной станции требует много согласований, проектных работ и подключения к мощным сетям. Иногда этот процесс занимает полгода и более.

Чтобы решить эту проблему, производители идут по пути создания мобильных решений. Например, LiuGong представил передвижной аккумуляторный модуль, по размеру напоминающий средний компрессор. Такой «пауэрбанк» может привозиться на объект на спецшасси, обеспечивая зарядку техники без необходимости подключения к городской электросети.

Однако даже такие решения пока остаются дорогими и требуют тестирования в реальных условиях эксплуатации.

Китайский опыт: как сделать электротехнику массовой

Китайский опыт показывает: для перехода на электротехнику недостаточно наличия самих машин.

— Мы активно работаем в этом направлении, — рассказывает Игорь Мурашов, коммерческий директор ООО «СюйГун Ру». — Развиваем ассортимент электротехники: экскаваторы, катки, грейдеры, автосамосвалы. Поддерживаем проекты по развитию инфраструктуры, интегрируем IoT-решения для контроля техники и оптимизации энергопотребления.

С каждым годом ассортимент расширяется: это и гибридные экскаваторы серии XCMG, и электрические грейдеры, асфальтоукладчики, катки, автогрейдеры. Но создание такой техники — это не просто сборка машин, а комплексная работа с компонентами: батареями, системами управления энергией, электродвигателями. Основные вызовы — энергоемкость и время работы.

Мы начали сотрудничество с одним китайским производителем аккумуляторов, а сейчас перешли на более совершенные решения от другого партнера. Это позволило значительно увеличить автономность техники. Кроме того, мы работаем с мировыми лидерами в области аккумуляторных технологий, чтобы предлагать клиентам наиболее эффективные системы. Но сама по себе электрическая или водородная машина — это только часть истории. Для ее работы нужны зарядные станции, заправочные пункты, сервисные центры. Мы развиваем глобальную сеть поддержки, включая удаленный мониторинг через IoT-платформы. Это позволяет отслеживать состояние техники в реальном времени и минимизировать простои. Мы тестируем технику в разных условиях: от городского строительства до горнодобывающих карьеров. Например, электрические погрузчики уже работают на ряде объектов, снижая выбросы и уровень шума.

Кроме того, XCMG участвует в международных проектах, таких как «Один пояс, один путь», что помогает нам совершенствовать технологии и адаптировать их под разные рынки. Мы продолжаем инвестировать в гибридные и полностью электрические модели, а также в инфраструктуру для них. Наша цель — сделать зеленые технологии не просто экспериментальными, а массовыми и экономически выгодными для клиентов по всему миру.

По данным открытых источников, в 2024 году в Китае было продано более 150 тысяч единиц электрической спецтехники. Государственные проекты требуют обязательного использования электротранспорта на ряде объектов, а крупнейшие корпорации активно инвестируют в развитие этой отрасли.

А что у нас?

В России рынок электроспецтехники только начинает развиваться. Причины очевидны:

  • высокая стоимость техники;
  • отсутствие господдержки;
  • слабая инфраструктура;
  • низкая готовность рынка к переменам.

— На данный момент стоимость электромашины на 80–120% выше дизельного аналога, — объясняет Александр Нетид. — Без субсидий и поддержки со стороны государства выйти на массовый рынок будет сложно.

Тем не менее первые шаги уже сделаны. В России работают пилотные проекты электросамосвалов на карьерах, разрабатываются программы локализации производства батарейных модулей. Компании начинают интересоваться возможностью применения электротехники на логистических объектах, в сельском хозяйстве и в рамках зеленых строительных стандартов.

— Энтузиасты уже начали закупать электроспецтехнику, — говорит Александр Нетид. — Да, пока это единичные случаи, но опыт накапливается. Мы верим, что спрос будет расти, особенно в тех регионах, где есть дешевая электроэнергия, например в Иркутской области.

Да, кстати, и в Кузбассе уже реализуются проекты по внедрению электрической карьерной техники. Например, на угольном разрезе «Междуречье» в Кемеровской области введены в эксплуатацию пять электрических экскаваторов ЭКГ-20, произведенных на «Уралмашзаводе». Эти машины с ковшом объемом 20 кубометров способны отгружать более 10 000 кубометров горной массы за смену и питаются от электросети, что обеспечивает экологичность и снижает эксплуатационные расходы.

Год назад на Кийзасском разрезе начал работу большегрузный самосвал SANY SET150S грузоподъемностью 150 тонн. Эта модель отличается современной конструкцией и предназначена для транспортировки вскрышной горной массы, демонстрируя высокую эффективность в условиях российских карьеров

Кроме того, в регионе активно внедряются цифровые технологии для повышения безопасности и эффективности работы. Например, на шахте «Чертинская-Коксовая» планируется использование роботизированного оборудования для выемки угля без постоянного присутствия людей в забое, что повысит безопасность труда.

Но пока это только единичные случаи.

Без комплексных усилий ждать массового перехода на электроспецтехнику в ближайшие годы не приходится.

Будущее: гибридные решения и цифровая интеграция

Многие эксперты считают, что в ближайшее десятилетие наиболее реалистичный сценарий — это развитие гибридной техники.

Уже сегодня на рынке появляются гибридные экскаваторы и самосвалы с экономией топлива до 40%. Они позволяют сочетать преимущества электропривода и ДВС, постепенно снижая зависимость от ископаемого топлива. Другой важный тренд — интеграция IoT. Умные системы мониторинга позволяют оптимизировать расход энергии, предсказывать технические неисправности и управлять зарядкой.

Электротехника становится частью цифровой экосистемы строительства, где на одном дашборде можно видеть статус техники, состояние батарей, время до зарядки и другие важные параметры.

И все-таки: выгодная экология или дорогая игрушка?

На сегодняшний день электротехника остается дорогой инвестицией с отложенной выгодой. Но примеры Китая показывают: чем раньше начинается движение в сторону электротранспорта, тем быстрее снижается стоимость технологий, а сами они становятся стандартом отрасли.

— Я не считаю, — подводит итог Александр Нетид, — что электротранспорт полностью вытеснит ДВС. Не везде можно подтянуть провода, но там, где есть такая возможность, я думаю, будет спрос. Китай в этом плане имеет колоссальный опыт. И это с моей точки зрения, скажем так, хороший задел на момент, когда бывшие дружественно-недружественные страны решат вернуться на наш рынок. Им предстоит встретиться с реальностью, в которой уже Китай будет задавать тренды по электротранспорту.

Мир меняется. И вопрос стоит не в том, хотим мы этого или нет — а в том, насколько быстро мы сможем адаптироваться к новой реальности.

Евгения Райнеш