Наше место под солнцем

Фрагменты бюджетного послания губернатора Кемеровской области


 Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев в своем бюджетном послании призывает «драться» за это место — чтобы не оказаться Кузбассу в хвосте цивилизации

«Нашим угольщикам приходится сегодня работать в сложнейших условиях. перепроизводство угля составляет порядка 100 — 150 миллионов тонн. Цены практически вернулись к уровню 2003 года»

Ситуация

— «Подножку» всей мировой угольной промышленности «подставил» Китай — основной потребитель угля на планете. Каждую неделю там останавливают по одной тепловой угольной станции. Соответственно, Китай резко сократил импорт угля (на 31 процент), в том числе и нашего, кузбасского (на 55 процентов за первую половину года). При этом с октября 2014 года ввел специальные импортные пошлины на поставки, в том числе и из Кузбасса: 6 процентов — на энергетический уголь, и 3 процента — на коксующийся.

США И Евросоюз практически объявили настоящий «крестовый поход» против угля: принимают специальные законы по сокращению угольной генерации, по запрету использования угля на теплоэлектростанциях.

Недавно французская делегация под руководством министра экологии Сеголен Руаяль во время пребывания в Москве предложила России полностью отказаться от угля как источника энергии. Дошло до того, что «Гринпис» заблокировал вход российскому кораблю с углем в порт Хельсинки.

Требование одно — прекратить использовать уголь для получения тепла. То есть везде усиленно «вдалбливают», что уголь — это грязное топливо, и от него надо только отказываться, — объясняет Аман Тулеев.

Ответные меры

— Выход только один — повышение качества нашего «черного золота», прежде всего за счет его обогащения. И другого пути на сегодняшний день нет.

С этой целью только в нынешнем году мы запустили в работу три новые современные обогатительные фабрики: «Калтанскую-Энергетическую», (Новокузнецкий район), «Карагайлинскую» (г. Киселевск) и шахтоуправления «Талдинское-Западное» (Прокопьевский район). Впервые за всю историю Кузбасса только за один год угольная отрасль пополнилась сразу тремя предприятиями по обогащению угля.

В целом за 18 лет построили 31 новую обогатительную фабрику и установку. В результате — если в 1997 году мы обогащали только 40 процентов всего добываемого угля, то сегодня уже 74.

Почему мы все время говорим про обогащение? Прежде всего, потому, что обогащенный уголь, то есть очищенный от примесей, стоит минимум в два с половиной раза дороже, чем рядовой. И давайте честно, если бы мы все эти годы не занимались его переработкой, не взяли бы жесткий курс на обогащение (помните, сколько было споров), то многих наших угольных предприятий уже бы не было. Поэтому важнейшая задача — перерабатывать и обогащать весь уголь, добываемый в Кузбассе.

Следующий наш шаг — это глубокая переработка угля, создание из него продуктов, стоимость которых в десятки и даже сотни раз превышает стоимость рядового топлива.

Речь идет и о выработке электро-энергии на бортах разрезов, и о дизельном топливе, лекарствах, удобрениях, и даже о косметике, которую можно получать из угля.

Конечно, это очень сложные и дорогие технологии, они окупаются не быстро, но стремиться к этому мы обязаны! Для этого мы добились создания в области единственного в России федерального исследовательского центра угля и углехимии. А в целом, несмотря на все сложности, в 2015 году в развитие угольной отрасли будет инвестировано 50 миллиардов рублей, почти на 10 процентов больше, чем в 2014 году (45,6 миллиарда рублей).

Наши ниши

По итогам года, по нашим подсчетам, кузбасские шахтеры и открытчики добудут 213 миллионов тонн угля (на 2 миллиона тонн больше, чем в 2014 году). Наши горняки, руководители предприятий, менеджеры с каждой страной работают отдельно. Долгосрочных соглашений уже нет, и работа идет в ручном режиме. Снижать добычу угля в существующих условиях мы не можем. Сегодня мы занимаем третье место по экспорту угля (после Австралии и Индонезии). А если снизим угледобычу, потеряем международные рынки сбыта. И наши ниши тут же займут другие страны, а вернуться туда уже будет практически невозможно. Развитие угольной отрасли держится только за счет экспорта.

В 2016 году взамен старых нерентабельных шахт, работать в которых опасно для жизни, введем в эксплуатацию четыре новых угледобывающих предприятия: 2 шахты — «Юбилейную» (после реконструкции) в Новокузнецке и «Увальную» в Новокузнецком районе и два разреза — разрез «8 Марта» в Прокопьевске и участок «Убинский» в Гурьевском районе.

За счет этого в отрасли будет создано 2 500 новых профильных рабочих мест.

И, конечно, основное внимание — производительности труда, которая пока значительно отстает от ведущих угольных держав мира.

Давайте сравним: в Кузбассе на одного рабочего, занятого в угледобыче, добывается в среднем 264 тонны угля в месяц. А в Австралии — 944 тонны, в 3 раза больше. А в США — 1 024 тонны, в 4 раза больше.

Как же мы будем с ними конкурировать, как соревноваться, если будет такая себестоимость? Поэтому слова «производительность труда» должны выговаривать все! Надо все анализировать, снижать издержки, учиться у угольщиков названных стран. Рост производительности труда должен быть увязан с ростом заработной платы

Импортозамещение

В целом для всех отраслей промышленности вывод один: сегодня главное — это снижение издержек, конкурентная борьба за рынки сбыта, поиски новых, прорывных технологий, в которых наши предприятия могли бы произвести качественный скачок. Нужно использовать всю мощь своего ума, таланта и просто драться за свое место под солнцем.

И в этой связи наша важнейшая стратегическая задача, которую ставит нам президент Владимир Владимирович Путин в условиях санкций — это курс на импортозамещение.

Мы здесь серьезно продвинулись. Приведу только крупные примеры. Самый масштабный, прорывной проект, о котором я уже сказал — это наши 100-метровые супер-рельсы высшего мирового качества, которые идут на высокоскоростное движение на РЖД, в то время как раньше мы их полностью закупали в Японии.

Серьезный потенциал в машиностроении, и, в первую очередь, в производстве горно-шахтного оборудования. Уже сегодня наши машиностроители производят крупные узлы и детали не хуже мировых аналогов. На Анжерском машиностроительном заводе в этом году освоили комплектующие для производства конвейеров для транспортировки угля в шахтах, которые раньше закупали в Германии.

Компания «СИБ-ДАМЕЛЬ» в Ленинске-Кузнецком всего за полгода организовала выпуск калориферной установки, предназначенной для подачи воздуха в подземные выработки, которую раньше закупали за границей.

В Кемерове сразу два предприятия: Центр транспортных систем и Кузбасский завод горного машиностроения освоили производство дизелевозов, которые мы сегодня также полностью импортируем (потребность Кузбасса в дизелевозах – 10-12 единиц в год).

На Юргинском машиностроительном заводе реализуют проект по производству мобильной буровой установки для нефтегазовой промышленности. Сегодня такие установки полностью закупаются в Италии и Германии. Кроме этого, завод продолжает выполнять заказы Министерства обороны РФ: совместно с московскими и томскими учёными принимает участие в производстве суперсовременного мобильного комплекса связи для наших вооружённых сил.

У нас очень большой потенциал. Вот посмотрите, в КузГТУ профессора, научные работники вместе со студентами разрабатывают технологии для наших угольщиков, которые не имеют мировых аналогов: энерго-сберегающий ковш и комплекс для очистки карьерных вод. Такую работу по импортозамещению можно проводить в каждом вузе.

…Все мы, каждый на своем месте, несем на себе свой груз ответственности за судьбу нашей великой страны, России, и судьбу нашей Малой Родины — Кузбасса.

Все у нас получится.

Фрагменты бюджетного послания губернатора Кемеровской области Амана Тулеева (19.11.2015 г.)


2024-МАЙНИНГ