Три кита Распадской
Беседа с Сергеем Степановым, генеральным директором Распадской угольной компании
Сергей Степанов, генеральный директор Распадской угольной компании, в интервью «УК» рассказал о возможностях и итогах развития междуреченской площадки в условиях снижения цен на продукцию и роста конкуренции
— Сергей Станиславович, как сегодня обстоят дела в угольной отрасли и на предприятиях Распадской угольной компании (РУК)?
— Ситуация в угольной отрасли в последние три года достаточно тяжелая. Это видно и по компаниям, работающим в Междуреченске, и в целом по Кузбассу.
Один из главных факторов — снижение цены на нашу продукцию. С этой точки зрения РУК находится в тяжелом положении. Если в 2010-2012 годах угольный концентрат стоил 200-300 долларов за тонну, то сейчас — от 70 до 75 долларов. Значительную часть денег мы тратим на логистику — железнодорожный тариф и перевалку.
Второй фактор — рост эффективности производства в отрасли. За последние 6-7 лет крупные разрезы в Кузбассе сделали большой скачок по росту эффективности и производительности труда. Это подтверждается цифрами — количество занятых в угольной отрасли Кузбасса уменьшается, а количество производимого угля растет.
Вот такие две тенденции сегодня влияют на отрасль: низкая цена с постоянно возрастающими тарифами и рост эффективности, особенно при открытом способе добычи. Это экономически душит традиционных лидеров.
Если брать нашу компанию, то нужно особо отметить, что ЕВРАЗ приобрел Распадскую в начале 2013 года, консолидировав пакет акций. И, конечно, все цели направлены на развитие производства. С объемов 2011 года в 6-7 миллионов тонн угля в год междуреченским предприятиям компании удалось выйти на 10 миллионов, запустить во второй половине 2014 года шахту «Распадская». 10 миллионов тонн добычи — это результат 2014 года, столько же планируем добыть в 2015 и в 2016 годах.
Шахта «Распадская» в конце 2014 года вышла на темп добычи 5 миллионов тонн в год. Наша задача — обеспечить нужный объем проходческих работ, инвестиции, все необходимое, чтобы держать уровень от 4,5 до 5,5 миллиона в год. Мы делаем 3D-модель, которая должна показать, где будет работать шахта после 2030 года. У «Распадской» большие объемы качественных запасов угля и перспективы долгосрочной работы.
Уже несколько лет активно развивается разрез «Распадский». Он вышел на стабильный уровень добычи 350 000 тонн в месяц. Сегодня это одно из самых эффективных предприятий компании. Инвестиции направлены на повышение эффективности парка техники и освоение нового участка. План на следующий год — добыть больше 4 миллионов тонн угля.
Шахта «Распадская-Коксовая», поле №2. В этот проект за последние семь лет вложено несколько миллиардов рублей, в этом году запущено производство. Мы сейчас видим, насколько мудрым и своевременным было решение строить шахту.
Обогатительная фабрика «Распадская». ЕВРАЗ уже направил на ее развитие, совершенствование технологии около 200 — 300 миллионов рублей. Запланированы серьезные инвестиции на следующий год для улучшения качества продукта и повышения его выхода. Фабрика спроектирована и построена как одна из лучших в Кузбассе, но там есть зоны, где можно повысить эффективность.
— Что делает компания для обеспечения безопасных условий труда шахтеров?
— Создание безопасных условий труда — это целый комплекс мер, который мы методично внедряем на всех наших предприятиях.
В процесс стремимся вовлечь каждого сотрудника. Проводим поведенческие беседы о безопасности, инструктажи для отпускников, обучение и проверку знаний по охране труда, детально разбираем каждый случай нарушений правил. У нас проходят тематические конкурсы и соревнования по ОТ и ПБ, создан Клуб безопасности, члены которого — молодые горняки — предлагают нестандартные решения для обеспечения безопасности труда. Проводим технические мероприятия. Горняки стали отказываться от исторически сложившейся практики сокрытия информации о несчастных случаях. Чем чреваты сокрытия? Не зная о несчастных случаях, компания не принимает меры для их предотвращения в дальнейшем, и люди продолжают травмироваться. В отношении сокрытий компания заняла жесткую позицию — если факт доказан, то сокрывший будет уволен. Важное условие: вина должна быть доказана 100-процентно, поскольку за таким решением стоит судьба человека.
В формировании безопасной культуры поведения на производстве помогают поведенческие беседы о безопасности. Они создают у людей привычку доверительно говорить о безопасности, в конструктивном диалоге давать человеку совет или делать замечание.
Большинство людей — 70-80 процентов — хотят вести себя безопасно. Но иногда в силу разных причин они забывают о правилах. Если кто-то в момент «сбоя» напомнит о правилах, то человек снова переключается на безопасный режим работы. И чем чаще это происходит, тем лучше закрепляется такая привычка.
Нельзя бороться с травматизмом только репрессивными методами. Нужно создавать позитивную рабочую атмосферу, в которой допускается право человека на ошибку.
– Как вы считаете, можно ли сделать шахту действительно безопасной?
– Под землей опаснее, чем на поверхности: газ, горные удары, кровля, движущиеся механизмы в замкнутых пространствах, которые при неверном движении могут в долю секунды раздавить человека.
Наша задача — сделать так, чтобы в шахте было безопаснее, чем на поверхности. Для этого нужно внедрить под землей дисциплину, близкую к военной, и создать максимально безопасные условия труда.
Уверен, что это возможно. По закону в шахте человек может работать 30 часов в неделю, с доставкой на предприятие это составит около 40 часов. И на эти 40 часов мы вправе требовать дисциплины и заботы о собственной жизни и здоровье коллег!
– Сложная экономическая ситуация в отрасли повлияла на объем социальных гарантий в компании?
– У нас заключено новое социальное соглашение, финансирование социальных программ увеличилось. В 2015 году социальные расходы РУК выросли по сравнению с 2014 годом и составили 214 миллионов рублей.
Увеличились расходы компании на приобретение путевок и детский отдых. С этого года увеличены выплаты работницам, находящимся в отпуске по уходу за детьми. Выросли по сравнению с прошлым годом и расходы компании на приобретение пайкового угля для работников, проживающих в частном секторе и компенсация за энергоресурсы проживающим в благоустроенном жилье. Материальная помощь пенсионерам и участникам Великой Отечественной войны в этом году составила более 37 миллионов рублей. В юбилейный для Междуреченска год Распадская подарила горожанам концерт группы «Любэ», который прошел в День шахтера на площади Весенней.
Еще два традиционных и любимых междуреченцами праздника были проведены Распадской. Это детский спортивный праздник «Распадские старты», в котором приняли участие междуреченские школьники, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. А также фольклорный фестиваль «Сердца, открытые для добра». Много лет Распадская проводит межрегиональный юношеский турнир по зимнему футболу. В конце ноября в Междуреченске прошел пятый межрегиональный детский турнир по вольной борьбе на призы компании. Распадская традиционно уделяет особое внимание популяризации спорта и здорового образа жизни работников. Сотрудники в течение года принимают участие в зимней и летней спартакиадах компании, соревнованиях по беговым лыжам, горным лыжам и сноуборду. На предприятиях проходят турниры по футболу, волейболу, баскетболу.
– Каким вы видите дальнейшее развитие Распадской угольной компании?
– Мы хотим стать ведущей компанией России по добыче коксующихся углей по всем направлениям: безопасности, технологическому развитию и уровню производства. Угледобывающая отрасль устроена сегодня таким образом, что цена на продукцию низкая, а конкуренция высокая при низкой себестоимости. Чтобы продолжать работать, нам нужно обеспечить, в первую очередь, безопасные условия труда и снижать издержки. Это три кита, на которых все держится: безопасность, сильное квалифицированное производство и низкие затраты.