Почва для импортозамещения

К проблемам горного машиностроения


Экономисты с сожалением констатируют, что последние 25 лет обращение к проблемам горного машиностроения носило рефлекторный характер

Подготовлено на основе доклада «Проблемы и перспективы импортозамещения в горной отрасли» на 1-й специализированной выставке «Импортозамещение»

В текущий период Россия не может не обратить свое внимание на проблемы горного машиностроения. Очевидна уязвимость страны от масштабных санкционных мер в отношении поставок горного оборудования и технологий.

Несколько успокаивает возможность частичной компенсации за счет имеющейся производственной базы российского горного машиностроения и поставок оборудования от «дружественных» стран (Китай, Индия, ЮАР, Иран, Белоруссия и так далее), организации поставок через реэкспортные схемы, а также понимание фактора негативных последствий санкций и для западных производителей оборудования. Следует также иметь в виду длительный срок службы большинства капиталоемких единиц горного оборудования (5–20 лет), что снижает единовременный негативный эффект для отрасли.

Россия является прямым конкурентом в производстве минерально-сырьевых ресурсов для большинства основных геополитических антагонистов (Канада, Австралия) и стран, чья экономика находится в зависимости от США. Понятен и экономический интерес потеснить Россию на сырьевом рынке посредством санкционного давления.

Ситуация осложняется срывом поставок оборудования из Украины, где сосредоточены мощности ряда производителей горного оборудования, на которые ранее ориентировалась Россия (НКМЗ, Горловский машиностроительный завод, Концерн «Горные машины»/CORUM Group, ВНИПИрудмаш и Криворожский завод горного оборудования, Донецкий электромеханический завод, Криворожрудмаш, Ясиноватский завод и другие).

Машиностроение имеет весьма характерные особенности:

по наукоемкости, сложности и инновационности горное оборудование не уступает военно-промышленному или космическому направлениям;

горное оборудование очень капиталоемкое и, зачастую, металло­емкое;

для получения образца оборудования, конкурентного на рынке, требуются длительные научно-исследовательские и научно-конструкторские работы и испытания;

присутствует высокая конкуренция на мировом рынке горного оборудования;

производство горного оборудования требует кооперации группы производителей различных высокотехнологичных комплектующих.

Наименее уязвим в настоящее время сегмент рынка горного оборудования для открытых работ. До сих пор бульдозерное оборудование, экскаваторы, автосамосвалы (с учетом БелАЗа), буровые станки, конвейерный транспорт, тяговые агрегаты и подвижной состав железнодорожного транспорта в значительной степени производятся на территории России и Белоруссии с возможностями наращивания объемов производства с целью замещения импорта. Определенные усилия требуются для расширения линейки буровых станков (повышение автоматизации, возможности более гибкого режима буровых работ и так далее), создания карьерных экскаваторов с большой емкостью ковша, развития современного конвейерного оборудования (канатно-ленточные, трубчатые конвейеры), повышения надежности и технической готовности оборудования. Существенным пробелом, хотя и некритичным, является отсутствие конкурентных образцов гидравлических экскаваторов.

Гораздо хуже обеспеченность российским оборудованием для подземных горных работ и процессов обогащения. Многие образцы оборудования не производят в России, а производственные мощности не способны обеспечить весь рынок, либо существенно уступают зарубежным аналогам по производительности и качеству оборудования по следующим позициям: подъемные машины, мощные проходческие комбайны, механизированные проходческие щиты, самоходное буровое оборудование, оборудование для обезвоживания концентрата, сгустители, высокочастотные грохоты, вертикальные мельницы, валковые дробилки, магнитные сепараторы (высокоградиентные и низкоградиентные), фотосепараторы, флотомашины, рентгеносепараторы.

Для подземной угледобычи критично обстоит дело с механизированными очистными комплексами (особенно для крепей с выпуском на завальный конвейер), системами управления крепями и гидравликой. По этому оборудованию Россия не только не способна в короткие сроки обеспечить рынок для всех горно-геологических условий, но и уступает в отношении конкурентоспособности по качеству зарубежным аналогам.

Решение проблемы импортозамещения в отношении горного оборудования в России может иметь следующие направления.

Организация полного цикла производства оборудования в России — наиболее долгий и сложный путь, но самый эффективный для обеспечения промышленной независимости (развитие действующих производств и строительство новых), включающий развитие собственных технологий и тиражирование апробированных образцов оборудования.

Локализация сборки ведущих брендов на территории России с различной степенью использования российских комплектующих.

Организация сборки оборудования из комплектующих мировых брендов под независимым брендом. Наиболее распространенный способ организации производства на Западе. Зачастую, производитель горного оборудования на 80–90% является конструкторским бюро и «сборочным» цехом.

Ориентация на «дружественные» страны при выборе поставщиков горного оборудования.

Замещение рынка запчастей, материалов и комплектующих для импортируемых единиц оборудования.

Россию сегодня можно назвать страной, только встающей на путь реального развития собственного машиностроения в условиях необходимости. Поэтому будет целесообразно использовать различные направления импортозамещения, в конечном итоге стремясь к полной автаркии на рынке горного оборудования. При этом время, необходимое для решения проблемы импортозамещения, очень сильно зависит от типа оборудования. Это не исключает кооперацию и обмен опытом и технологиями как на основе бизнес-отношений, так и путем «заимствования технологии», где небезынтересен опыт Китая, Ирана и Белоруссии.

Промышленный и научный потенциал России, несмотря на снижение своих возможностей, все же позволяет — при надлежащем финансировании и внимании — заместить практически весь спектр импортного оборудования, используемого в горной отрасли. Более того, в отдельных случаях Россия имеет разработки, значительно опережающие мировые аналоги (в области микросейсмики и геофизики, карьерного оборудования и так далее). Очевидно, что это потребует существенных финансовых ресурсов и времени на проведение НИОКР, создание испытательных стендов, опытных образцов, переход к промышленному производству.

Среди очевидных преимуществ России перед конкурентами на рынке горного машиностроения можно указать:

большой внутренний спрос при близком рынке потребления (снижение транспортных издержек);

низкая стоимость сырья (металлы, энергоресурсы);

накопленный ресурс научных и конструкторских школ, хотя и частично утративший потенциал вследствие проблем с образованием и оттоком квалифицированных кадров;

возможная конверсия технологий ВПК и применение наработок высокотехнологичных направлений (космические, нанотехнологии и другие);

достаточно высокая квалификация персонала при относительно невысокой стоимости труда.

Несмотря на все сложности, импортонезависимость горнодобывающих отраслей промышленности следует признать приоритетным направлением развития российской промышленности и экономики, обеспечивающим решение ряда важных задач, таких как снижение зависимости от внешних рынков; обеспечение роста ВВП и занятости населения; обеспечение роста налоговых отчислений в региональный и федеральный бюджеты от производителей оборудования; загрузка смежных отраслей промышленности; приближение рынка потребителей к производителю и прочее.

Среди возможных механизмов поддержки горного машиностроения можно обозначить:

  • прямое финансирование НИР, НИОКР, строительства и развития промышленных производств через госкорпорации (Росатом, Роснано, Ростехнологии и другие);
  • субсидирование научных разработок;

льготное кредитование исследований и опытных производств, НИР и НИОКР;

льготное налогообложение на выпуск оборудования, признанного приоритетным для импортозамещения;

временное льготное налогообложение для предприятий, осуществляющих испытания и ввод в эксплуатацию нового оборудования;

введение учета ускоренной амортизации на отечественное оборудование.


2024-МАЙНИНГ