Обрести доверие

В перечень приоритетной продукции импортозамещения вошла и кузбасская


В перечень видов продукции, приоритетных для импортозамещения с точки зрения национальной безопасности, вошли, как известно, кузбасские товары

В целом список охватывает 23 отрасли и более 800 видов продукции и технологий. Минпромторг утвердил также 19 отраслевых планов по импортозамещению. Для включения в план тяжелого машиностроения на рассмотрении в министерстве находятся инвестпроекты по производству горношахтного оборудования на ООО «Юрмаш» и ООО «Объединенные машиностроительные технологии».

Базисный год

— В 2015 году нам удалось заложить серьезный базис для будущего, — сказал во время последней в прошлом году пресс-конференции Алексей Самоукин, генеральный директор Юргинского машиностроительного завода. — В первую очередь, мы попытались возвратить слегка утерянную репутацию предприятия среди угольщиков. В 3-4 квартале удалось получить заказы от шахты «Юбилейная». Мы делали переходные и штрековые секции, успели вовремя — так, как было прописано по контракту. То же самое по заказу рештаков от компании «Кокс-Майнинг»: 4 ноября обещали — 4 ноября сдали. Согласно одному из самых крупных контрактов с угольной компанией «Сибирская» для шахты «Увальная» сдали пилотную секцию с опережением графика на месяц, что в очередной раз показало: руки помнят, завод находится в хорошем производственном тонусе. Мы показали многим угольщикам, что нам можно доверять, нам можно размещать заказы.

Говоря о перспективах производства, Алексей Анатольевич заметил, что Юргинский машиностроительный завод включился в активную работу по программе импортозамещения, при этом уделяя внимание производству новых видов техники. Так, на сегодняшний день на предприятии создается документация подъемного агрегата для проведения капитального ремонта скважин. Эта работа связана с освоением в 2016 году производства техники для нефтегазовой отрасли:

— Я считаю, что стратегически необходимо расширять линейку данных продуктов, так как нефтяники, газовики, энергетики — они всегда, несмотря ни на какие кризисные явления, выступают достойными заказчиками. И мы как машиностроительное предприятие будем нацеливаться на них и стараться выполнить их потребности.

Заход на рынок — 2015

В ООО «Сиб-Дамель» — сервисном предприятии, входящем в состав ОАО «СУЭК-Кузбасс», освоено производство блочно-модульной калориферной вентиляционной установки 3ВЦ-15АРМ ЭКО 2200. Она предназначена для подачи в подземные горные выработки воздуха с заданными параметрами.

Это уникальный для отечественной угольной отрасли проект. Силами предприятия, совместно с технической дирекцией СУЭК-Кузбасс, придумана и разработана технология, изготовлены все металлические конструкции воздуховодов с тепло-шумоизоляцией, помещения для установки электрокалориферов.

Первая установка стационарного типа с модульными элементами эксплуатируются на шахте имени А.Д. Рубана ОАО «СУЭК-Кузбасс». Общая стоимость изготовления в ООО «Сиб-Дамель», без учета стоимости используемых электрокалориферов фирмы «МиМ» (г. Москва) и вентиляторов ВЦ-15, производства «ВЕНТПРОМ» (г. Артемовский, Свердловская область) составила 14,5 миллиона рублей.

Конструкция, состоящая из трех самостоятельных установок, подключенных к скважинам, способна подавать воздух в горные выработки производительностью до 4000 м³/мин. В работе постоянно находятся два вентилятора ВЦ-15 и третий — в резерве. Мощность каждой из трех калориферных установок — 2200 кВт.

На очереди производство еще ряда таких установок. Каждая БМКВУ разрабатывается специально по техническому заданию предприятия с учетом горно-геологических условий залегания пласта, параметров лавы и протяженности выработок. За счет близости месторасположения БМКВУ подача воздуха производится непосредственно в зону ведения горных работ.

Главное преимущество в том, что при необходимости модульную установку можно демонтировать и переместить в другое место, оснастив калориферами и вентиляторами нужных технических параметров.

 

Также в 2015 году впервые в России кемеровские машиностроители начали выпуск дизелевозов для шахт.

Первый дизелевоз собран на Кузбасском заводе горного машиностроения. Соотношение его отечественных и импортных комплектующих пока составляет 50 на 50 процентов, в перспективе эти пропорции планируется довести к 70 на 30 процентов.

Как сообщил Евгений Котиков, директор «КЗГМ», на новом производстве создано 200 рабочих мест. По мере развития предприятия их может быть больше.

Завод может выпускать до 20 локомотивов в год. В будущем «КЗГМ» намерен экспортировать их в Казахстан, Монголию, Индию.

«Центр транспортных систем» также завершил разработку дизелевоза, который, по словам технического директора холдинга Дмитрия Ведерко «будет конкурировать с аналогами немецкой компании Scharf и чешской Ferrit».

— Его стоимость, как ожидается, будет ниже западных на 25 процентов. Планируем, что в феврале-марте 2015 года данный агрегат будет полностью сертифицирован, — отметил он.

Дизелевоз на 95 процентов состоит из российских комплектующих.

— Оставшиеся пять процентов — это в основном электроника. К концу 2016 года дизелевоз будет полностью из российских комплектующих. Одно из наших предприятий — «Электромашина» — произведет замену оставшихся комплектующих, — добавил Дмитрий Павлович.

Осваивается производство также новых более мощных дизелевозов и дезелевозов для перемещения более тяжелой горной техники, работа завершится в 2016 — начале 2017 года.

 

А «Объединенные машиностроительные технологии» (ОМТ) в 2015-м впервые выпустили для угольной компании «Распадская» партию гидравлических домкратов, с успехом заменивших изношенные домкраты польского производства на шахте «Осинниковская». Продукция выполнена в рамках программы ипортозамещения — гидродомкратами были укомплектованы секции крепи Glinik (Польша), ремонт которой завод выполнил по заказу шахты.

Гидродомкраты прошли заводские испытания на специализированном стенде, далее они консервируются специальной жидкостью, которая обеспечивает их сохранность при температурах до -45 градусов Цельсия.

Сейчас компания готовится к выдаче предложений потенциальным клиентам, заинтересовавшимся в замене своего некоторого импортного оборудования на произведенное.

Новое (забытое старое)

Геоход — аппарат, движущийся в породном массиве с использованием геосреды. Предназначен для прокладывания тоннелей, ходов и пространств под землей.

Считается, что аналогичное оборудование имелось (в том числе в СССР) в конце 40-х годов. Тема долгие годы была засекречена, тем более, что попытка применения оборудования, изобретенного для военных целей, в мирные годы завершилась его полным... демонтажем. Впрочем, информация довольно ограниченна и туманна.

Совершенно точно, и «УК» об этом писал, что создание углехода близилось к успешному завершению в 80-е годы прошлого века, огромную роль в этом деле играли кузбасские ученые, но смена строя и страны опять-таки изменила научные планы.

Сегодня же, вернувшись к тем идеям, авторы проекта представили новый агрегат на заседании правления региональной торгово-промышленной палаты (ТПП), посвященном развитию экономики области. Машину разработали ОАО «КОРМЗ», Юргинский технологический институт Томского политехнического университета и Институт угля СО РАН. Геоход может использоваться для проходки горных выработок, строительства метро, подземных сооружений. Проект находится на последней стадии сборки. Он заинтересовал Минобороны и МЧС России.

Первый опытный образец планируют собрать в 2016 году. На данный момент затраты на разработку агрегата составили уже 200 миллионов рублей (финансирование работ осуществляется в равных долях из госбюджета и из собственных средств «КОРМЗ»). Запустить массовое производство аппарата планируется в текущем году.

Снизить человеческий фактор

Кемеровский центр стандартизации и метрологии начинает серийный выпуск прибора «Мульти-измерительный комплекс МИК-01».

Он определяет концентрацию угольной пыли и метана. Стационарное устройство весит порядка трех килограммов и превосходит по большинству параметров зарубежные аналоги. Осенью прошлого года разработчики подтвердили соответствие устройства техническому регламенту Таможенного союза, в декабре — заявленным метрологическим характеристикам. Первую партию измерительных приборов передадут на тестирование крупным угольным предприятиям.

На шахте «Ерунаковская-VIII» запустили инновационную технологию заблаговременной дегазации угольных пластов с помощью плазменно-импульсного воздействия. Технология, которую также впервые ввели в России, позволяет извлекать метан из угольных пластов за несколько лет до начала горных работ. Как это происходит? В дегазационные скважины, из которых откачивают воду, помещают прибор, стриммер, образующий электрический разряд. В результате воздействия импульсов в угольном пласте появляются трещины, через которые метан выходит на поверхность. Такой вид дегазации пластов безопасен, так как в зоне действия прибора, а это 800 квадратных метров, горные работы не ведутся. Согласно расчетам, газ должен полностью выйти из недр за 3-5 лет. К слову, в настоящее время в угледобыче используют три метода дегазации: предварительную, пластовую и в купол обрушения угольного пласта.

Еще одна новинка — стационарный газоанализатор контроля параметров рудничной атмосферы GaSos. Его изобрели резиденты Кузбасского технопарка специалисты ООО «Горный-ЦОТ».

— В выработанных пространствах шахт скапливается метан, который совместно с другими газами может привести к взрыву, — объясняет Ярослав Ворошилов, заместитель директора. — Раньше данное выработанное пространство замерялось вручную: человек обходил шахту и, допустим, один раз в неделю брал пробы газа. Однако жизнь заставила постоянно контролировать этот состав. Поэтому для автоматического контроля и снижения человеческого фактора и разработан данный прибор. Он постоянно мониторит газовый состав за перемычками — в выработанном пространстве. Это сразу позволяет видеть на пульте у диспетчера, что там происходит.

Как сказал замдиректора, устройство выдержало промышленные испытания и получило сертификат соответствия Таможенного союза. В целом изобретение должно повысить уровень безопасности шахтеров и горноспасателей, а также способствовать безаварийной работе. Серийное производство газоанализатора запланировано на первый квартал 2016 года.

Капля в море

Перечень кузбасского вклада в политику импортозамещения можно продолжить, что «УК» в перспективе и сделает. Сейчас, однако, важно убедиться, что промышленники — бизнес! — действительно готовы сотрудничать с местными производителями. И не под давлением санкций, а потому что это просто выгодно!

Потребности в продукции машиностроения угольной отрасли Кузбасса (России) очевидны. Согласно информации о состоянии оборудования, используемого угледобывающими предприятиями региона, которую предоставили угледобывающие предприятия, поднадзорные Ростехнадзору, процент количества оборудования с истекшим нормативным сроком эксплуатации по видам технологического оборудования на начало 2015 года составлял:

  • экскаваторы — 58 %
  • тепловозы — 71 %
  • вагоны (думпкары) — 87 %
  • буровые установки — 14 %
  • дробилки — 52 %
  • конвейеры — 67 %
  • грохоты — 35 %.

«*Все 66 подъемных установок (45 на вертикальных подъемах и 21 на наклонных) отработали нормативный срок службы и продолжают эксплуатироваться на основании положительных заключений экспертизы промышленной безопасности.

*Из 54 механизированных комплектов очистного оборудования эксплуатируемого на угольных шахтах Кузбасса нормативный срок службы или наработку выработали 33% технических устройств, входящих в состав комплексов,

*из 389 ленточных конвейеров эксплуатируемых на угольных шахтах отработали нормативный срок 210 конвейеров (54%),

*общее количество находящихся в эксплуатации вагонов (думпкаров) составляет 585 штук, в том числе: 511 штук — с истекшим нормативным сроком эксплуатации».

Все вышеперечисленное оборудование с «истекшим сроком эксплуатации», понятно, в установленном порядке прошло экспертизу промышленной безопасности для дальнейшей эксплуатации и было допущено к дальнейшей эксплуатации на установленных параметрах. Что никак не исключает предпочтительность его замены на новые агрегаты и машины.

Было бы отлично видеть здесь кузбасские новинки импортозамещения, которые действительно доказали бы, что — цитируем директора Юрмаша — «нам можно доверять, нам можно размещать заказы».

Подготовил Леонид Алексеев


СГИ Тимофеева