Обзор СМИ


Открытая перевалка АО "Восточный порт": не так страшна угольная пыль, если с ней бороться
11.05.2016


PrimaMedia - Жалобы жителей Находкинского городского округа на ощутимое присутствие в воздухе угольной пыли, озвученные рядом приморских СМИ, побудили корр. РИА PrimaMedia отправится в бухту Врангеля, в так называемый порт Восточный, где расположено сразу несколько компаний, занимающихся открытой перевалкой кузбасского угля. Одна из них — АО "Восточный порт" — организовала для нас небольшую экскурсию, дающую представление о том, что и как делается на территории крупнейшего стивидора России со специализацией на перевалке каменного угля.

Спору нет, места тут действительно живописные. Такими они были около 50 лет назад, перед началом строительства Восточного порта (автору этих строк посчастливилось побывать там и тогда в глубоком детстве, память о богатой рыбалке до сих пор не изгладилась в памяти), такими остаются и сейчас. Причины, по которым здесь в 1970 году развернулась Всесоюзная комсомольская ударная стройка, были достаточно вескими: как и сегодня, страна нуждалась в больших морских транспортно-грузовых воротах в Азиатско-Тихоокеанский регион, а бухта Врангеля, расположенная в юго-восточной оконечности залива Находка, имела для это все необходимые параметры: идеальная природная гавань, не замерзающая даже в самые суровые зимы, естественные глубины, достигающие на фарватере 22 метров, что позволяет свободно заходить в порт судам дедвейтом до 170 тысяч тонн, пологие берега, удаленность от жилых массивов, возможность прямого выхода на Транссибирскую магистраль и т.д.

Первое судно, вставшее под погрузку в Восточном порту в декабре 1973 года, было лесовозом. Однако времена, а с ними экономическая обстановка меняется. В настоящее время деловые партнеры России в АТР (Китай, Республика Корея, Япония) больше всего интересуются кузбасским углем. А спрос, как известно, рождает предложение. Сегодня экспортный уголь составляет 100% всего грузооборота АО "Восточный порт". Среди грузополучателей – страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, упоминавшиеся выше Китай, Корея, Япония. В 2015 году грузооборот компании составил 22,57 млн тонн (32% от грузооборота угольных портов Дальневосточного бассейна и порядка одной пятой от грузооборота всех угольных портов).

Ежесуточно специализированным Угольным комплексом с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов переваливается 600 тысяч тонн угля. Вот туда мы и отправляемся, чтобы увидеть вблизи, что такое открытая перевалка угля в современных условиях. Благо есть с чем сравнивать. В годы армейской молодости случалось автору попадать в "угольную" команду" и участвовать в так называемой "отсыпке габаритов" (очищать откидную стенку и колеса вагонов и железнодорожные пути от оставшегося там угля). Без кувалды, особенно в зимний период, справиться с этой работой было невозможно. А где кувалда, там и пыль, в данном случае угольная. В специализированном Угольном комплексе ничего подобного, разумеется, нет и быть не может.

На протяжении всего процесса перевалки угля (начиная с выгрузки из вагонов в здании вагоноопрокидывания) на предприятии используется многоступенчатая система пылеподавления. Во-первых, мощные аспирационные установки (т.е. установки для очистки воздуха) работают в самом здании. В момент, когда вагон, закрепленный в роторном вагоноопрокидывателе, переворачивается и уголь начинает высыпаться в бункер с высоты 20 метров, аспирационные установки, как большие пылесосы, начинают всасывать воздух вместе с угольной палью, затем фильтруют его, предотвращая выброс угольной пыли в окружающую атмосферную среду.

Кроме того, в здании вагоноопрокидывателя работают форсунки по созданию искусственного "сухого" тумана (мелкодисперсной водяной пыли, которая создает вокруг разгружаемого угля мелкое водяное напыление и предотвращает образование пыли угольной). Делается это им летом, и зимой, – благодаря тому, что здание вагоноопрокидывания снабжено механическими опускающимися-поднимающимися дверьми, в нем круглый год поддерживается постоянная положительная температура.

А вот так работает система, орошающая угольные штапели водой. Включается она с определенной регулярностью. С помощью распылителей воды на поверхности угольных штапелей создается корка засохшего угля, которая, соответственно, предотвращает его пыление. В зимнее время используются снеговые пушки, соответственно штапели покрываются снежной шапкой.

Как рассказали на участке, воды на опыление расходуется достаточно много, причем не морской воды, которая здесь под боком и фактически ничего не стоит, а пресной из водовода (морская вода может изменить химические свойства угля и ухудшить его качество). В компании понимают, что соответствующие затраты совершенно необходимы. Ведь переваливать в подавляющем большинстве приходится экспортные фракции угля (куски диаметром до 50 мм). Таким уголь приходит с Кузбасса. Таким его отгружают в Японию, Китай, Южную Корею и другие страны АТР.

Свои системы пылеулавливания и орошения находятся и на погрузочной машине

Кроме системы орошения штапелей, Угольный комплекс располагает системами пылеулавливания и орошения на погрузочной машине, отправляющей уголь непосредственно в трюм. Существуют и пересыпные станции, то есть подземные галереи, где уголь по конвейерным лентам перемещается на склад.

В свою очередь каждая судопогрузочная машина имеет специальный механизм на стреле. Выглядит он как труба. Опускается внутрь трюма, с тем чтобы максимально сократить высоту падения угля и, соответственно, его пыление. По мере заполнения трюма, труба поднимается вверх, равномерно рассыпая уголь во все стороны. В нужный момент трюм закрывается и задраивается, угольная пыль остается внутри вместе с грузом.

Ну и наконец, очистные сооружения. Через их фильтры проходят все поверхностные воды, собираемые с территории терминала. После доведения до уровня рыбохозяйственного водоема вода сбрасываются наружу.

Все это, как нам объяснили в АО "Восточный порт", позволяет компании соблюдать все необходимые, предусмотренные законодательством нормы защиты окружающей среды при перевалке угля открытым способом.

— В перевалке угля открытым способом ничего страшного нет, это абсолютно цивилизованный способ транспортной переработки груза, который используется во всем мире. Самый современный и самый безопасный, — сказали в компании. – В Европе есть лишь один закрытый угольный терминал – в Даугавпилсе. Но он совершенно не загружен. За рубежом уголь в основном переваливают открытым способом. Основное условие здесь – сохранение зоны санитарной безопасности, те самые 500 метров от границы предприятия до жилого массива. Нашим предприятием это условие выдерживается.

Строится третья очередь угольного комплекса

Как заверили в компании, по розе ветров не будет угрожать поселку Врангель даже теоретически третья очередь угольного комплекса, строительство которой началось в 2012 году, а завершится в 2017 году. Примечательно, что реализация проекта ведется полностью за счет собственных средств компании (а это ни много ни мало более 27 млрд рублей).

На сегодняшний день на объекте построены подпорные стенки, которые окружают территорию будущих складов. Выполнены все мероприятия по прокладке инженерных коммуникаций, в том числе трубопроводы дренажных линий и будущие водоводы орошения складов. Полностью готовы сооружения для очистки сточных вод. Разумеется, в терминале будет установлено совершенно новое оборудование, что позволит соблюдать все санитарные нормы в соответствие с природоохранным законодательством, заверили в компании.

http://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=20972

Росинформуголь.