Красавец!

Экскаватор учится шагать


Монтаж этого красивого гиганта стартовал еще в январе 2014 года, поэтому пуск его в эксплуатацию в феврале-2016 отметили разбитой о борт бутылкой шампанского и торжественными речами.

Но чуть раньше, в декабре прошлого года, проверяли… навыки хождения экскаватора. После подачи напряжения экипаж запустил механизмы, приводы. И — гигант медленно поднял огромные башмаки (длиной 13 м и весом 26 т каждый!), выдвинул их вперед, затем плавно опустил на землю. Приподнялся сам, переместился и мягко «улегся» на стальной «живот» — опорную раму. Шаг сделан!

Таких «степов» после окончания монтажа ЭШ выполнил немало: с монтажной площадки до промежуточного пункта в карьере он прошагал 1200 м. При скорости движения 80 м/час этот перегон занял у машины не один день.

— На протяжении всей своей истории разрез «Красногорский» остается экспериментальной площадкой для отечественной горной техники, — отметил Владимир Назаров, директор Управления по открытой добыче угля компании «Южный Кузбасс». — За шестьдесят с лишним лет в условиях реального производства прошли обкатку как образцы, получившие широкое распространение в российской горной отрасли, так и уникальные экземпляры, к которым следует отнести новый ЭШ 20.90. Красногорский экскаватор производства Уралмашзавода — пока единственный в России, построенный со столь принципиальными отличиями.

Роман Слепченко, главный механик разреза «Красногорский», уточняет детали:

— В более ранних образцах подобной техники на каждый привод машины приходился свой генератор. Новый драглайн оборудован современным электроприводами переменного тока, оснащен модернизорованной электронной автоматикой, размещенной в специальных шкафах управления. За счет точной настройки всех параметров экскаватор работает сбалансированно, без колебаний. Компактное оборудование экономит площади машинного отделения и заметно снижает уровень шума и вибрации.

Улучшились и условия работы машиниста: уралмашевский шагающий экскаватор управляется джойстиками, кабина экскаватора оснащена приборами, поддерживающими комфортный микроклимат в небольшом помещении, камерами обзора, громкой связью.


 

Новый драглайн начал рост с опорной базы диаметром четырнадцать метров и весом в триста тонн. А далее в процесс была вовлечена поворотная платформа, строительство кузова и оборудование машинного отделения, секции 90-метровой стрелы, узлы, обеспечивающие шагание…

Без малого 1700 тонн металлоконструкций и различного внутреннего оснащения было изучено, перебрано и настроено руками красногорцев. На монтаже ЭШ 20.90 №59 одновременно трудились несколько бригад ремонтно-монтажного участка, руководит которым Сергей Толкачев, экипаж экскаватора, контроль за ходом работ вели представители завода-изготовителя.

— Преимущество отечественной техники — надежность, — добавляет Владимир Назаров. — 59-й пришел на замену другому уралмашевскому экскаватору — ЭШ 15.90 №82, который к настоящему моменту трудится уже 43 года. Это притом, что заводской ресурс для подобной техники определен в 25 лет работы. В сибирских условиях таким запасом прочности не может похвалиться ни одна импортная машина! Состояние того же 82-го позволит эксплуатировать экскаватор и далее — экипаж Типикина, много лет обслуживавший этот драглайн, содержал свою машину в полном порядке, что и обеспечило технике такую долгую жизнь.

Кстати, этот красногорский долгожитель был запущен в эксплуатацию в 1973 году, когда бригадиру едва исполнилось тринадцать лет! А сегодня горняки в целости передали экскаватор своим преемникам.

— По итогам прошлого года «Красногорский» добыл более пяти миллионов тонн топлива, не меньше горняки планируют поставить потребителям и в 2016-м, — говорит Александр Шабалин, директор разреза «Красногорский». — Новая машина очень пригодится предприятию: бестранспортная технология на разрезе занимает 20 процентов от общего объема вскрышных работ, вместе с запустившимся №59 вскрышу ведут шесть машин.


 

— Это первый шагающий экскаватор завода, оборудованный инновационной системой электропривода переменного тока, которая позволяет сделать машину более надежной и экономичной в эксплуатации, — рассказывает Евгений Спицын, начальник отдела шагающих экскаваторов Уралмашзавода. — Кроме того, драглайн оборудован современной системой автоматической смазки, информационной системой, которая позволит горнякам контролировать работу механизмов в режиме реального времени; видеокамерами, системой автоматического пожаротушения. Также установлена система автоматических защит, оберегающая экскаватор от неправильных действий экипажа.

Производительность машины — до 6 миллионов м3 породы в год. Для драглайна с таким объемом ковша это очень высокий результат: уралмашевская машина идеальна для работ при добыче угля открытым способом.

Эксплуатировать новую машину будет гораздо проще, чем ее предшественников. Современная информационная система на сенсорном экране представляет любую необходимую информацию — от уровня наклона машины до скорости ветра за бортом. Кабина экскаватора оборудована так, чтобы машинистам не приходилось отвлекаться на внешние факторы: благодаря хорошему остеклению и кондиционеру здесь тепло и комфортно даже при самых низких температурах на улице (уралмашевский драглайн способен работать и при –50 градусах!), а современное кресло снизит нагрузку на спину и усталость.

— Пуск уралмашевского драглайна, отвечающего всем современным требованиям, — это большое событие, — говорит Евгений Спицын, — причем не только для Уралмашзавода и «Южного Кузбасса», но и для всей горнорудной отрасли России. Шагающий экскаватор с приводом переменного тока, с новыми системами управления вызывает огромный интерес у российских горняков. Многие заказчики готовы приехать в Кузбасс, чтобы собственными глазами убедиться в эффективности нашей машины.


 

В настоящее время ЭШ 20.90 задействован на подготовке площадки под бурение — в будущем с этой точки будут подняты около 150 тысяч тонн угля. Но для этого придется переработать более миллиона кубометров навалов, обеспечить почти полмиллиона кубометров бортовой вскрыши. И до старых навалов еще нужно добраться — первые официальные смены новый ЭШ занимался устройством трассы к неосвоенным площадям.

— Залежи пласта не отрабатывались вследствие крутого падения, но при наличии новой техники мы можем взяться и за отработку этого угля, — поясняет задачи сегодняшнего дня для шагающего экскаватора Виталий Петров, начальник второго участка разреза. — Такие опытные мастера добычи, как Алексей Типикин, Андрей Шабалин, Валерий Венидиктов, Дмитрий Каминский, Алексей Осипов и помощники машинистов с этим заданием справятся.

В запуск нового ЭШ 20.90 компания инвестировала более миллиарда рублей. На текущий год для экскаватора запланировано более 2 300 000 кубометров вскрыши, которая обеспечит последующую добычу 450 000 тонн угля. После того как №59 завершит работу на втором участке, техника будет перемещена на четвертый горный участок.

ПАО «Уралмашзавод»

620012, Екатеринбург,
пл. Первой пятилетки

Тел. +7 (343) 336-68-38

Факс +7 (343) 336-60-40

e-mail: mail@uralmash.ru

сайт: uralmash.ru


СГИ Тимофеева