Тариф «эффективный»


С докладом о финансовой сбалансированности деятельности компании и совершенствовании модели рынка грузовых перевозок Олег Белозеров, президент ОАО «РЖД», выступил на расширенном заседании коллегии Министерства экономического развития РФ.

— Окончание предыдущего года было крайне активным в части работы с расходами и повышением эффективности. Эта работа велась совместно с министерством экономического развития, и мы вышли на положительный результат, — отметил в своем выступлении Олег Белозеров. — В частности, компания сократила расходы по перевозочным видам деятельности почти на 40 миллиардов рублей, удержала рост себестоимости перевозок на 7,1 процента, что намного ниже уровня годовой инфляции. Рост одного из ключевых показателей — производительности труда — в 2015 году составил 4,8 процента.

Деятельность компании нацелена не только на внутренний поиск резервов, но и на стимулирование развития производственных отраслей экономики. Мы понимаем, что, если будет груз — у нас будет заработок, и, соответственно, должны создать такие условия в экономике, которые дали бы возможность активнее работать этим отраслям.

В соответствии с принятым правительством решением, эффективная тарифная ставка для грузовладельцев по результатам 2016 года не должна превысить 7,5 процента. При этом, по итогам I квартала, рост тарифной ставки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 3 процента, что даст экономике в целом снижение нагрузки на грузоотправителей на 45,5 миллиарда рублей.

Ключевой вопрос — это тарифное регулирование.

Совместно с заинтересованными органами исполнительной власти компания участвует в разработке концепции нового прейскуранта на грузовые перевозки.

Сейчас мы руководствуемся документом, которому 13 лет, и пришли к выводу, что надо его усовершенствовать.

Главные задачи, которые должен будет решить новый прейскурант — это исключение перекрестного субсидирования перевозок одних видов грузов другими, а также гарантированное возмещение затрат перевозчика и владельца инфраструктуры как минимум на уровне себестоимости. При этом ОАО «РЖД» продолжит активно применять гибкую тарифную политику для привлечения новых клиентов.

Сложившаяся в течение последних лет модель рынка грузовых перевозок имеет очень серьезные риски устойчивости.

На рынке оперирования грузовыми вагонами очень низкие суточные ставки за вагон, присутствует избыточный вагонный парк, что порождает и тянет за собой ряд проблем. В этих условиях модель привлечения вагонов и управления вагонными парками нуждается в дальнейшем совершенствовании. Добиться ее сбалансированности можно в том числе с использованием конкурентных механизмов на публичных площадках. ОАО «РЖД» совместно с правительством продолжит работу над решением этой проблемы.

К вопросу о целесообразности разделения инфраструктурной и перевозочной деятельности, а также допуска на инфраструктуру общего пользования частных перевозчиков — мы открыты для обсуждения этой проблемы. Но считаем, и большое спасибо за поддержку этой позиции минэкономразвития, что мы не должны нарушить основополагающий принцип работы железнодорожного транспорта — обеспечение стабильности, надежности и безопасности железнодорожных услуг.


СГИ Тимофеева