Декларирование условий труда

Всегда ли оно возможно?


На этот актуальный вопрос отвечает Екатерина Пыхтина, начальник отдела специальной оценки условий труда ООО «Атон-Кузбасс»

С 1 января 2014 года закон обязывает работодателей проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Оценка производится для обеспечения безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда, и требует временных и финансовых затрат.

Причем специальной оценке подлежат все рабочие места вне зависимости от того, офисные они или производственные (за исключением надомников, дистанционников и лиц, вступивших в трудовые отношения с лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем).

По итогам СОУТ рабочему месту присваивается класс условий труда, который в будущем будет играть важную роль как для работника, рабочее место которого оценивалось, так и для работодателя.

Во-первых, — сотрудникам, работающим на местах, соответствующих классу условий труда 3.1 и выше, работодатель обязан производить страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ. Целесообразнее модернизировать производство и рабочие места, чем обеспечивать своих сотрудников вышеперечисленными льготами.

Во-вторых, результаты специальной оценки условий труда можно использовать для получения скидки при уплате налогов (финансовое обеспечение может получить организация с любой правовой формой собственности, которая состоит на учете в Фонде социального страхования и не имеет задержек по уплате страховых взносов, пеней и штрафов). Установленный размер возмещения после специальной оценки условий труда — 20% от сумм страховых взносов, начисленных работодателем за предшествующий год, по таким видам страхования, как профзаболевание и травматизм (несчастные случаи) за минусом выплат по указанным видам страхования.

Для «условного упрощения» процедуры СОУТ п. 1 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, на которых по результатам осуществления идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, оговаривается возможность подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. То есть работодатель представляет декларацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, имеющий право проводить федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства по месту своего нахождения. И на ближайшие 5 лет избавляется от необходимости проводить процедуру спецоценки повторно (при условии отсутствия несчастных случаев, профзаболеваний и некоторых других факторов).

Казалось бы — декларирование соответствия условий труда выгодно работодателям. Но, по их мнению, на практике задекларировать рабочие места оказывается сложно, есть много нюансов, которые могут привести к штрафам. Вроде бы, в рамках проведения специальной оценки условий труда офисные рабочие места автоматически попадают под декларирование, так как здесь не может быть идентифицировано никаких вредных и (или) опасных факторов условий труда. Однако на практике оказывалось, что ни одно рабочее место не являлось абсолютно безопасным и соответствующим требованиям охраны труда, а, значит, не идентифицировать вредные факторы невозможно.

Так легко ли, к примеру, оформить декларацию в отношении «не вредных» офисных рабочих мест?

Спешим обрадовать: до недавнего времени данная возможность была скорее желанной, чем реальной. Но с 1 мая 2016 года в действующий ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда» внесли существенные изменения (ФЗ-136 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»). И теперь наконец-то осуществилась давняя мечта многих работодателей — декларировать «допустимые» рабочие места не только можно, но и нужно! Кроме того, данный закон предусматривает декларирование рабочих мест, которые были оценены, начиная с 01.01.2014 года.

Обращаем ваше внимание на то, что существует целый ряд рабочих мест, в отношении которых декларирование невозможно, даже при классе условий труда 2.0. Это:

  • — рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • — рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • — рабочие места, на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Есть в процедуре декларирования и «ложка дегтя». Законодательством предусмотрены также условия, при которых действие декларации может быть прекращено: несчастный случай на производстве (на задекларированном рабочем месте), выявление развития профессионального заболевания у сотрудника и другое. В этом случае работодатель обязан провести внеплановую СОУТ. Прекратить действие декларации может федеральный орган исполнительной власти, имеющий право на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства при выявлении нарушений в процессе проведения СОУТ.

Так что, с учетом всех вышеизложенных факторов, соблюсти все требования закона и сэкономить на СОУТ, задекларировав рабочие места, увы, можно далеко не всегда.


СГИ Тимофеева