Чистые – нечистые

С 26 по 29 апреля в Москве прошла I Международная выставка-форум «ЭКОТЕХ»


Отдельное внимание «УК» привлек круглый стол «Чистый уголь: миф или реальность», в рамках которого участники обсудили, какие факторы определят дальнейшее развитие угольной промышленности в России и мире.

Как следует из названия мероприятия, основным вопросом, интересовавшим собравшихся экспертов, представителей бизнеса и чиновников, была возможность такой технологической модернизации отрасли, которая позволила бы повысить ее эффективность при дальнейшей минимизации ее влияния на окружающую среду. По словам выступавших, чистые инновационные технологии угольной электрогенерации — уже реальность в ряде стран мира. Это направление развивается и в России.

— Долгое время формируется мнение, что справиться с экологическими проблемами в угольной промышленности можно только полным отказом от добычи угля. При этом никто не оценивает ни социально-экономических последствий этого шага, ни современных достижений в области инноваций в угольной отрасли, — констатировал Вадим Петров, сопредседатель Экологической палаты России.

По его словам, пилотные проекты на основе современных технологий «чистого угля» сегодня работают в США, Австралии, Китае и некоторых странах Европы. Эти технологии позволяют улавливать и утилизировать углекислый газ (главный предмет озабоченности многих экологов, когда речь заходит об угольной генерации) и другие выбросы — диоксид серы, золу и так далее. Принимая во внимание долю угля в мировом энергетическом балансе, зависимость многих монорегионов от этой отрасли, а также все более совершенные технологические инновации, угольная отрасль совершенно точно не уступит своих позиций.

— С учетом доказанных запасов и существующих темпов добычи мир обеспечен углем на сотни лет. А те запасы, которые мы только начинаем разведывать, увеличивают уровень обеспеченности до тысячи лет, — обратил внимание Владимир Тузов, директор по стратегии компании СУЭК.

Кроме того, угольная генерация по-прежнему остается самой дешевой:

— Несмотря на то, что существуют атомная, газовая генерация, ГЭС, возобновляемые новые источники энергии — они в два, три, а то и в шесть раз дороже по стоимости киловатт-часа. Угольная генерация начала XX века с ее дымящими трубами и то, что есть сейчас, — два разных мира. Инновации идут огромными темпами. Угольная промышленность и энергетика добились значительного улучшения экологии в своих странах.

К 30-м — 50-м годам нынешнего века можно будет достичь таких технологий, когда выбросы угольных станций снизятся практически до нуля. Одновременно, кстати, повышается и уровень жизни граждан, ведь, как отметили участники круглого стола, богатство страны четко коррелируется с уровнем энергетической обеспеченности, а угольная генерация является основой энергетики во множестве стран.

В России внедрение экологичных технологий тоже происходит, хотя пока и не такими высокими темпами, поскольку требует значительных финансовых вложений с длительными сроками окупаемости. В странах, где инновации применяются более активно, тарифы на электроэнергию выше российских порой в 10 раз. Аналогичные проблемы характерны и для проектов в другой сфере применения угля — углехимии.

Если взять весь годовой объем добываемого в России энергетического угля — около 300 миллионов тонн, — можно получить 100–200 миллионов тонн углехимической товарной продукции. В некоторых секторах углехимия имеет перспективу, но из-за того, что ее развитие требует очень больших финансовых вложений, пока что является скорее направлением, способным дать результат в весьма отдаленной перспективе — и, к сожалению, не с текущим уровнем цен на углеводороды.

Константин Кушнир, заместитель технического директора «Сибирской генерирующей компании», рассказал, как реализуются экологические проекты:

— Компания осуществляет ряд мер, направленных как на модернизацию существующего оборудования, так и на снижение уровня воздействия на окружающую среду от своей основной хозяйственной деятельности.

В частности, на постоянной основе ведется оценка совокупного воздействия на атмосферный воздух объектами, которые эксплуатируются компанией в городах присутствия. Например, в Красноярске выбросы диоксида азота и оксида азота от ТЭЦ (принадлежащих СГК) по отношению ко всем выбросам не превышают 30  процентов. На энергоблоке №1 Красноярской ТЭЦ-3 установлен котел, снабженный малотоксичными горелками и трехступенчатым сжиганием топлива, а также электрофильтр с КПД улавливания золы 99,7 процента. А поскольку наибольший вклад в загрязнение окружающей среды наносят малые котельные, нагрузка с них должна постепенно перераспределяться — с дальнейшим их закрытием.

Как отмечали выступавшие на круглом столе, вред для окружающей среды от угольной генерации сегодня преувеличен, а дальнейшая модернизация и вовсе его минимизирует. Курс на внедрение современных экологических технологий в сочетании с огромными запасами угля и дешевизной вырабатываемой из него электроэнергии позволят отрасли продолжить стабильное развитие, обеспечивая потребности как населения, так и промышленности, уверены специалисты.

Подготовил Леонид Алексеев