Обзор СМИ


Г.Л. Краснянский выступил с докладом на Международном конгрессе по обогащению угля в Санкт-Петербурге
29.06.2016


 28 июня 2016 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие XVIII Международного конгресса по обогащению угля (ICPC-2016), который проходит в России впервые за 60 лет.

Международные Конгрессы по обогащению угля начали проводиться в период осуществления плана Маршалла, с целью оказания помощи европейской угольной промышленности снова встать на ноги после Второй мировой войны. Затем, с периодичностью один раз в четыре года, Конгресс проводили на всех пяти континентах, в странах с развитой угольной промышленностью.

По традиции в рамках Конгресса была организована выставка углеобогатительного оборудования, позволившая всем компаниям и организациям горнодобывающей отрасли продемонстрировать свои научные и технические достижения.

Основной целью Конгресса является содействие научно-техническому сотрудничеству для прогресса в обогащении углей и в решении экологических проблем. В его сессиях приняли участие представители более чем 20 стран мира: Австралии, Китая, Индии, Франции, Германии, Австрии, Великобритании, Испании, Польши, Турции, Греции, Венгрии, Казахстана, Монголии, Украины, Южной Африки, Кореи, США, Канады и др.

Значимость этого события мирового масштаба подтвердилась и созданием российского национального организационного комитета, в состав которого вошли руководители всех крупнейших угольных компаний, представители научных организаций и вузов.

В числе выступающих свой доклад «Уголь в экономике России» представил Председатель Российского Организационного Комитета Всемирного горного конгресса, Председатель совета директоров ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ», Заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор — Георгий Леонидович Краснянский.

Ниже представлены основные тезисы его доклада:

Несмотря на то, что вклад угольной промышленности в ВВП России составляет менее 1%, роль угля в экономике России остается существенной. Уголь добывается в 21 регионе России, общая численность работников угольной отрасли в данный момент составляет 148 тыс. человек и еще 500 тыс. человек работают в смежных отраслях. В угольной отрасли в данный момент работает 191 предприятие, в том числе 70 шахт и 121 разрез, которые обеспечивают ежегодную добычу более 370 млн тонн угля.

Угольные предприятия в 2015 году выплатили почти 43 млрд рублей налогов в бюджеты всех уровней. Для ряда регионов, таких как Кемеровская область и Республика Хакасия, угольная промышленность является одной из бюджетообразующих отраслей, обеспечивая 22% и 11% поступлений в бюджеты регионов соответственно. Особо важна роль угольной промышленности для 31 моногорода России, где угледобыча является основой жизни 1,5 млн жителей.

Уголь незаменим для обеспечения электроэнергией Сибири и Дальнего Востока, где обеспечивает половину всей энергогенерации. Сложно переоценить важность угольной промышленности и для железнодорожной системы страны — уголь является основным продуктом для железнодорожных перевозок, обеспечивая 39% грузооборота и 16% выручки РЖД.

Российская угольная промышленность — единственная прошедшая реструктуризацию отрасль в стране. Меры, предпринятые государством в 1994-2001 гг., позволили остановить деградацию отрасли — сформировался устойчивый тренд роста угледобычи (в 1,4 раза за последние 15 лет) и производительности труда (в 7 раз за последние 15 лет). В отрасль пришли инвестиции (более 23 млрд долларов за последние 15 лет), что позволило полностью обновить производственные мощности, отрасль стала более безопасной (15 кратное снижение травматизма со смертельным исходом), конкурентоспособной и финансово устойчивой.

В результате реструктуризации угольная отрасль перестала быть дотационной — в 1994 году на поддержку угольщиков тратилось почти 1,4% ВВП России, сейчас этот показатель близок к нулю. При этом, все расходы государства на реструктуризацию (13 млрд долларов) уже окупились (налоговые платежи угольщиков за 1999-2015 гг. — 15 млрд долларов).

В ходе реструктуризации все предприятия отрасли были приватизированы и стали действовать в условиях рынка, который определял экспортную направленность развития отрасли из-за ориентации топливного баланса России на газ. Потребление угля на внутреннем рынке России с 1990 г. по 2015 г. сократилось на −45%, а экспорт с 1994 года вырос в 7 раз.

Для обеспечения поставок по экспортным контрактам российские угольщики с начала 2000-х гг. приступили к активному развитию обогатительных мощностей. Переработка углей в России с 2000 по 2016 год выросла в 2,2 раза и в данный момент почти половина всех добываемых углей в России перерабатывается. Как следствие, зольность отгруженных углей за 15 лет сократилась с 17% до 13%. Для обеспечения высокого качества практически весь экспортируемый из России уголь перерабатывается — доля обогащенных и рассортированных углей в общем объеме экспорта в 2015 г. превысила 95%.

Угольная промышленность России смогла успешно закрепиться на международном рынке. По итогам 2015 года Россия стала третьей в мире страной-экспортером угля после Австралии и Индонезии, заняв 12% рынка международной торговли углем. В структуре российского экспорта угля в последние годы наблюдается рост поставок в восточном направлении, которое станет основным направлением поставок уже в 2016 году.

В тоже время, перспективы развития экспорта ограничиваются проблемами на крупных рынках, повсеместной «демонизацией» угля в мире и развитием экологических программ. Потребление угля в Европе снижается уже несколько лет подряд, в 2015 г. значительно сократился рынок угля Китая (импорт угля −30%), не оправдывает ожиданий рынок Индии, обеспечивающий прирост потребления ростом внутренней добычи. Одновременно с сокращением импорта крупнейшими странами-импортерами на мировом рынке наблюдается усиление конкуренции со стороны крупнейших стран-поставщиков (Колумбии, Австралии, Индонезии, ЮАР).

Если в последние 15 лет уголь за счет своей распространенности и низкой стоимости являлся наиболее растущим энергоресурсом в мире (рост потребления угля за данный период составил 61% или около 4% ежегодно), то на ближайшие 5-20 лет крупнейшие экспертные центры прогнозируют снижение темпов роста мирового потребления угля до 1% ежегодно со смещением центра потребления в азиатско-тихоокеанский регион (80% мирового потребления).

Перспективы развития российского экспорта в долгосрочной перспективе ограничены не только торможением роста мирового потребления угля, но также растущими расходами на транспортировку угля и усилением внутриотраслевой конкуренции вследствие развития проектов добычи на Дальнем Востоке России, стимулируемых государством.

Основанные на результатах первого этапа реструктуризации и высоких ценах на уголь резервы дальнейшего роста эффективности отрасли, в настоящее время практически исчерпаны. С целью адаптации к новым условиям уже в ближайшем будущем необходимо проведение второго этапа реструктуризации угольной промышленности. Регионализация угля на базе его глубокой переработки в месте добычи становится актуальной практической задачей, позволяющей избежать ожидаемых трудностей.

Второй этап реструктуризации угольной отрасли необходимо проводить сразу по нескольким направлениям. В отношении новых предприятия в отрасли требуется кардинальный пересмотр к выдаче лицензий на добычу — все новые предприятия должны разрабатывать только перспективные с точки зрения экспортных поставок и эффективности ведения горных работ месторождения.

В отношении существующих предприятий требуется проведение их всесторонней оценки и государственного стимулирования необходимых изменений по каждой группе предприятий:

Экономически неэффективные и небезопасные предприятия необходимо закрывать в плановом порядке с соблюдением всех прав работников на основе государственно-частного партнерства;

Экономически эффективные предприятия Дальнего Востока продолжат прямой экспорт продукции в страны АТР;

Экономически эффективные предприятия, удаленные от восточных портов (касается, прежде всего, Кузбасса), должны быть оценены с точки зрения пригодности их угля для углехимии:

предприятия, уголь которых имеет наилучшие свойства для углехимии, должны быть поддержаны в части развития мощностей по глубокой переработке угля;

прочие предприятия необходимо ориентировать на экспорт угля в атлантическом направлении, а также на обеспечение внутренних потребностей, которое также должно стимулироваться, например, в части развития малой энергетики.

Проведение второго этапа реструктуризации угольной отрасли позволит создать условия для обеспечения конкурентоспособности угольных компаний на изменяющемся мировом рынке угля, составить конкуренцию природному газу внутри страны, вывести переработку угля на новый уровень (углехимия).

Проработка возможностей реализации проектов глубокой переработки угля уже проводится угольными компаниями. Так, понимая слабые стратегические перспективы классической добычи и реализации угля в Кузбассе, Группа компаний «КАРАКАН ИНВЕСТ» изначально создавалась, основываясь на принципах и подходах, позволяющих преодолеть сегодняшние и будущие вызовы. Реализация стратегии развития «КАРАКАН ИНВЕСТ» предполагает создание полноценного угольно-энергетического кластера, объединяющего комплексы по добыче угля, его глубокой переработке, энергогенерации, а также развитую транспортную инфраструктуру.

Первоочередным шагом «КАРАКАН ИНВЕСТ» в реализации проекта глубокой переработки угля стало исследование характеристик угля, которое было проведено Фрайбергской горной академией (Германия) и Шанхайской академией Шеньхуа (КНР). Результаты исследований нашего угля доказали его пригодность в качестве сырья для производства синтез-газа и жидкого топлива.

Параллельно компанией с начала своей деятельности в течение 5 лет изучались возможности по глубокой переработке угля с использованием различных технологий, представляемых компаниями с мировым именем из США, Китая, Германии и других стран. Всего было рассмотрено 23 проекта, среди которых в 2012 г. была выбрана технология компании D4 Energy Group (США) как наиболее соответствующая стратегии компании. Проработкой пилотного проекта на базе данной технологии компания занималась более 2 лет, в течение которых удалось разработать и согласовать с партнерами совместную схему финансирования и реализации проекта. Однако в итоге проект был остановлен по причине отказа в финансировании из-за возросших политических рисков. Одновременно с возросшими политическими рисками существенно изменились и условия на внешних рынках — снизились цены нефти и нефтепродуктов, произошла девальвация рубля. В новых условиях прорабатываемая технология стала убыточной.

В целом, высокая стоимость зарубежных технологий глубокой переработки угля является основным препятствием для развития углехимии. В условиях избытка газообразных и жидких углеводородов и без недорогих отечественных технологий отсутствует экономическая мотивация по созданию, разработке и промышленному внедрению установок по глубокой переработке угля — в существующих условиях получение продуктов углехимии всегда будет более дорогим по сравнению с прямой переработкой нефти или газа.

В тоже время, в долгосрочной перспективе углехимия остается перспективным направлением развития, и угольные компании могли бы уже сейчас реализовывать успешные проекты в данной сфере совместно с зарубежными партнерами, имеющими доступ к рынкам дешевых заемных средств. Так, например, динамично развиваются мировые рынки полипропилена и полиэтилена — мировой спрос по данным продуктам вырос только за последние 5 лет на 20% и прогнозируется рост до 2019 г. еще на 18-20%.

http://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=21231

Росинформуголь.


2024-МАЙНИНГ