Вернуть к жизни

Чтобы отечественные заводы по производству горно-шахтного оборудования начали выпускать конкурентную продукцию, необходимы инвестиции бизнеса и законодательная поддержка государства


Итог двух десятилетий забвения кузбасского машиностроения для угольной отрасли печален: сильные позиции в мире утрачены, отставание от западных лидеров велико. Причем как в технологиях производства, качестве продукции, так и в послепродажном сервисе. При этом санкции со стороны Европы и США вынуждают говорить об импортозамещении и дают зеленый свет для внедрения оте­чественных разработок.

Лучше поздно, чем никогда

Сегодня российские (и кузбасские — в том числе) заводы по производству ГШО переживают глубокий кризис. С одной стороны, причина состоит в стремительном падении цен на «черное золото», а следовательно, сворачивании холдингами инвестиционных программ по модернизации производства, с другой — в обострившейся конкуренции со стороны зарубежных фирм. Известный факт: на предприятиях региона работает в основном зарубежное оборудование. По данным департамента угольной промышленности и энергетики администрации Кемеровской области, доля отечественного ГШО на шахтах и разрезах Кузбасса сегодня такова: проходческие комбайны — 58%; очистные комбайны — 13%; дизелевозы — 0%; погрузочные машины — 76%; электровозы — 7%; технологические экскаваторы — 46%; технологические бульдозеры — 22%. Из 42 действующих комплексно-механизированных забоев только 20 оборудованы механизированной крепью российского производителя (Юргинский машиностроительный завод). Однако неофициальная статистика менее утешительна. Многие крупные компании в беседе с нами на условиях анонимности заявляли, что доля зарубежной техники на их шахтах достигает 90% и возможности перехода на отечественные аналоги они не видят. По мнению доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой геотехнологии Сибирского государственного индустриального университета Виктора Фрянова, проблема предпочтения иностранных поставщиков отечественным уходит корнями в 90-е годы.
— Когда началась реструктуризация угольной промышленности, российский уголь был востребован за рубежом, в это время был организован так называемый бартер, вместо угля нам давали оборудование. И это всех устраивало, — говорит Виктор Николаевич. — В это же время были утрачены и перспективные наработки советских ученых. История развития горного дела такова, что механизированные комплексы, которые сейчас применяются повсеместно, — так называемый «щит Журавлева» — родились в СССР. По ряду причин наша промышленность не смогла освоить строительство этих комплексов. Однако все идеи советских ученых успешно реализованы в импортном оборудовании.

Бизнес с препятствиями

Сегодня на кузбасском рынке горно-шахтного оборудования позиции европейских, американских и китайских компаний только крепнут. Несмотря на низкий спрос (основные контракты по поставкам иностранной техники были заключены еще несколько лет назад в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры) и превалирование сервисных работ, зарубежные партнеры по-прежнему заявляют о том, что Кузбасс является для них привлекательным рынком. Доказательством долгосрочности присутствия и внимания к региону является строительство здесь ведущими корпорациями сервисных центров. В конце августа в Новокузнецке состоялся запуск центра украинской компании CORUM Group площадью 4,5 тыс. кв. метров. В настоящее время американская JOY GLOBAL завершает возведение объекта стоимостью порядка $30 млн, а швейцарская LIEBHERR ведет строительство ремонтно-складского комплекса стоимостью 20 млн евро. Открытие запланировано на следующий год.
При этом, по мнению заместителя губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Александра Мирошника, нельзя до конца исключать возможность возникновения перебоев со стороны европейских поставщиков оборудования. Такие примеры, увы, уже есть, в частности, сложности с поставкой запасных частей из Европы подтверждают в компании «Кузбассразрезуголь». Недосчиталась иностранных гостей и выставка «Уголь России и Майнинг-2014»: не приехали несколько крупных канадских и американских компаний.
— Но и поводов для особого волнения также нет. Поскольку приобретаемая техника идет не только из Европы, но и из Азии, думаю, в целом перебоев быть не должно, — заключает Александр Иванович.

Перспективы

В сложившейся ситуации администрация Кузбасса предпринимает шаги по укреплению связи региона в области горно-шахтного оборудования и технологий с дружественными государствами. Прежде всего — с Республикой Беларусь. В частности, было подписано Соглашение о развитии сотрудничества на 2014-2015 гг., в рамках которого планируется увеличение взаимных поставок оборудования на предприятия регионов. Благодаря административному ресурсу удалось получить и государственный заказ на ООО «Юргинский машиностроительный завод», а также на ОАО «Кемеровский механический завод». Это, безусловно, поддержит гигантов кузбасского машиностроения, балансирующих в последнее время на грани выживания.
Проявляют инициативу и компании. Например, ЗАО «ХК «СДС-Маш» планирует организовать сборку карьерных экскаваторов в Кемеровской области в цехах «Кузбасской вагоностроительной компании» совместно с американской компанией P&H Mining Equipment Inc (Милуоки, штат Висконсин, США).
— Исполнение мероприятий идет согласно обозначенным срокам в подписанном Протоколе о намерениях между компаниями. Реализация данного проекта позволит выпускать в Кузбассе высокопроизводительную горную технику, востребованную на промышленных предприятиях региона, — комментирует заместитель губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Александр Мирошник.

Найти способы выжить

По данным Кемеровостата, за I полугодие 2014 года уровень промышленного производства в регионе сократился (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В разделе производство машин и оборудования показатель составил 78,2%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 95,4%, производство транспортных средств и оборудования — 53,3%. В особенно сложном положении оказались большие заводы, в том числе Юргинский машиностроительный завод — на крупном оборудовании угольщики сегодня экономят. Банкротом признано ОАО «Машиностроительный завод им. И.С. Черных» в Киселевске, не многим лучше дела складываются на ОАО «Анжеромаш» в Анжеро-Судженске. Увереннее себя ощущают небольшие предприятия, выпускающие мелкую технику и расходные материалы.
— В сегменте анкерной крепи сложностей с реализацией продукции не возникает, — говорит Евгений Разумов, директор ООО «РАНК 2». — Основную роль играет низкая цена.
Главный враг небольших фирм сегодня, по мнению Евгения Разумова — это тендерная политика угольных предприятий:
— Цены снижают — дальше некуда, при этом качество поставляемых материалов экономистов не волнует.

Большое будущее — за малыми

По мнению ряда экспертов, будущее машиностроения в Кузбассе именно за малыми предприятиями.
— На мой взгляд, можно отметить положительную роль небольших фирм, — говорит доктор технических наук, заведующий кафедрой геотехнологии Сибирского государственного индустриального университета Виктор Фрянов. — Они поднимают советский опыт, учитывают современные технологии, пытаются внедрить порой очень интересные разработки. Да, пока это только «зародыши», но у этих фирм хоть что-то получается. Я думаю, что здесь начало. Надежда на крупные предприятия, на наших «монстров» как-то потерялась.
На малые предприятия в своей работе делают упор и в Ассоциации машиностроителей Кузбасса. Внимание уделяется и взаимодействию с вузами. Четыре года назад высшим учебным заведениям было разрешено выступать учредителями малых инновационных предприятий. В рамках программы развития кластера тяжелого машиностроения Институт угля заключил соглашения с профильными кафедрами технических вузов региона: Сибирским государственным индустриальным университетом, Кузбасским государственным техническим университетом, Кемеровским государственным университетом и НИ Томского политехнического университета. Это позволяет студентам и аспирантам проводить занятия на современных стендах и проходить преддипломную практику в малых инновационных компаниях. Данный шаг также поможет эффективнее решать вопросы подготовки молодых кадров высокой квалификации.
Бесспорный факт: практическое применение разработок тормозит отсутствие инвестиций.
— Мы сегодня предлагаем роботизированную технологию выемки углей без присутствия человека в забое, — говорит Виктор Фрянов. — Сейчас необходимо разработать технологические требования. Мы их прорабатываем, далее технологические требования берут конструкторы, и им уже нужно платить. После разработки конструктора и готовой документации нужно найти завод-изготовитель. А денег на это нет, очень сложно получить инвестиции. Угольщики предпочитают иностранные разработки и не обращают внимания на отечественные. Я опасаюсь, что на реализацию проекта уйдет 3-4 года, за это время нас опять обгонят зарубежные коллеги.

Прошлое рождает будущее

Оказывается, многие перспективные идеи можно почерпнуть в советском прошлом, не все из них реализованы за рубежом или попросту устарели. Это доказывает деятельность ученого Николая Черных. Он создал целое поколение отечественных машин, правда, пока только в чертежах. Сегодня, несмотря на преклонный возраст, Николай Георгиевич является председателем совета директоров АООТ «Гидроуглестрой» — организации, которая занимается конструированием новой техники для широкого круга процессов горного производства.
Отработав более тридцати лет, в том числе главным технологом, главным инженером на шахте «Нагорная» в Новокузнецке, Николай Черных внедрил там и на соседних предприятиях многие прорывные технологии. Выйдя на заслуженный отдых, задумался о том, что полезные решения, успешно прошедшие испытания практикой, так и не стали достоянием широкой общественности.
— За 2012 год и два месяца я оформил 16 заявок на изобретения и уже получил 14 патентов, — говорит ученый. — Пробую свои силы: нахожусь ли я еще на вершине технического прогресса или уже отстал от него? Оказалось, что пока нахожусь. То, что я предлагаю, то, что уже было опробовано на новокузнецких шахтах четверть века назад, оказывается, актуально и сегодня.
В подтверждение Николай Черных приводит эпизоды из производственной жизни:
— На шахтах «Байдаевская» и «Центральная» мы с коллегами проводили испытания работы проходческого комбайна на пластах крутого падения. Агрегат, который носил имя ЧЕГ, успешно прошел проверку: на шахте «Байдаевская» прошел под углом в 60 градусов, а на шахте «Центральная» — под 70 градусов и в обычных условиях обеспечил темпы 1 200 м/мин. Госкомиссия, которая принимала результаты, кое-как взобралась, по канату подтягивалась. А у меня там шахтеры работали, комплекс работал, и люди не боялись, были уверены в надежности механизма передвижения типа РСС — распорноскользящий-скользя­щий.
Сегодня в числе патентов Николая Георгиевича — самые разнообразные устройства и технологии: «Способ разработки газоносной свиты пластов», «Комбинированная открыто-подземная разработка угольного пласта», «Устройство для забойного пересыпа», «Пункт перегрузочный», «Очистной механизированный комплекс», «Проходческо-добычной блок (модуль)» и другие.
В конце 90-х Николай Черных уже выступал с инициативой возрождения машиностроения Кузбасса, тогда его действия поддержал лично губернатор Аман Тулеев, были достигнуты определенные результаты, но не хватило финансирования.
— В декабре 1999-го я зарегистрировал ОАО «Консорциум «Кузбасс­подземмашстрой», в который вошли семь предприятий. Помогал Юргинский машзавод, включились угольные компании: «Киселевскуголь», шахта «Октябрьская», шахта «Антоновская». Я докладывал о результатах в администрации. Денег оказалось мало, но все равно мы сделали проходческо-очистной механизированный блок и проходческий комплекс. Параллельно я оформил семь заявок на патент и получил семь патентов. Были проведены заводские испытания обеих машин, но на промышленные испытания денег не выделили. Это говорит о том, что при желании и сейчас можно многое сделать, были бы средства. При незначительной модернизации ОМК — очистных мехкомплексов Юргинского машзавода — можно осуществлять самоперемонтаж за 7-10 суток в лавах длиной 300 метров и более вместо обычных для сегодняшнего дня 60-90 дней. Вот и импортозамещение, особенно при переходе на проходческо-добычные модули, при соответствующей новой запатентованной геотехнологии.

Инструменты развития

Посильный вклад в общее дело развития отечественного машиностроения вносит и Кузбасский технопарк, некоторые из его резидентов стали востребованными на рынке.
— Я бы выделил, например, приборостроение, в частности — разработки компании «Горный ЦОТ», проектирующей и производящей целую линейку приборов для контроля параметров безопасности в забоях горнодобывающих предприятий, — говорит Сергей Муравьев, генеральный директор ОАО «Кузбасский технопарк».
— Мы гордимся тем, что эта компания растет, расширяется, поставляя свои приборы практически во все угольные регионы бывшего СССР. Есть и другие примеры. Один из первых резидентов Кузбасского технопарка — Кемеровский экспериментальный завод средств безопасности. 40-летний опыт производства широкого спектра оборудования для горнодобывающей отрасли, постоянное внимание к новым технологиям позволили этому предприятию не только выжить, но и продолжать развиваться. В том числе — и в части внедрения инновационных разработок. КЭЗСБ защитил на нашем экспертном совете два инновационных проекта — по средствам индивидуальной защиты для горняков/горноспасателей и по производству модульных теплоэнергетических установок для подогрева шахтного воздуха. Оба проекта уже реализованы, эта продукция производится на регулярной основе для всех угольных бассейнов стран СНГ.
Реальную помощь технопарка отмечают и сами производители.
— Мы являемся резидентами Кузбасского технопарка с 2010 года. — говорит Евгений Разумов, директор ООО «РАНК 2». — Это дает определенные налоговые льготы и дополнительные возможности. В этом году двое наших сотрудников выиграли гранты по программе «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

К вопросу об импортозамещении

Выступая с бюджетным посланием на 2015 год, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев выделил в качестве приоритетной задачи работу по импортозамещению в области горного машиностроения. Он отметил, что сегодня угольные компании региона закупают технику в 18 странах мира, «тесные связи с фирмами налажены, и производители не хотят от этих схем уходить». При этом, по словам Амана Гумировича, в регионе есть соответствующие площадки, есть силы, но для эффективной работы, по мнению губернатора, необходимо привлекать ветеранов.
В настоящее время в Кузбассе реализуется два крупных проекта, направленных на создание условий для импортозамещения в угольном машиностроении. Один из них — «Испытательный центр оборудования для горнодобывающей промышленности в СФО». Испытательный центр позволит снизить аварийность, повысит конкурентоспособность отечественного оборудования и защитит предприятия от малонадежной техники. Предполагается, что реализация проекта вдвое увеличит объем производства и продаж горнодобывающего оборудования (до 18 млрд руб. ежегодно), обеспечит отчисления в бюджет до 3 млрд рублей в год, а также сохранит более двух тысяч рабочих мест на машиностроительных предприятиях. Учитывая дороговизну проекта, его собираются реализовать в форме государственно-частного партнерства.
Другим интересным проектом является строительство завода в Ленинске-Кузнецком по выпуску современных конвейерных систем для добывающих и горно-рудных отраслей стоимостью 3,4 млрд рублей (ООО «Транспортные системы»). Объект будет возведен на производственной площадке зоны экономического благоприятствования.
Вместе с тем эксперты высказывают мнение, что для развития машиностроения в Кузбассе мер только администрации региона недостаточно. Необходима продуманная политика государства, а именно — изменения в законодательстве, которые бы сделали технику отечественных производителей более привлекательной, а инвестиции в отечественные разработки — прибыльными.
— Должна быть внятная государственная политика в этом вопросе, — считает Сергей Муравьев, генеральный директор ОАО «Кузбасский технопарк». — В каком виде: заградительные пошлины на ввозимое оборудование, преференции различного рода для отечественных производителей, развитие проектных институтов — это необходимо обсуждать. Но очевидно, что, предоставив машиностроение на волю слепых рыночных сил, мы многое потеряли. Не стоит забывать и тот факт, что машиностроение — стратегическая отрасль, без которой невозможна стабильная, устойчивая, динамично развивающаяся экономика.
По мнению Николая Фрянова, нужна новая система, закон, чтобы инвестору было выгодно вкладывать в отечественное производство. Сейчас пока этого нет. Одно из направлений импортозамещения — это совмещение в технологии импортного и отечественного оборудования. В свое время собственники ряда предприятий грамотно подошли к вопросу: наряду с импортным оборудованием использовали конвейеры и комбайны Юргинского машиностроительного завода. В результате получалось в 3-4 раза дешевле, при этом производительность не уменьшалась.
— Если мы будем выпускать неконкурентоспособное, устаревшее оборудование, — считает ученый Николай Черных, — собственники предприятий все равно будут предпочитать зарубежную технику. Координацию комплексного подхода по внедрению новейших разработок должно взять на себя государство: Минэнерго РФ, регионы, особенно Кузбасс. Путем создания мозговых и внедренческих центров, что приведет к увеличению производительности труда с уменьшением соответствующих затрат. Надо дерзать и рождать новое, на порядок выше существующего уровня. В этом успех нашего будущего.

Вера Фатеева


2024-МАЙНИНГ