Точка опоры

Создание инновационного инструментария для формирования подземного пространства


Тема изобретения нового вида щитовых проходческих агрегатов многоцелевого использования — геоходов — не нова для нашего региона. В начале 90-х ученые вплотную подошли к теоретическому созданию проходческой машины, которая способна двигаться в породном массиве с использованием геосреды.

Радует то, что за это время ноу-хау изобретения не покинуло пределы исторической родины и зарубежные компании не построили геоход (не успели предложить его России за деньги).

Огорчает, что столько лет инновационный проект лежал «под стеклом», а горная отрасль РФ развивалась за счет иностранных проходческих агрегатов. Но в 2013 году произошло важное событие: комплексный проект создания и постановки геоходов на производство стал победителем конкурса Министерства образования и науки по отбору организаций на право получения субсидий.

Об этом мы говорим с руководителем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) проекта, заведующим лабораторией угольной геотехники ИУ СО РАН, д.т.н., профессором Владимиром Аксеновым.

— Владимир Валерьевич, что именно дает победа в конкурсе Минобрнауки? Насколько значима субсидия и насколько реально получение этих денег?

— На оба последних вопроса отвечаю положительно. Субсидия обещает 90 млн рублей из 200 млн общей суммы инвестиций. Деньги мы уже начали получать, но отчет за каждую потраченную копейку настолько строг, что приходится тратить львиную долю времени на оформление необходимых документов. Впрочем, это хорошая школа отчетности для молодых ученых и студентов, которые входят в нашу группу разработчиков.

— К выполнению проекта планируется привлечь около 150 человек молодежи. Расскажите, пожалуйста, что это за люди?

— Головным исполнителем проекта стал Национальный исследовательский Томский политехнический университет, представленный на территории Кемеровской области Юргинским технологическим институтом (филиалом). Хочу отметить, что молодежь откровенно радует научным задором и исследовательским азартом. Работать в одной команде с подрастающим поколением приятно тем, что понимаешь — есть возможность передать свое дело в хорошие руки.

— Трудно было одержать победу?

— Судите сами: на портал конкурса поступило более 10 000 заявок, в том числе в бумажном варианте — 262. Из последних 76 были признаны не соответствующими условиям конкурса, а 30 вошло в число победителей. Два из них представляют СФО, лишь один — Кемеровскую область.

— 90 млн субсидий при 200 млн общих инвестиций — откуда появятся недостающие для создания агрегата деньги?

— К счастью для ученых региона, здесь есть производственники, которые заинтересованы в развитии науки, ведь оно (что понятно далеко не всем) станет толчком для возрождения кузбасского машиностроения. Нашим надежным партнером и «тренером», «заявителем» комплексного проекта (терминология дана согласно требованиям конкурса) стал Кемеровский опытный ремонтно-механический завод (КОРМЗ), за что мы признательны его генеральному директору Александру Владимировичу Слядневу. Руководство предприятия понимает: для подъема машиностроения региона надо немного отойти от стандартного мышления. В частности, не замыкаться на обслуживании шахт и разрезов как основной отрасли региона, а расширять сферу применения оборудования. Агрегат, предлагаемый нами, предназначен для МЧС, МО, Роскосмоса, городского хозяйства, при этом может стать незаменимым для горной отрасли.

— Таким образом, вы считаете, у машиностроения Кузбасса, у кузбасских ученых могут появиться позитивные перспективы?

— Это зависит от людей. Недавно я вернулся из Москвы с Недели горняка и понял, во-первых, что науку и горную отрасль (а также все сопряженные с ней) никто хоронить не собирается. Есть много интересных идей по поводу развития событий. Во-вторых — деньги на науку и машиностроение, особенно в направлении импортозамещения, у государства имеются, Другое дело, что нужно научиться их зарабатывать, а это, как я уже отметил, чрезвычайно непросто. Но возможно же!

— Последний вопрос как раз касается Недели горняка: вы довольны последним визитом в столицу?

— Скорее да. Уважающему себя учреждению ни в коем случае нельзя уклоняться от участия в подобных мероприятиях. Отсутствие представителя организации могут расценить как ликвидацию самой организации, поэтому «право на существование» необходимо доказывать постоянно. Приятно отметить, что Институт угля, Юргинский технологический институт (филиал) НИ ТПУ знают в России и в мире, у нас остались теплые научные отношения со многими коллегами, в том числе из Украины. Во время Недели горняка, кстати, мы имели возможность поговорить с ними в формате «без галстука» и узнать много такого, о чем хоть и сообщают с экранов ТВ, но из первых уст звучит гораздо суровее. Московская «тусовка» дает возможность заявить о себе, о своих научных достижениях, узнать новости из первых уст, порадоваться успехам коллег — иными словами, не отставать от жизни.

Предлагаем вниманию читателей презентацию комплексного проекта, который стал победителем конкурса Министерства образования и науки по отбору организаций на право получения субсидий.


2024-МАЙНИНГ