Умеем сами?

Санкции, потрясения на валютном рынке, снижение цены на нефть… Казалось бы, какое отношение это имеет к добыче угля? Но и для угольщиков наступают нелегкие времена


Рост производительности труда в отрасли в последние годы во многом достигался благодаря внедрению импортного оборудования. Со временем оно изнашивается, значит, необходимы текущие и капитальные ремонты. Но теперь запасные части в дилерских центрах совсем по другим ценам. Поставщики меняют условия расчетов. Некоторые комплектующие (например, изделия во взрывобезопасном исполнении, рукава высокого давления и так далее) вообще могут посчитать за объекты, имеющие двойное назначение, и запретить импорт в Россию. То есть значителен риск, что современная и высокопроизводительная техника на угольных предприятиях будет просто простаивать.

Учитывая все это, угольщики принимают меры. Сегодня разрабатываются предложения по созданию центров импортозамещения запчастей и услуг в горнодобывающей промышленности на базе ремонтно-механических заводов. Но если импорт необходимых комплектующих по политическим причинам прекратится совсем, как эксплуатировать оборудование зарубежного производства? Ведь современная техника имеет электронное управление, а доступа к оригинальным программным продуктам у угольщиков нет.

— Уже в ближайшее время может возникнуть необходимость переходить на технику отечественного производства, что, в свою очередь, требует развития и поддержки крупных заводов: ООО «ИЗ-Картэкс», ОАО «Уралмашзавод», «ЧЗПТ», «Рудгормаш» и других, — говорит директор по ремонтам ОАО «ХК «Якутуголь» Сергей Беликов.

Сокращение зависимости от иностранных поставщиков и «сервисменов» — позиция и ОАО «Южный Кузбасс». Тем более что отечественным машиностроителям есть что предложить. Например, на разрезе «Красногорский» завершается монтаж экскаватора ЭШ-20/90 производства ОАО «Уралмашзавод». Нормативный срок службы такого гиганта, емкость ковша которого — 20 кубометров, а длина стрелы — 90 метров, — 25 лет. Опыт эксплуатации такой техники доказывает ее высокую производительность и ремонтопригодность.

На «Красногорском» же не так давно — в августе 2013 года — был запущен экскаватор ЭКГ-18, также произведенный «Уралмашзаводом». Новая модель отечественных машиностроителей (у этого экскаватора заводской №2) оборудована современным приводом переменного тока, что обеспечивает снижение эксплуатационных и энергетических затрат. На уровне мировых стандартов и другое оснащение машины: информационная и микропроцессорная системы управления, система диагностики механизмов и узлов позволяют контролировать все параметры рабочего процесса.

Изготавливать запасные части для техники отечественного производства могут отечественные же машиностроители, в том числе работающие на территории Кемеровской области. Например, на ОАО «Томусинский ремонтно-механический завод» (ТРМЗ) не так давно освоили изготовление стрел для экскаватора ЭКГ-10 и самого сложного и трудоемкого ее узла — лебедки подъема. Применения специального оборудования потребовала другая сложная металлоемкая деталь — опорная база экскаватора ЭШ-10/70. Установку для механической обработки крупногабаритных цилиндрических деталей экскаваторов завод приобрел в 2013 году: этот переносной станок позволяет ремонтировать опорные базы «шагарей» и ходовой части ЭКГ-8 и ЭКГ-10 как в заводских, так и в полевых условиях.

В 2013 же году на ТРМЗ освоили ремонт ковша емкостью 33 кубометра экскаватора P&H 2800 ХРС (один такой эксплуатируется на разрезе «Сибиргинский» ОАО «Южный Кузбасс») с заменой режущей части и пяты. Здесь теперь изготавливают ковши для экскаваторов Bucyrus, Liebherr R-9800, а также ЭШ-10/70 и ЭШ-20/90. И, конечно, стабильным спросом пользуется решетчатая затяжка для шахт.

На сегодняшний день в Кузбассе и за его пределами — масса машиностроительных и сервисных предприятий. Поставщики, конечно, стараются прописывать в контрактах и обязательное гарантийное обслуживание оборудования, и постгарантийное — на собственной сервисной базе. Но многие идут навстречу заказчикам и обучают работников угольных предприятий ремонту своей техники.

— Для обеспечения работоспособности горнотранспортного оборудования мы привлекаем специалистов как предприятий-поставщиков, так и технических служб наших предприятий, — говорит директор по ремонтам ОАО «Южный Кузбасс» Сергей Боковиков. — Обслуживанием гидравлической техники на разрезах компании занимается специально созданная сервисная служба. Одно из важных направлений деятельности сегодня — налаживание работы по проведению ремонтов оборудования Cummins и Caterpillar своими силами. В целом можно отметить, что самостоятельность — это позиция «Южного Кузбасса». Скажем, перемотку электродвигателей или сварочные работы по ремонту металлоконструкций импортной техники осуществляют наши люди. Винтовая анкерная крепь для крепления горных выработок шахт производится в ремонтно-механическом цехе ЦОФ «Сибирь» и цехе легких металлических конструкций Управления по монтажу горношахтного оборудования. Планируем наладить самостоятельное изготовление и арочной крепи.

Объем необходимых работ должен регулярно оцениваться, отмечают специалисты. Избегать авралов, планировать деятельность специализированных подразделений таким образом, чтобы добиться равномерной занятости работников... Не стоит забывать об экономической целесообразности. Так как велика доля условно-постоянных затрат — содержание зданий и сооружений, электроэнергия, зарплата и налоги, — то может получиться, что изготовление определенных узлов и деталей, некоторые виды ремонтов угольным компаниям дешевле проводить у подрядчиков, чем организовывать самим.

Поддерживает эту точку зрения директор по ремонтам ОАО «ХК «Якут­уголь» Сергей Беликов:

— В целом мы стремимся к получению максимального экономического эффекта за счет развития направлений собственного ремонтного производства, выдерживающих рыночную конкуренцию. Работа Нерюнгринского ремонтно-механического завода в настоящее время основана на данном принципе.

Другое дело, что для развития предприятий, способных изготавливать запасные части для оборудования, выполнять его сервисное обслуживание, необходимы инвестиции. Приобрести новое машиностроительное оборудование и технологии большинство компаний может только за счет кредитных средств, о доступности которых сегодня говорить не приходится. А задача угольщиков — обеспечить добычу ценного топлива, а значит, техническую оснащенность, ремонты с минимальной задержкой времени и высокое качество дальнейшей работы техники с запасом прочности — остается прежней. Это значит, что решение в любом случае будет найдено.


СГИ Тимофеева