2024 Стройимпорттехника


На таких мужиках земля держится

Сильные духом люди


В воскресный день, купив все, что запланировала на городском рынке, направляюсь к выходу. Невольно обращаю внимание на группу мужчин, которые что-то наперебой рассказывали друг другу и при этом громко смеялись. Ну, точно, думаю, шахтеры. Народ жизнерадостный, именно они умеют так искренне шутить и смеяться. Прислушалась: действительно, шахтерские байки да прибаутки, острят мужики — кто по поводу товара, а кто в адрес продавца.

Дождалась, пока люди отошли и решила познакомиться. Оказалось, не зря: Василий Кривоносов и Александр Богатырев не одно десятилетие орудовали отбойным молотком да лопатой.

Василий Михайлович Кривоносов

Родился он в сентябре 1946 года в селе, где воздух как хрустальный, летом повсюду цветочные ковры, яркие и душистые.

Василий Михайлович охотно рассказывает о своем деревенском детстве, о дружной семье, в которой шестеро детей. О том, как мальчишкой помогал дома по хозяйству, в каникулы работал в колхозе, зарабатывая трудодни. И о том, как красиво их село весной, когда после зимнего пробуждения кругом тает снег, а в сосновом бору проталины с удивительно чистой водой. Как летом, выезжая на подводах на сенокосные угодья и облазив все березово-осиновые околки, возвращались с полными лукошками ягод и грибов.

Когда после окончания семилетки он приехал в город учиться в ПУ №43 на кузнеца, долгое время видел во сне мать, будто она по утрам выходит на крыльцо и улыбается солнцу. Снилась ему и та поляна белоснежных ромашек, где собрал первый букет и подарил его деревенской девчонке.

— Практику я проходил на машиностроительном заводе в кузнечном цехе, сюда и работать пришел после училища. А в 1965 году меня призвали в армию. Службу проходил в Даурии в войсках связи. Демобилизовавшись, вернулся в Анжеро-Судженск, он стал для меня родным. Прошел курсы в школе КРО, устроился на шахту №2 («Восход»), где и начал осваивать азы непростой профессии горнорабочего очистного забоя, познал на себе крепость кузнецких углей.

Работал Василий и одновременно учился в вечерней школе. После окончания 11 классов поступил в горный техникум на отделение «Разработка угольных месторождений». К защите диплома уже обзавелся семьей.

Прошел он трудовой путь от горнорабочего добычного участка до начальника участка. За безупречный шахтерский труд, умение организовать работу был награжден грамотами, ценными подарками. Но самая дорогая награда — это знак «Шахтерская слава» третьей степени.

Говорил Василий Михайлович и о том, что шахтеры непростой народ. И взгляды, и отношение к жизни у них особые. А то, что некоторые называют шахту подземельем — это все ерунда.

— Знаете, для шахтера деньги на земле не лежат, за ними надо спуститься не на один метр и работать в поте лица. Вот поэтому в каждой крупинке кузнецкого угля есть пот и кровь шахтеров. И я горжусь, что вхожу в армию этих отважных, сильных духом людей.

Отработав в шахте 28 лет, в 1994 году Василий Михайлович вышел на пенсию и, представьте себе, три месяца лежал на диване — даже бока заболели! Но не в его правилах было оставаться без дела: велико чувство долга перед семьей. Надо помочь подняться детям, ведь, что скрывать, пенсии у шахтеров невелики. И решил Василий Михайлович мастерить лопаты да черенки.

— С 1995-го я законопослушный индивидуальный предприниматель, — смеется шахтер. — Семье лишняя копейка, мне — занятие и общение.

Открытая, жизнерадостная улыбка шахтера показала всю доброту души и характер этого человека.

Александр Николаевич Богатырев

Потомственный шахтер Александр Богатырев начинал свою трудовую биографию на шахте №2. Родился в августе 1952 года. Сколько себя помнит, живет он в районе этой шахты.

Мать во время войны работала в трудармии навальщицей на шахте 9/15. Она рассказывала: «Чтобы выполнить план, часто приходилось ночевать прямо в шахте при свете коптилок».

Отец добровольцем ушел на фронт, воевал на Волховско-Псковском направлении. В 1943-м был ранен и отправлен с фронта, но домой не попал, а был направлен на китайскую границу.

Вернулся в родной город после осколочного ранения в 1944-м. Четыре его брата сложили головы за мир и счастье. Устроился отец сапожником, потом, чуть окрепнув, окончив курсы слесарей, пришел на шахту 9/15, где они и встретились с мамой. У них было четверо детей.

В 15 лет Александр пошел на платные курсы радиомехаников, за которые отец заплатил 104 рубля. По окончании решил получить еще одну специальность — тракториста-машиниста широкого профиля. Но на работу парня не брали, так как ему не было 18 лет. Устроился в телеателье телемехаником.

Все друзья Александра Богатырева были шахтерами. И он решил, что тоже будет добывать уголь.

— Да, что греха таить, — признается Александр Николаевич, — зарплата у шахтеров была достойная. Это привлекало.

Окончив курсы машинистов шахтовых машин и механизмов (моторист 2-го разряда), в августе 1970-го пришел в участок №8 на шахту №2. В ноябре призвали в армию, служил на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись в 1972 году, вернулся на шахту учеником проходчика.

Добрым словом вспоминает шахтер своих наставников Александра Крестина и Андрея Фаткулина.

— На шахте в то время работало 16 добычных участков, — продолжает Александр Николаевич, — проходка велась вручную. Через четыре месяца перешел я в добычной участок, в бригаду Вехтера. Вот здесь «на лопате» мы и встретились с Василием Кривоносовым, он в то время уже учился в горном техникуме. Сказать по правде, хороший мужик, работящий.

В бригаде было 13-14 человек, мы ежесменно выдавали на-гора по 250 тонн угля. Не могу сегодня не назвать тех, кто трудился рядом с нами под землей — это Евгений Фомин, Геннадий Береснев, Борис Тулин, Валерий Омелечев, Владимир Аптреев, Сергей Иванов и многие другие, кто работал честно, ответственно.

Скажу просто и понятно: профессия шахтера считается одной из самых опасных, ее выбирают мужественные люди. А у нас в бригаде все были именно такими. Сейчас я на пенсии, занимаюсь огородничеством, но с товарищами дружбу поддерживаю.

— Ты слышал, Михайлович? Говорят, донецкие умельцы изобрели наручные часы для шахтеров — в темноте они светятся, поддерживают интересный разговор и дружески похлопывают по плечу, — обратился он к другу. — Нам такие не нужны были: приятели окружали, всегда поддержать и словом, и поступком могли.

Мужики заулыбались, вспоминая. Было о чем…

Лидия Кулиничева, Анжеро-Судженск