Богатырь «Распадской»
Федор Макеев — из числа талантливых бригадиров, на чью трудовую биографию оказали влияние сразу две эпохи
— В шахте всегда можно было хорошо, а главное, честно заработать, профессию уважали. Поэтому и выбрал горняцкую специальность, — признается Федор Алексеевич.
Деньги для небогатой семьи, приехавшей в Кузбасс из Алтайского края, были очень важны. Окончив восемь классов, Федор Макеев решил продолжить обучение в техникуме по специальности «Машинист горных выемочных машин». Во время учебы всерьез занялся греко-римской борьбой. Да так увлекся, что за четыре года выполнил норму кандидата в мастера спорта и стал бронзовым призером на первенстве страны.
Успех сопутствовал парню и в горняцком деле. Во время прохождения производственной практики на шахте им. Ленина он получил высокую оценку и был по распределению отправлен на «Распадскую». К тому времени предприятие только начинало работать и было, пожалуй, самым перспективным в Союзе.
— В горняцком деле важна школа, — уверен Федор Алексеевич. — Мне по жизни везло с начальниками. Практику, к примеру, проходил под руководством замечательного человека, Героя Соцтруда бригадира Александра Грачева. На «Распаде» попал к бригадиру Акимову, полному кавалеру «Шахтерской славы». У него было чему поучиться, например, умению так тонко и грамотно организовать работу коллектива, что все без исключения трудились самоотверженно, перевыполняя план.
Трудовые подвиги помогал совершать спорт
На шахте пригодились не только физические данные и смекалка Федора Макеева, но и его спортивные достижения.
— Оказалось, что некому заниматься тренерской работой. Вот и организовали спортивную секцию на производстве, — вспоминает герой материала.
Со спортом Макеев идет рука об руку всю жизнь. Тренировал и коллег, и междуреченских ребятишек в местной детско-юношеской спортивной школе. Сам до недавнего времени принимал участие в мастерских турнирах по вольной борьбе. Не чужды ему и другие виды спорта.
— Выступал в легкоатлетических эстафетах, лыжных гонках, — делится воспоминаниями Федор Алексеевич. — Сегодня не менее тридцати раз подтягиваюсь на перекладине.
Карьера молодого борца складывалась удачно: уже в 27 лет Федора Макеева назначили бригадиром.
— Я был самый молодой бригадир на «Распадской», в те времена получить такое предложение в таком возрасте — редкость. Конкуренция была высокая, мужики работали умные, крепкие, сильные духом. Надо было быть богатырем! Признаюсь, работал я действительно очень сильно: таскал по два квершлага (часть конвейера), а только один этот элемент весит аж 50 кг!
Повышение Макеева совпало с трудным периодом для всей махины под названием «Распадская». Тогда, в 1982 году, всего за неделю до его назначения, на шахте произошел взрыв, унесший жизни двадцати человек. Из бригады Макеева погибли двое.
— Тяжелый случай и, вместе с тем, огромный урок. Мы относились к соблюдению правил безопасности труда пренебрежительно, газа тогда еще не было, он только начинал появляться. После трагедии мы осознали, что такое газ, усвоили, что нужно держать дисциплину, порядок. Технику безопасности стали соблюдать более жестко.
Бригадир — и дворник, и старший брат
В конце 1970-х — начале 1980-х для бригадиров проводились специальные обучающие курсы. Сегодня таковых нет, и это, по мнению Федора Алексеевича, большое упущение.
— Бригадир — это больше, чем просто работа. Он и дворник — в выработке должен быть идеальный порядок, и строгий судья — нельзя оставлять без наказания несоблюдение правил безопасности, и старший брат. Долгие годы я ложился спать с мыслями: этих двух сюда поставить, этим нельзя вместе работать, передерутся (смеется). Здесь должен быть индивидуальный подход к каждому.
Гордится Макеев тем, что все из его бригады впоследствии стали полными кавалерами «Шахтерской славы». И добавляет:
— Я счастливый человек: за 18 лет в моей бригаде не произошло ни одного тяжелого несчастного случая.
Работу Федора Макеева неоднократно отмечало руководство. В 1992-м именно его бригаде доверили ответственное задание: провести испытания первого в России проходческого комплекса JOY.
— У нас были неплохие результаты, работали хорошо, проходили более километра горных выработок за месяц. Технический совет принял решение именно моей бригаде отдать проходческий комбайн JOY. Многие не знают, как это было, а мы тогда первые буровые установки на смолы стали крепить, раньше выработки крепились на механические анкера.
В том же 1992 году Федора Макеева вместе с коллегой, героем Соцтруда Владимиром Гвоздевым отправили в двухнедельную командировку в Австралию перенимать опыт.
— Нам посчастливилось быть в восьми шахтах. Выработки одной из них располагались под океаном! Мы не просто проездом посетили предприятия, а приходили и уходили с рабочей сменой. Поразило всё: от ремонтной базы и сервиса до технического оснащения. Уже тогда в выработках было видеонаблюдение! Могу сказать, что условия у них в целом лучше: газа нет, уголь не склонен к самовозгоранию, пласты залегают горизонтально. Выше темпы добычи.
Впрочем, когда междуреченцы вернулись домой и применили проходческий комбайн JOY на «Распадской», по производительности им удалось выйти на один с австралийцами уровень.
Приятное с полезным
Сегодня Федор Алексеевич — председатель профкома на шахте «Сибиргинская», в этой должности с 2002 года. Такая работа позволила больше внимания уделять еще одному любимому делу — туристским походам.
— Каждый раз жду и не могу дождаться наступления весны. Часто бываю на Поднебесных Зубьях, помогаю своему другу Михаилу Шевалье, построившему там несколько турприютов. Раньше шли с коллегами и их семьями в поход даже в зимнее время. По пятнадцать человек на лыжах добирались до Куприяновской поляны, далеко не ходили, потому что всегда много было женщин и детей.
Устроившись на шахту «Сибиргинская», Федор Алексеевич организовывал уникальные поездки коллектива на Горячий ключ. Целебный источник располагается в труднодоступном районе, где живет известная отшельница Агафья Лыкова. На вопрос, как же туда добираются, — улыбается.
— На вертолете. До пятидесяти человек за сезон отправлял, сам ездил вместе с женой. В последнее время на моторной лодке добираемся, это 270 километров со стороны Абазы. Две недели живем, принимаем целебные ванны, рыбачим.
Федор Алексеевич любит рыбалку, а она в тех местах отменная.
— На реке Абакан, пожалуй, одна из самых лучших в Сибири. Хариус в основном, еще ленок попадается.
Каждый день такого отдыха обладатель знака «Почетный шахтер» бегом добирается от места стоянки до реки, а это семь километров только в одну сторону. Говорит, что это помогает держать форму.
По стопам отца пошли и дети четы Макеевых. Старший сын работает помощником начальника участка. Младшая дочь — машинист насосных установок. К горняцкому труду проявляют интерес и внуки, но пока Федор Алексеевич приобщает их только к спорту, например, год назад вместе с ними участвовал в «Лыжне России».
Вера Фатеева