Обзор СМИ


Порту Ванино без помощи государства не обойтись
03.04.2017


Морские вести - Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в том числе крупнейшего транспортного узла – морского порта Ванино, который расположен на побережье Охотского моря в центральной части Татарского пролива в бухтах Ванина и Мучке.

Еще совсем недавно считалось, что Ванинский порт обладает развитой транспортной инфраструктурой. Он отличался разнообразием перерабатываемых грузов. Генеральные и насыпные грузы, техника и металлоконструкции, контейнеры и древесина отправлялись во все порты российского Дальнего Востока и Арктики, а также на экспорт; немалую долю составляли и импортные грузы; особое место занимали паромные перевозки на Сахалин

В наши дни приоритеты существенно изменились, разнообразие грузов в какой-то степени сохранилось, но преобладающим грузом стал экспортный уголь. В 2015 году из 28,84 млн тонн переработанных в порту грузов экспортного угля было переработано более 22 млн тонн. С учетом перспектив наращивания мощностей по перевалке угля стивидорными компаниями порту Ванино требуется незамедлительное развитие транспортной инфраструктуры.

Андрей Шатько, исполняющий обязанности капитана морского порта Ванино, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Безусловно, доминирующую роль в процессе наращивания перевалки экспортного угля в порту Ванино играет АО «Дальтрансуголь» (принадлежит СУЭК), балкерный терминал которого, введенный в эксплуатацию в 2008 году, рассчитан на переработку 12 млн тонн в год и способен принимать под обработку крупнотоннажные суда дедвейтом более 100 тыс. тонн. С началом работы терминала его проектная мощность многим казалась фантастической. Однако благодаря применению инновационных технологий и профессионализму коллектива уже в 2015 году стивидорная компания переработала 18,28 млн тонн угля, что превысило проектную мощность на 50%. И, по словам специалистов компании, это еще не предел.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» (принадлежит группе «Мечел») по итогам приобретения получило много проблем, свойственных старым портам, в том числе недостаточные глубины, требующие реконструкции причалы, устаревшее оборудование, что является серьезным сдерживающим фактором для компании, специализирующейся теперь также на перевалке угля.

Тем не менее, компания половину причалов переоборудовала под перевалку насыпных грузов, обновила перегрузочную технику и сейчас на них может принимать под обработку суда дедвейтом до 30 тыс. тонн. Благодаря такому подходу компания ежегодно перерабатывает в совокупности более 6 млн тонн грузов.

ООО «Трансбункер-Ванино» специализируется на перевалке нефтепродуктов. Технические возможности терминала позволяют обрабатывать как совсем небольшие танкеры-бункеровщики, так и современные суда дедвейтом до 40 тыс. тонн. Компания стабильно наращивает грузооборот, который в 2015 году составил 2,25 млн тонн, что свидетельствует о ее востребованности в регионе.

По итогам 2015 года объем грузооборота в морском порту Ванино с учетом сложных экономических условий вырос на 2,3% по сравнению с показателями 2014 года – до 26,8 млн тонн. Это свидетельствует об определенной динамике развития порта как транспортного узла и мощности его терминалов, обеспеченной работающими в порту стивидорными компаниями.

Естественно, это развитие было бы невозможно без усилий главного партнера стивидоров – ОАО «Российские железные дороги». Перед железнодорожной госмонополией сегодня также стоит немало серьезных задач, в том числе по увеличению пропускной способности существующих магистралей и прокладке новых путей (речь прежде всего идет о масштабном расширении БАМа). Тем более что в ближайшей перспективе в Ванинском порту должны реализоваться три крупных инвестиционных проекта, связанных с развитием морских портов Хабаровского края.

Первый – это строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке мощностью 24 млн тонн. По информации инвестора ООО «Сахатранс», стоимость проекта составит 25,5 млрд рублей. Проект планируется реализовать к 2020 году.

Второй проект – строительство угольного перегрузочного комплекса в районе мыса Бурный (пгт Ванино) мощностью 15 млн тонн. Инвестор проекта – ООО «Дальневосточный Ванинский порт». Стоимость проекта оценивается в 19,98 млрд рублей, срок реализации – 2018 год.

Третий – строительство портового комплекса для перегрузки импортного глинозема в бухте Ванина мощностью до 3 млн тонн при полном развитии. Основная задача комплекса – прием глинозема на морском грузовом фронте с судов, передача его на временное хранение в склады-силосы, а затем загрузка в железнодорожные вагоны с последующей отправкой потребителю. Комплекс предназначен для обеспечения сырьем предприятий компании «Русал», которая является инвестором проекта. Стоимость проекта – 3,6 млрд рублей. Реализовать его планируется в два этапа: первый этап – 2016-2017 гг. (организация перевалки до 1,5 млн тонн); второй этап – 2017-2018 гг. (организация перевалки до 3 млн тонн).

Также нужно отметить, что уже сегодня рост объемов грузооборота в морском порту Ванино в значительной степени связан с увеличением размеров и тоннажа судов, заходящих в порт, а рост объемов пылящих грузов, к которым относится уголь, – с необходимостью обеспечения экологической защиты окружающей среды.

Это, в свою очередь, требует мер, повышающих безопасность мореплавания, и пристального контроля за экологической ситуацией в порту, чем и занимается в полном объеме ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива».

Кроме того, в функции АМП, в частности Службы капитана порта Ванино, входит организация ледокольных проводок в акватории порта и на подходах к нему. Ванино – замерзающий порт. В зиму 2015-2016 годов необычно сильные морозы способствовали интенсивному льдообразованию, а из-за ветров восточного направления в совокупности с постоянным дрейфом льда на юг по Татарскому проливу ледовая обстановка на подходах к порту и на его акватории складывалась весьма непростая.

По предварительным итогам зимней навигации с начала периода ледокольных проводок было осуществлено 97 проводок судов. В связи с обострением ситуации трижды потребовалось вызывать линейный ледокол, так как имеющимися в распоряжении порта силами справиться не могли. Для устойчивого развития Ванинского транспортного узла и растущего грузооборота требуется ледокольное обеспечение на постоянной основе.

Эта работа ведется совместно с ФГУП «Росморпорт» при непосредственном руководстве Федерального агентства морского и речного транспорта.

Таким образом, для осуществления планов по развитию морского порта Ванино государству в достаточно сжатые сроки нужно не только произвести реконструкцию БАМа, построить дополнительные необходимые железнодорожные подходы к порту, но и создать морскую инфраструктуру подходных путей и причалов перегрузочных комплексов, снабдить портовые службы ледокольным флотом и всем другим необходимым оборудованием для организации полноценной работы по обеспечению безопасности мореплавания, транспортной и экологической безопасности в порту.

https://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=23075

Росинформуголь.


СГИ Тимофеева