Неутраченное наследие
К 70-летию Дня шахтера
Продолжая тему развития угольных предприятий на территории Кемеровской области, «переезжаем» сегодня в район Междуреченска, который находится в центре Томусинского каменноугольного месторождения, на стрелке рек Томь и Уса (отсюда и название города). На долю угольной отрасли здесь приходится 93% объема промышленного производства. Крупнейшие угольные предприятия: ООО «Распадская угольная компания» и ОАО «Южный Кузбасс», о шахтах, разрезах, АТП которого и пойдет рассказ — в исторической последовательности.
1953 год. Шахта имени Ленина
В докладной записке министру угольной промышленности от 1953 года сказано:
«Москва. Министерство угольной промышленности СССР. Министру, товарищу Засядько Александру Федоровичу. Докладываю: первая очередь шахты «Томусинская 1-2» принята в эксплуатацию. Акт приемки от 30 октября 1953 года. Заключение. Комиссия считает, что выполненные и принятые объекты первой очереди строительства позволяют начать эксплуатацию шахты. Комиссия отмечает, что коллективом шахтостроителей проделана большая работа по освоению нового угольного района в очень тяжелых природных условиях. Комиссия ходатайствует перед МУП СССР о награждении наиболее отличившихся рабочих и ИТР знаками «Отличник социалистического соревнования». Комиссия постановила: шахту «Томусинская 1-2», первую очередь, принять от Ольжерасского шахтостроительного управления треста «Томусашахтострой» и передать ее для эксплуатации тресту «Молотовуголь» комбината «Кузбассуголь» с мощностью 1 200 тысяч тонн угля в год и ввести ее в число действующих предприятий МУП СССР. Считать возможным на первый период освоения (IV квартал 1953 года) установить план среднесуточной добычи — 1 500 тонн. Предложить Ольжерасскому ШСУ и тресту «Томусашахтострой» закончить все работы по шахте в объеме и сроки, указанные в приложении».
Первыми руководителями шахты стали директор С.П. Агеев, главный инженер С.Е. Михайлов.
1 июня 1953 года было начато формирование шахтоуправления и участков шахты. До конца года предприятием было отгружено 163 000 тонн угля — на 50 000 больше задания. О новой шахте и новом растущем городе писали центральные газеты, в адрес управления строительством шли письма со всех концов страны. На шахту прибывали десятки выпускников Московского, Свердловского, Кемеровского горных институтов, Томского политехнического института.
Первые годы работы для шахты были нелегкими: горняки столкнулись с проблемой отработки мощных пологопадающих пластов, склонных к самовозгоранию. Инженерно-технические работники, рабочие-рационализаторы вели непрестанный поиск новых систем отработки. На шахте началось освоение метода разработки угольных пластов — гидродобычи.
Позднее здесь изобрели первую универсальную крепь — прообраз современных механизированных комплексов, которая позволила обезопасить труд шахтеров и резко повысить производительность.
В 1967 году бригадой Александра Земцова установлен рекорд шахты и области: из-под щита КТУ-2 добыто за 31 рабочий день 29 250 тонн угля! За трудовые успехи, достигнутые по освоению комплекса КТУ, бригадиру Александру Земцову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1979 году бригада Х.Б. Булатова впервые достигла рекордной суточной нагрузки — 2 781 тонны угля.
Под руководством директора Михаила Ивановича Найдова проходческой бригадой за 31 рабочий день было пройдено 503 метра. В дальнейшем эти результаты будут превышены в несколько раз. Шахта имени Ленина дважды, в 1981 и 1984 годах, была признана победителем социалистических соревнований.
В 1986 году за выдающиеся успехи шахта награждена высшей наградой государства — орденом Ленина, а спустя два года переименована в шахту имени Ленина.
За годы работы на шахте добыли более 130 миллионов тонн угля, прошли почти 1 300 километров горных выработок.
В феврале 2017 года предприятие ввело в эксплуатацию новую лаву. Промышленные запасы составили 369 000 тонн.
Сегодня на предприятии трудится высококвалифицированный коллектив. 14 трудящихся шахты — полные кавалеры знака «Шахтерская слава», многие получили государственные и ведомственные награды.
1954 год. ГОФ «Томусинская»
Первое перерабатывающее предприятие Томь-Усинского угольного месторождения имело проектную мощность 1 200 тонн рядового угля в год. Фабрика была построена в кратчайшие сроки в крайне тяжелых условиях в неосвоенном районе Кузбасса и введена в эксплуатацию 30 октября 1954 года.
Изначально она была ориентирована на прием коксующихся и энергетических углей шахты имени Ленина. Технология мокрого метода обогащения осваивалась в Кузбассе в эти годы впервые. Проектная мощность была достигнута уже в 1957-1958 годы.
Коллектив ГОФ «Томусинская» на протяжении ряда лет занимался совершенствованием процесса обогащения, внедрением новой высокопроизводительной техники, наращиванием производственной мощности. В результате в 1980 году фабрика вышла на устойчивый уровень переработки 2,4 миллиона тонн в год.
Сложно представить, как бы сложилась судьба такого предприятия, как ГОФ «Томусинская», без Анатолия Алексеевича Опекунова. Фабрика, которой он посвятил 43 года, в том числе 27 на посту директора, стала единственным предприятием в его трудовой судьбе, здесь он поистине заслужил звания «Почетный гражданин Междуреченска» и «Почетный работник угольной промышленности». Требовательный руководитель и отзывчивый человек, он всегда уважал человека труда. И многие вспоминают его только добрым словом.
В последние годы техническому перевооружению и совершенствованию технологии производства на ГОФ «Томусинская» уделяется особое внимание: на фабрике внедрена система противопожарной защиты, сушильно-топочное отделение переведено на автоматизированную систему управления технологическими процессами, установлена система аэрогазового контроля в надбункерных помещениях, реализованы проекты улучшения вентиляционных систем различных цехов, запущены в работу дисковый вакуум-фильтр Andritz и центрифуга HSG-1100.
В 2014-м здесь начаты работы по переходу на замкнутую водно-шламовую схему, что значительно уменьшило нагрузку на окружающую среду, а в 2015-м на фабрике установлен пресс-фильтр с комплексом вспомогательного оборудования.
В 2016-м введен в эксплуатацию новый породный бункер, позволяющий использовать большегрузные автосамосвалы для вывоза породы, механизирована зачистка зумпфов насосов от угля и шлама, произведена замена пластинчатого питателя, используемого при погрузке концентрата потребителю, на ленточный, что позволило упростить его обслуживание и ремонтные работы. Кроме того, закончена рекультивация старых шламоотстойников, расположенных на берегу реки Уса, теперь на месте шламовых карт зеленеет разнотравье, набирает силу аллейная посадка из елей и облепихи.
У фабрики большие планы по реконструкции зданий и сооружений, по внедрению нового, более эффективного, износостойкого оборудования. Стратегия ГОФ «Томусинская» — сохранить и приумножить опыт и традиции более чем 60-летней истории обогащения угля.
1954 год. Томусинское автотранспортное предприятие
Одно из крупнейших автотранспортных предприятий Кузбасса — Томусинская автобаза — было организовано в 1954 году на базе 4-й автоколонны Осинниковской автобазы.
В момент своего основания парк автомобильной техники Томусинской автобазы насчитывал всего 192 единицы, а общая грузоподъемность составляла лишь 214 тонн. На вскрышных работах строящихся разрезов использовались четыре автомобиля МАЗ-205, способные брать на борт не более шести тонн грунта. Вывозом добытого угля занимались ЗИЛ-585. Годовой объем перевозок для предприятия был определен в 600 000 тонн, а трудовой коллектив составил 158 человек.
В 1958 году Томусинская автобаза пережила первое в своей истории техническое перевооружение. Автомобилисты получили более производительные машины марок ЯАЗ-210, КрАЗ-222 для перевозки вскрышных масс и МАЗ-525 для перемещения угля из забоев. Модернизация дала свои плоды. Уже в 1959-м 314 автомобилей сумели перевезти 5,3 миллиона тонн грузов.
Первым директором Томусинской автобазы был назначен Валентин Андреевич Дудиков. Его преемником в 1961 году стал Виктор Иванович Улыбин. Именно ему пришлось крепко ставить на ноги свое новое предприятие, глубоко вникая в имеющиеся проблемы, работая в нескольких направлениях сразу. Особенно сложно автомобилистам пришлось в суровейшие зимы 1962-1963 годов, когда температура понижалась до 50 градусов мороза. Прежде чем завести технику, водителям приходилось изрядно намучиться. С подачи Улыбина эта проблема была разрешена установкой воздуховодов и калориферов. Именно при Викторе Ивановиче началось масштабное строительство, в том числе городского стадиона «Томусинец».
В 1971 году Виктора Улыбина на посту директора Томусинской автобазы сменил Константин Жмуровский. При нем активно пошло строительство производственных цехов и стояночных боксов, были сданы два общежития, детский сад и база отдыха. Проходило обновления парка автомобилей.
В 1986 году директором автобазы был назначен Николай Иванович Блинов. На предприятие он пришел в 1960 году и, пройдя путь от водителя до первого руководителя, запомнился коллегам не только как грамотный администратор и управленец, но и как талантливый инженер, механик. На предприятии выросло несколько поколений рационализаторов. Умельцы оборудовали первую техпомощь, а передвижную столовую на колесах демонстрировали на главной выставке страны.
Сегодня технологический парк Томусинского автотранспортного управления представлен карьерными самосвалами БелАЗ-75131 и его модификациями, автомобилями БелАЗ-75306 грузоподъемностью соответственно 130 и 220 тонн, а также хозяйственным и пассажирским транспортом.
Томусинское автотранспортное управление остается одним из крупнейших предприятий данного профиля в Кузбассе. О профессиональном мастерстве коллектива говорят многочисленные победы и достижения.
1954 год. Разрез «Красногорский»
Одно из первых в Кузбассе предприятий по открытой добыче угля. Сдано в эксплуатацию 31 декабря 1954 года.
Накануне новогодней ночи 1955-го с полей «Красногорки» пошел первый уголь: машинисты экскаватора Петр Бородкин, Александр Рублев и Николай Штин кубометровыми ковшами загрузили знаменательную добычу в кузова самосвалов.
В год начала работы предприятия горняки должны были выдать на-гора 300 тысяч тонн угля. С энтузиазмом взявшись за дело, они сумели справиться с возложенными на них трудовыми обязательствами на три месяца раньше срока.
Первым директором разреза «Красногорский» был назначен Тихон Тихонович Омельченко, который руководил предприятием с 1978 года. В его бытность зародилось и окрепло молодежное движение: создавались комсомольско-молодежные экипажи, с азартом соревновавшиеся в труде со старшими товарищами. Этот марафон дал предприятию целую плеяду героев труда. Среди красногорцев той поры были Герой Социалистического Труда Владимир Прибыльнов, его молодой коллега, Герой Социалистического Труда Эдуард Батурин и многие другие.
Ученики Тихона Тихоновича сами становились директорами. Это лауреат Государственной премии Гакий Фазалов, руководивший разрезом «Междуреченский», или Владимир Тимошин, возглавлявший «Взрывпром юга Кузбасса».
В 1981 году за выдающиеся производственные достижения коллектив награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1982 году разрез возглавил Николай Османович Чолах. Для горняков это фигура легендарная. В течение 22 лет его руководства разрез не только сохранил, но и приумножил свой технический потенциал. В этот период были внедрены и модернизированы буровые установки, позволившие увеличить глубину бурения. С появлением экскаваторов большей мощности на 40 с лишним процентов увеличилась производительность парка. Построены база отдыха «Звездочка», производственное здание автотракторного парка, обогатительная фабрика «Красногорская», сортировочный комплекс, создан цех металлоконструкций.
В 1988 году трудовой коллектив, год от года наращивая объемы угледобычи, достиг рекордного рубежа — 7 миллионов тонн!
Теперь горняки ежегодно вынимают из недр разреза, расположенного на Томском угольном месторождении, более 4 миллионов тонн угля. А всего за шесть с лишним десятилетий здесь добыто свыше 266 миллионов тонн, запасов же предприятию достаточно еще на долгие годы: сегодня они превышают 137 миллионов тонн.
Продукция разреза пользуется стабильным спросом у потребителей. Качественные характеристики добываемого здесь антрацита позволяют использовать его как заменитель кокса в агломерации руд, производстве ферросплавов, электродов и другой продукции. А энергетический уголь применяется для получения тепло- и электроэнергии и, конечно, ежегодно и бесплатно поставляется работникам и пенсионерам «Южного Кузбасса», проживающим в домах с печным отоплением.
Компания уделяет особое внимание модернизации производства и масштабному обновлению парка горного оборудования. За последнее десятилетие введены в эксплуатацию экскаваторы нового поколения, совсем недавно на полях разреза заработал еще один мощный ЭШ 20/90.
1959 год. Разрез «Томусинский»
Разрез «Томусинский» сдан в эксплуатацию 29 декабря 1959 года. Небольшое горное поле ограничено городскими районами Междуреченска, рекой Томью, территориями разреза «Красногорский» и шахты «Томская». Уголь предприятия отличается высокими качественными характеристиками, в ноябре 2014 года здесь добыта 150-миллионная тонна угля с момента сдачи разреза в эксплуатацию.
Развитие последних лет
Несмотря на все перипетии, сквозь которые прошла угольная отрасль в конце прошлого века, ее предприятия вводились в эксплуатацию каждые 10 лет. Судите сами.
1971 год. Разрез «Сибиргинский», находящийся в долине реки Мрас-су, введен в эксплуатацию. По своим горно-геологическим условиям он считается одним из сложных предприятий в Кузбассе из-за множественных тектонических нарушений, обильного водопритока.
Кроме того, предприятие отрабатывает круто расположенные, с падением от 10 до 50 градусов, угольные пласты Сибиргинского, Урегольского, Куреинского месторождений. Протяженность горных работ предприятия — более 10 километров, автомобильных дорог — более 100 километров. За годы работы здесь добыто более 150 миллионов тонн угля, перемещено свыше 800 миллионов кубометров горной массы.
1974 год. ЦОФ «Сибирь» введена в эксплуатацию 30 декабря — как одна из крупнейших в отрасли. Проектная мощность обогатительной фабрики превысила 6 миллионов тонн в год. Сырьевую базу фабрики составляют угли разрезов «Сибиргинский», «Красногорский» и «Томусинский», шахты «Сибиргинская».
Производимая фабрикой угольная продукция сегодня поставляется как российским предприятиям, так и за рубеж: в Японию, Южную Корею и Китай. Характеристики выпускаемого ЦОФ «Сибирь» угольного концентрата ценились всегда: в 1979 году продукции присвоили государственный знак качества, в 2006 году за качество продукции предприятию был вручен международный знак «Золотая звезда».
1980 год. Разрез «Ольжерасский» заработал 1 сентября. За прошлые годы здесь добыто около 48 миллионов тонн угля, перемещено более 300 миллионов кубометров горной массы. В настоящее время коллектив ведет отработку лицензионных участков «Березовский» и «Березовский-2», «Распадский», здесь разрабатываются пласты мощностью от 2 до 8,5 метра.
1990 год. ЦОФ «Кузбасская» была введена в эксплуатацию 30 июня. Сегодня фабрика принимает на переработку уголь, добываемый на разрезах «Ольжерасский» и «Красногорский», на шахте «Ольжерасская-Новая». В 2015 году на предприятии проведена модернизация, здесь появилось отделение тяжелосредного обогащения с использованием гидроциклонов для переработки мелких классов угля. Таким образом, фабрика повысила качественные характеристики выпускаемого угольного концентрата.
2002 год. Шахта «Сибиргинская» сдана 14 ноября 2002 год. Построена на горном отводе разреза «Сибиргинский».
2002 год. ОФ «Красногорская», расположенная на промышленной площадке разреза «Красногорский», начала работать 19 февраля. Эта фабрика стала первым предприятием в Кемеровской области по обогащению угля марки А — антрацита, используемого как энергетическое высококалорийное топливо и в качестве сырья для черной и цветной металлургии. В главном корпусе ОФ «Красногорская» площадью всего две тысячи квадратных метров и высотой 24 метра благодаря блочной системе компоновки размещено все необходимое современное технологическое оборудование.
2004 год. 1 июля 2004 года было принято решение об организации на территории разреза «Ольжерасский» подземной добычи угля. Первые тонны угля шахта «Ольжерасская-Новая» выдала на-гора 29 сентября 2006 года. Отработка запасов ведется по уникальной технологии — с выпуском угля из подкровельной пачки. Она позволяет проводить отработку мощных пластов до 10 метров, обеспечивает максимально возможное извлечение угля, существенно уменьшает риск возникновения эндогенных пожаров.