Самосвалы или конвейеры?
Современные конвейерные системы от АО «НПО «Аконит» успешно конкурируют с традиционным карьерным транспортом
В современном мире добычи полезных ископаемых очень важно обеспечить непрерывность всей цепочки технологического процесса, что в первую очередь означает гарантированное время доставки сырья от места добычи до места его переработки. Поэтому до сих пор горные инженеры при проектировании рудников делают ставку на доставку сырья с помощью самосвалов. В первую очередь этот выбор обусловлен многолетним негативным опытом эксплуатации конвейерного транспорта, поставляемого отечественными производителями.
Тем не менее ситуация в настоящее время меняется к лучшему, в том числе и благодаря тому, что на рынке конвейерного транспорта появляются новые игроки, не обремененные старыми проблемными техническими решениями. Одна из таких компаний — АО «НПО «Аконит», основанная 15 лет назад — проводит взвешенную техническую политику, опирающуюся на положительный опыт российских и зарубежных производителей конвейеров.
— На чем основывается эта политика? — с этим вопросом мы обратились к Дмитрию Викторову, директору АО «НПО «Аконит».
— При проектировании конвейеров применяется современный специализированный программный комплекс, позволяющий с высокой точностью проанализировать работу будущего конвейера, что, в свою очередь, гарантирует его работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми заказчиком, как по российским, так и по европейским стандартам.
В настоящее время компания переходит на технологию цифрового прототипирования, позволяющую еще на стадии проектирования увидеть, как будет выглядеть изделие, показать его заказчику. И, в случае согласия, — быстро запустить его в производство. При таком подходе исключаются потенциальные ошибки на производстве и при последующем монтаже конвейера на объекте, что также позволяет в короткие сроки запустить его в работу.
Особое внимание компания уделяет развитию систем автоматизации устройств безопасности, без которых невозможно полноценно использовать оборудование в современных условиях.
— Дмитрий Витальевич, расскажите подробнее об оборудовании, которое производит компания «Аконит».
— Основную его часть составляют ленточные наземные и шахтные конвейеры. Благодаря использованию проверенных компонентов и современных подходов в проектировании и изготовлении, оборудование от компании «Аконит» заслужило доверие потребителей. Не лишним будет напомнить, что компания «Аконит» является крупнейшим в России производителем роликов, являющихся основой любого конвейера.
В последнее время компания «Аконит» участвует в проектах, связанных с метростроением, где вследствие ограниченности городской застройки для поднятия грунта востребован новый класс конвейеров — Z-образные, на основе специальной ленты с гофробортом.
Все больше конвейерный транспорт составляет конкуренцию самосвалам при решении традиционной задачи подъема материала с борта карьера. Для этого как нельзя лучше подходит крутонаклонный конвейер, где используется технология подъема за счет зажатия его между двумя плоскостями, наподобие «сэндвича».
В последнее время получила эффективное решение такая задача, как перемещение материалов, которые не должны подвергаться воздействию внешних факторов, — осадков или ветра. Речь — о ленточных трубчатых конвейерах.
— Вы упомянули о том, что конвейерный транспорт сегодня успешно конкурирует с автотранспортом. А в чем его преимущество?
— Во-первых, производительность конвейера намного выше, чем у автотранспорта.
Одна конвейерная линия способна перемещать в непрерывном режиме такой же объем груза, для транспортировки которого потребуется несколько машин — возможно, десятки — в зависимости от дальности транспортировки, глубины карьера и объема самосвалов.
Во-вторых, по сравнению с самосвалами, конвейеры имеют несложную конструкцию, отличаются простотой в эксплуатации, высокой надежностью и в обслуживании почти ничего не стоят.
Для обеспечения работы конвейера нужны оператор и сотрудник, периодически контролирующий состояние узлов механизма. А его достаточно редкий ремонт состоит в замене роликов и ленты. Для автотранспорта же требуются водители, организованный склад горюче-смазочных материалов, машины-заправщики, ремонтный цех со штатом специалистов для обслуживания или наем такого персонала от производителя.
Конвейеры работают непрерывно 24часа в сутки много дней подряд, не взирая на погодные условия, без остановок на смену водителя, заправку топливом или обслуживание. Это уже не говоря о том, что при их использовании уменьшается вероятность травм и аварий.
К тому же конвейерный транспорт более экологичен, имеет более высокую энергоэффективность и менее зависим от цен на энергоносители: цена на сетевую энергию, которая используется для конвейеров, значительно стабильнее, чем цена дизельного топлива.
Конечно же, использование конвейерного транспорта требует тщательного планирования горных работ в карьере, учета всех факторов. Однако повторюсь: применяемые нами современные технологии гарантируют работу наших конвейеров в полном соответствии с требованиями заказчиков.
Арина Полуструева
www.npoakonit.ru