Угольная история страны
Кузнецкий угольный бассейн: уроки, задачи, перспективы (1945-2017 годы)
Угольные ресурсы России долгое время оставались невостребованными. Лишь когда стало очевидно, что выжиг в больших объемах древесного угля для начинающей развиваться металлургии приведет к массовому истреблению лесов и сократит базу лесных промыслов, правительство Петра Первого распорядилось форсировать поиски каменного угля. Его залежи в начале 20-х годов XVIII века были почти одновременно обнаружены на Дону, в Подмосковье и в Западной Сибири. В 1721 году рудоискатель Берг-коллегии Г. Капустин открыл каменный уголь на Дону; в 1722 году крестьянин И. Полицын и рудоискатель М. Титов нашли уголь в Подмосковье.
Начало
В сентябре 1721 года был обнаружен каменный уголь и в Западной Сибири — рудознатцем М. Волковым из группы рудоискателей С. Костылева, о чем и было сообщено в Берг-коллегию. Однако, по мнению историка И. Ковтуна, первая запись о наличии угля у деревни Красной была сделана 28 апреля 1721 года в дневнике ученого-путешественника Д. Мессершмидта. Расхождение незначительное, всего в несколько месяцев. Важно другое. Крупнейшие угольные месторождения в России на Дону и в Западной Сибири были открыты одновременно, в 1721 году. В отличие от Донбасса, угольные месторождения которого стали осваиваться уже в конце XVIII века. Первые попытки организации добычи угля в промышленных целях в Кузбассе относятся к 1851 году. Стабильное освоение угольных месторождений Кузнецкого бассейна началось лишь в самом конце XIX века, что было связано с вводом в строй Транссибирской железнодорожной магистрали, а затем, с 1912 года, с деятельностью акционерного общества «Копикуз». Накануне Первой мировой войны в 1913 году в Кузбассе было добыто 773 800 тонн угля.
В первые десятилетия Советской власти, особенно с переходом к форсированной модернизации экономики, угольная промышленность Кузбасса развивалась высокими темпами. В эти годы была реализована программа создания так называемого Урало-Кузнецкого комбината, выполнялась задача по превращению Кузбасса во второй Донбасс.
В 1935 году среди работников угольной промышленности Кузбасса появились первые орденоносцы, кавалеры ордена Ленина и Трудового Красного Знамени М. Рухимович, Ф. Овсянников, И Борисов, М.С. Строилов, Р Мачехин и другие. Больших успехов достигли шахтеры бассейна и в механизации добычи. С. Орджоникидзе в 1934 году в одном из своих выступлений отмечал:
— Для того чтобы посмотреть образцы хорошей работы, хорошей механизации, для этого нашим угольщикам надо ехать не в Германию и Америку, а съездить в Кузбасс и посмотреть, как дело там поставлено.
В 1940 году общий объем добычи угля в Кузбассе достиг 22,4 миллиона тонн. Добыча коксующихся углей по разным источникам колебалась в пределах 6 миллионов. По объемам добычи Кузбасс устойчиво занимал в отрасли второе место после Донецкого бассейна. Активно реализовывалась задача превращения Кузбасса во второй Донбасс. Но для ее завершения нужно было время, а в 1940 году разница в объемах добычи двух мощных бассейнов была еще слишком велика. В 1940 году как по общей добыче, так и по добыче коксующихся углей Донецкий бассейн в 4,2 раза превосходил Кузбасс, и последний еще не был полностью готов к роли дублера лидера.
Война
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. В условиях военного времени резко возросла роль угольной отрасли. Как позднее писала газета «Правда»: «Во время войны уголь — не просто топливо. Это танки, это самолеты, это оружие, это снаряды. Производство вооружения и боеприпасов лишь завершается на сборочных конвейерах военных заводов, а начинается оно в угольных лавах, в забоях шахт».
Ситуация осложнялась еще и в связи с тем, что уже в первые месяцы войны Донбасс был оккупирован врагом. В этих условиях единственный угольный бассейн, который мог взять на себя всю тяжесть и всю ответственность за обеспечение страны энергетическим и особенно коксующимся углем был Кузбасс. В самом тяжелом и трудном 1942 году Кузбасс обеспечил 27,9% всей угледобычи СССР и 72,4% добычи коксующихся углей. В значительной мере на углях Кузбасса работали все основные отрасли промышленности. Кузнецким углем на 76,5% были обеспечены все нужды металлургической промышленности, на 50,4% ─ авиационной, на 41% ─ промышленности боеприпасов, на 42% ─ потребности железнодорожного транспорта.
Трудовой подвиг шахтеров Кузбасса в годы Великой Отечественной войны был высоко оценен страной. В одной из передовиц в июле 1945 года газета «Правда» отметила, что в годы войны на угле и металле Кузбасса и Урала «жила вся оборонная промышленность»… «Кузбасс — писала «Правда», — сыграл огромную роль в Отечественной войне, и его заслуги перед социалистическим Отечеством не забудет история». Признанием этих заслуг шахтеров Кузбасса в годы Великой Отечественной войны явилась передача коллективам ряда шахт на постоянное хранение красных знамен Государственного комитета обороны, ВЦСПС и Наркомата угольной промышленности. Это были шахты «Коксовая-1», «Капитальная-1» Осинниковского рудника, шахта «Пионерка» треста «Ленинскуголь». Тресту «Прокопьевскуголь» были вручены на постоянное хранение знамена ВЦСПС и Наркомата угольной промышленности.
В 1985 году, в 40-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, кемеровской шахте «Северная», единственной в стране, был вручен боевой орден Великой Отечественной войны I степени. Высокая оценка вклада в победу шахтеров страны выразилась и в том, что вскоре после окончания Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 года в СССР был введен профессиональный праздник ─ День шахтера. В первую годовщину праздника Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1948 года 150 работникам угольной отрасли было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В числе награжденных из Кузбасса было 24 человека. Среди них начальники двух угольных комбинатов бассейна: «Кузбассугля» — В. Воробьев и «Кемеровоугля» — В. Кожевин; управляющий трестом «Прокопьевскуголь» П.И. Кокорин, главные инженеры, бригадиры и простые рабочие: забойщики и проходчики.
Восстановление
Первая послевоенная пятилетка — пятилетка восстановления — была очень сложной. Приходилось поднимать из руин не только предприятия, оказавшиеся на временно оккупированной территории, но и бывшие в тылу. Требовал восстановления и изношенный в годы войны шахтный фонд Кузбасса. Донбасс достиг уровня довоенной добычи только в 1950 году, и основная нагрузка по обеспечению народного хозяйства страны углем вновь легла на плечи Кузбасса. За годы четвертой пятилетки (1946-1950) добыча угля в Кузнецком бассейне по сравнению с довоенным 1940-м увеличилась на 71,3%, по сравнению с 1945-м — на 28,3% и достигла 38 526 000 тонн. Основным достижением Кузбасса был не только рост добычи. В конце 40-х годов XX века у нас начали осваивать добычу угля открытым способом. На территории бассейна появились первые карьеры (так тогда назывались разрезы).
В 1948 году вошел в эксплуатацию Краснобродский карьер, а в 1949-м — Бачатский. До образования в 1964 году специального комбината по руководству открытой добычей оба карьера подчинялись тресту «Беловуголь». Открытый способ имеет большие преимущества перед подземной добычей. Он более безопасен и требует меньше затрат. В начале 1950-х годов в Кузбассе начали осваивать еще один перспективный способ добычи угля — гидродобычу. В 1952 году на шахте «Тырганские уклоны» треста «Прокопьевскуголь» был сдан в эксплуатацию первый гидрокомплекс. А уже в 1953 году вошла в строй первая в мире специализированная гидрошахта «Полысаевская-Северная». В 1960 году на открытую и гидравлическую добычу в Кузбассе приходился уже 21% всей добычи, чуть выше аналогичного отраслевого показателя (20,5%).
Существенно стал повышаться и уровень механизации труда шахтеров. Первые добычные комбинаты появились на шахтах Кузбасса еще накануне Великой Отечественной войны. В начале 1950-х годов в бассейне стали проходить испытания проходческих комбайнов. Крупным событием не только в Кузбассе, но и во всей угольной отрасли стало появление и внедрение в практику проходческого комбайна ПКГ, сконструированного в 1955 году механиком кузбасской шахты «Байдаевская» Я. Гуменником, ставшим впоследствии (1958 год) за это изобретение лауреатом Ленинской премии. Комбайн Гуменника стали сравнивать с первым реактивным пассажирским самолетом «…в воздухе — «ТУ-104», в шахте — комбайн Гуменника»...
Годы повышенных планов
В послевоенные годы Кузбасс почти постоянно получал повышенные задания, и несмотря на то, что его годовые итоги и показатели по выполнению пятилетних планов были выше отраслевых, бассейн не всегда выходил на заданные объемы и темпы добычи. Так, добыча в 1960 году по сравнению с 1955 годом увеличилась в отрасли на 30,7%, в Кузбассе — на 43,6%; в 1970-м по сравнению с 1965-м на 7,9% и 17,1%; в 1975 году по сравнению с 1970 годом — на 12,8% и 21,3% соответственно.
В 1990 году, по сравнению с 1985 годом, добыча в отрасли сократилась на 3,4%, а в Кузбассе выросла на 2,2%. В целом, за исключением отдельных лет, в 1980-1990-е годы Кузбасс устойчиво наращивал добычу угля. За 1946-1990 годы она выросла почти в пять раз.
Рост объемов добычи осуществлялся не только за счет увеличения числа и мощности угольных предприятий, совершенствования способов добычи и модернизации горной техники. Главным богатством Кузбасса всегда были его люди. В послевоенные годы, продолжая лучшие традиции ударников и стахановцев довоенных пятилеток, передовые шахтерские коллективы соревновались за повышение нагрузки на горную технику, повышение удельного веса более эффективных открытого и гидравлического способов добычи, совершенствование организации труда. Начало соревнованию за увеличение нагрузки на горную технику положила в 1961 году инициатива бригады И. Корнева с шахты «Полысаевская-1», предложившая повысить месячную производительность комбайна на 500 тонн. В последующие годы инициатива + 500 тонн увеличилась до + 800 тонн. В 1965 году в этом соревновании участвовало уже 131 бригада бассейна. Во второй половине 1960-х годов среди шахтеров развернулось соревнование за добычу из лавы, оснащенной узкозахватной техникой, — 1 000 тонн угля в сутки. Движение получило большой размах.
В 1966 году в Кузбассе была всего одна такая бригада, а уже в 1970-м — 40 бригад, в 1980-е — около 100. В конце 1960-х годов развернулось движение передовых бригад за максимальное использование горной техники. Это движение под девизом: «Каждому забою, комплексу, машине, механизму — высокую нагрузку» привело к появлению на шахтах Кузбасса бригад-миллионеров. Впервые мировой рекорд добычи более миллиона тонн угля установила за 10 месяцев 1973 года бригада Г.Н. Смирнова шахтоуправления «Юбилейное».
Во второй половине 1970-1980-х годов состав «миллионеров» пополнили бригады Е. Мусохранова, В. Девятко, П. Фролова, В. Гвоздева, Е. Дроздецкого и других. К концу 1980-х годов на шахтах Кузбасса трудилось 13 бригад миллионеров. Появились свои «миллионеры» и на открытой добыче. Интенсивное освоение открытого способа добычи открывало перед Кузбассом большие перспективы. Особенно после того, как в 1966 году на Бачатском карьере началась добыча коксующихся углей. Кузбасс стал одновременно решать две важнейшие задачи: наращивать объемы добычи коксующихся углей и совершенствовать структуру добычи.
Вторая половина 1960-х годов была одним из наиболее удачных периодов в истории угольной промышленности Кузбасса. В 1967 году бассейн впервые превысил 100-миллионный рубеж добычи. При общем приросте добычи угля в бассейне 1966-1970-х годах на 17,1% добыча на карьерах увеличилась на 37,1%. Добыча коксующих углей увеличилась на 2,5%, опередив темпы роста общей добычи, и составила 41,5% добычи бассейна.
За успехи в увеличении добычи угля в 1966 году комбинат «Кузбассуголь» был награжден орденом Ленина. За достижения в области развития промышленного производства, особенно угольной, металлургической и химической промышленности, дважды, в 1967 и 1970 годах, орденом Ленина было награждена Кемеровская область. Большой группе шахтеров Кузбасса (в 1966-м — 16 человек, в 1971-м — 20 человек) за успехи в развитии угольной отрасли и увеличение добычи угля было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда. В 1970-1980-е годы добыча угля в бассейне продолжала расти.
В 1970-е годы это было стабильной тенденцией. В 1980-е годы угольная отрасль развивалась неравномерно. В отдельные годы (1980, 1981, 1984, 1986, 1987) имело место снижение добычи. И тем не менее в 1988 году по сравнению с 1970-м объем добычи в Кузбассе вырос на 41%. В 1986 году был превзойден 150-миллионный рубеж добычи, а в 1988 году в бассейне было добыто 159,4 миллиона тонн угля. Это было наивысшее достижение за все годы Советской власти.
Были в этот период и новые почины, и новые достижения, и новые награждения. В 1972 году бригада В.Ф. Бардышева с шахты «Новокузнецкая» без капитального ремонта угледобывающего комплекса добыла 1 214 600 тонн угля, а позднее без перемонтажа оборудования развернула комплекс на 180 градусов. Этот же прием в 1985 году осуществила бригада П. Фролова с шахты «Распадская», получив экономический эффект около 250 000 рублей. Бригада проходчиков Героя Социалистического Труда Л. Соловьева с шахты имени Дзержинского, освоив метод скоростной проходки, стала способна проходить по 10-12 километров горных выработок. В Бардышев, П. Фролов, Л. Соловьев стали Героями Социалистического Труда. Бригадир очистной механизированной бригады Е. Дроздецкий удостоен этого звания дважды. А всего Героями Социалистического Труда стали 112 шахтеров и работников угольной промышленности Кузбасса.
Трудные 90-е
Очень трудными для Кузбасса оказались 90-е годы XX века. Ситуация в области и в угольной отрасли складывалась под воздействием ряда негативных факторов. Социально-экономическое развитие Кемеровской области, как и всей страны, происходило в условиях формационной трансформации, сопровождавшейся экономической, социальной и политической напряженностью. Эти процессы в угольной отрасли дополнительно усиливались грандиозной шахтерской забастовкой лета 1989 года и другими забастовочными выступлениями, особенно так называемыми рельсовыми войнами, акционированием и приватизацией угольных предприятий, переходом в мае 1991 года всех угольных предприятий, находившихся на территории РСФСР, под юрисдикцию ее органов управления, реструктуризацией. Последняя мера нанесла угольной отрасли особенно ощутимый ущерб, поскольку проводилась форсированными методами, без предварительной подготовки и учета возможных негативных последствий.
За короткий срок (1994-1997 годы) в бассейне было закрыто или находилось в стадии закрытия 43 шахты и один разрез; 80 закрываемых шахт добывали коксующиеся марки углей. В результате объем всей добычи угля в Кузбассе сократился примерно на 18%, коксующихся углей — на 30%.
Далее последовала «новая эра» угольной истории Кузбасса. Но об этом — в следующем номере «УК».
Калерия Заболотская, доктор исторических наук, профессор