Обзор СМИ


Глава компании Kolmar Sales and Logistics Анна Цивилева: «Наша задача – создать работникам максимально хорошие условия»
13.09.2017


О горно-обогатительном комплексе в Южной Якутии говорили в студии «КП» на Восточном экономическом форуме

Энергетический баланс большинства стран мира более чем на 90% состоит из трех основных ресурсов – нефти, газа и угля. На Дальнем Востоке находится большая доля этих видов сырья. Поэтому многие проекты связаны с разработкой полезных ископаемых и отправкой их на экспорт в сопредельные страны. Один из таких проектов – горно-обогатительный комплекс в Южной Якутии, ставший резидентом одноименной территории опережающего развития. В студии «КП» на Восточном экономическом форуме побывала Анна Цивилева, председатель совета директоров компании Kolmar Sales and Logistics AG.

«НАШИ ШАХТЫ БЕЗМЕТАНОВЫЕ, ОПАСНОСТИ ВЗРЫВА НЕТ»

- Как вы оцениваете ваши отношения с государством и те стимулирующие меры, которые появились на Дальнем Востоке? Помогают ли?

 

- Это особая тема. Благодаря помощи государства мы можем реализовать наши огромные инвестиционные проекты. Наши ГОКи вошли в ТОР «Южная Якутия». Для нас это важно, потому что наша компания до сегодняшнего дня развивается без кредитов и мы не имеем ни одного рубля займа в банке. Плюс мы привлекаем других инвесторов, которые могут заходить на нашу территорию опережающего развития, там уже несколько компаний зарегистрировано. Это очень важно для развития Дальнего Востока в целом.

- Что из себя представляет современное угольное производство? Лично у меня такое представление, что это очень грязная и опасная работа…

- У меня такое же было представление, пока я непосредственно не оказалась на производстве и не спустилась в шахту. Мы очень заботимся о наших работниках и максимально делаем их труд комфортным, насколько это можно. Это и чистые раздевалки, и души сразу же. Наши шахты безметановые, поэтому у нас нет опасности взрывов. Опасности затопления могут быть, но для этого предусмотрена вся техника безопасности.

«СОСТАВИЛИ ДОСТОЙНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ АВСТРАЛИИ»

- Влияет ли на вас кризис?

- Сейчас, несмотря на кризис, мы развиваемся очень быстрыми темпами. В конце мая прошлого года запустили первую обогатительную фабрику, которая позволила нам обогащать наш уголь и получать на выходе концентрат. С этим продуктом мы смогли выйти на экспортные рынки и составить достойную конкуренцию основным поставщикам концентрата – из Австралии.

- А что значит концентрат? Грубо говоря, это меньший объем угля, но при этом больше энергетическая ценность?

- Да, на выходе получается меньший объем угля, но он более высокого качества. То есть, это обогащенный уголь с пониженным содержанием золы. И этот уголь уже могут использовать металлургические заводы для производства кокса и стали.

- Какой объем угля вы производите? И какое место занимаете среди российских поставщиков?

- Сейчас наша фабрика - мощностью два миллиона тонн переработки рядового угля, но мы продолжаем развитие. Сейчас заканчивается строительство второй обогатительной фабрики - «Денисовская» - мощностью 6 миллионов тонн переработки угля. Ее открытие будет в январе следующего года – буквально через несколько месяцев. Поэтому мощности по переработке рядового угля у нас возрастут до восьми миллионов тонн в год.

«ДВЕ ТРЕТИ ПРОДУКЦИИ – НА ЭКСПОРТ»

- Кто ваши основные потребители? Больше работаете на экспорт или на внутренний рынок?

- Мы поставляем и туда, и туда. Примерно 60 - 70% идет на экспортный рынок. Продажа концентрата позволила нам увеличить объём реализации в денежном выражении в 2 раза. То есть, если до обогащения мы продавали наш коксующийся уголь как рядовой для обогащения на ОФ или энергетический, по цене намного ниже, то теперь мы продаем более дорогой продукт. И можем эту дополнительную прибыль оставлять себе и направлять ее обратно в производство.

- То есть, это и есть та самая добавленная ценность, о которой не один год говорят в правительстве?

- Да. Кроме того, мы начинаем строительство третьей обогатительной фабрики, мощность которой уже составит 12 млн. тонн переработки рядового угля. И к 2021 году мы выходим на суммарную мощность переработки 20 миллионов тонн. Это уже будет по объемам компания номер один в России, которая производит концентрат коксующегося угля.

«РАСПОЛОЖЕНИЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ У КУЗБАССА»

- С точки зрения инфраструктуры. Сталкиваетесь ли вы с какими-то проблемами по доставке? Расстояния на Дальнем Востоке большие, как вы решаете этот вопрос?

- Основные наши рынки в связи с географическим расположением - это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И в этом плане мы гораздо выигрышнее и ближе находимся к портам, чем, например, Кузбасс. Приблизительно неделю у нас идет уголь железной дорогой до порта. И от порта мы можем уже за два-три дня довезти уголь до Японии, Южной Кореи, Китая. То есть, у нас логистическая цепочка очень короткая и быстрая. Это наше преимущество.

- Есть ли возможность еще ускорить процесс доставки? Или этого не требуется для такого продукта, как уголь?

- За такое короткое время уголь даже не успевает смерзнуться. Есть сложности при доставке – недостаток мощностей железной дороги. Но для нас этот вопрос проще решается. Логистически мы расположены очень удачно. У нас есть выходы сразу на две ж/д магистрали – БАМ и Транссиб. Плюс Российские железные дороги сейчас ведут реконструкцию и пропускная способность железной дороги увеличится.

- Чем южно-якутский уголь лучше австралийского, который вы уже упоминали? Почему другие страны выбирают именно российский концентрат?

- По ряду причин. Во-первых, зависимость многих стран АТР от австралийского угля слишком высока – она составляет 70%, а в некоторых странах до 80%. Конечно, им хотелось бы немного снизить эту зависимость и диверсифицировать поставки, увеличив их из России. Второе – из Австралии в связи с огромным расстоянием идут только большие суда. Это не всегда удобно для средних и мелких потребителей угля, небольших металлургических комбинатов. А наше преимущество: мы можем доставлять как большие, так и маленькие партии – от 10 - 30 тысяч тонн. В-третьих, небольшое расстояние– два-три дня и уголь у них. То есть, при потребности мы можем делать это быстро и оперативно, в разных объемах. И наконец, есть особенности качества угля. Наш уголь очень чистый, в нем минимальное содержание серы и фосфора, высокая текучесть, высокое содержание витринита. Использование нашего угля в шихте улучшает качество стали и у металлургов снижаются затрат по десульфурации.

«В ПЛАНАХ – ЗАНЯТЬ РЫНКИ ИНДИИ, ВЬЕТНАМА И ЮЖНОЙ КОРЕИ»

- Какие рынки планируете захватить, когда увеличите производство?

- У нас уже есть долгосрочные контракты с крупнейшими потребителями из Китая и Японии. Также нам интересны рынки Вьетнама, Южной Кореи – мы туда тоже отправили пробные суда, им очень понравился наш уголь. Интересен рынок Индии, потому что эта страна является вторым в мире потребителем угля. По прогнозам, к 2025 году она, возможно, даже опередит Китай. Там практически не представлены российские коксующиеся угли. Основной поставщик коксующихся углей туда – это Австралия. В Индонезии они закупают энергетический уголь. Мы не освоили этот рынок только по той причине, что перевозка туда выгодна лишь большими судами. Но мы решаем эту проблему. Строим собственный порт, где глубина позволит заходить крупнотоннажным судам. С запуском первой очереди порта – в 2019 году – мы уже сможем отправлять большие крупнотоннажные суда на Индию.

- Что это будет за порт?

- Самый современный порт. Мы учли все замечания правительства по поводу загрязнения окружающей среды и закупили оборудование. Транспортировка и погрузка угля на судно будет закрытого типа. Тем самым мы минимизируем загрязнение окружающей среды. Плюс увлажняющие пушки, которые не дают угольной пыли распространяться.

- А свой флот не планируете завести?

- Я не думаю, что это рентабельно. Суда можно брать в аренду, фрахтовать, поэтому пока такой задачи не стоит. Но мы посмотрим потом, как пойдет дело.

«ЛЮДИ ВЫСТРАИВАЮТСЯ К НАМ В ОЧЕРЕДЬ»

- На Дальнем Востоке очень сложная ситуация с рабочей силой. Как привлекаете сотрудников с точки зрения социально


СГИ Тимофеева