Новости


Ключевые угольные проекты Дальнего Востока в разрезе ВЭФ
10.10.2017


Среди инвестиционных проектов, опубликованных на сайте Восточного экономического форума, который прошел 6-7 сентября во Владивостоке, многие были и связанные с угольной отраслью. Однако далеко не все угольные проекты были засвечены на мероприятии, кое-что осталось и за кадром, отмечает EastRussia.

В географическом плане запасы угля сосредоточены преимущественно в недрах Якутии и Амурской области, Хабаровском крае и на Сахалине. И неудивительно: на территории Якутии, славящейся своими алмазами, находится знаменитый Южно-Якутский угольный бассейн. Его запасы представлены главным образом коксующимися углями довольно высокого качества (для них характерны низкие содержания фосфора и серы). Благодаря благоприятными условиям залегания угольных пластов их можно разрабатывать открытым способом.

Также в Якутию «заходят» еще два больших угольных бассейна – Тунгусский и Ленский. В Ленском выявлены пласты каменных и бурых углей, в Тунгусском помимо них есть и антрациты. Однако оба они изучены гораздо хуже, нежели Южно-Якутский бассейн, в силу плохой доступности и сурового климата, равно как и Зырянский бассейн, где локализованы каменные угли.

В отличие от Якутии в Амурской области обнаружены одиночные месторождения бурых углей, и лишь в отдельные – содержат каменные угли. Схожая ситуация имеет место на Сахалине, только здесь преобладают как раз каменные угли, хотя в центре и на юге острова есть буроугольные месторождения. В Хабаровском крае есть «кусочек» Южно-Якутского бассейна, плюс на юго-западе региона расположен Буреинский каменноугольный бассейн, имеется несколько самостоятельных месторождений бурых углей. В Приморском же крае локализованы Партизанский и Раздольненский каменно-угольные и Угловский буроугольный бассейны и одиночные месторождения.

Структура минерально-сырьевой базы угля и предопределила распределение добычи между регионами Дальнего Востока. Сегодня добыча угля сосредоточена исключительно в Якутии и на Сахалине, в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Правда, в конце прошлого года в семью угледобывающих регионов Дальнего Востока вернулась Чукотка. Еще в советские времена здесь велась подземная разработка Беринговского угольного бассейна. Несмотря на отличное качество местных углей, их добыча сравнительно недавно сошла на нет, но возобновилась благодаря реализации проекта австралийской компании Tigers Realm Coal по освоению месторождения Фандюшкинское поле.

В июле Tigers Realm Coal отгрузила первую партию угля в Китай и явно не будет останавливаться на достигнутом. В ее приоритеты входит создание обогатительной фабрики и выход добычи угля на отметку 1 млн тонн в год, реконструкция порта Беринговский и вовлечение в эксплуатацию Амаамского месторождения.

Среди связанных с углем проектов, которые предлагалось презентовать на форуме, один хочет реализовать порт Ванино (Хабаровский край): компания намерена построить специализированный терминал для перевалки угля. Инвестиции в него оцениваются почти в 37 млрд рублей, максимальный грузооборот должен составить 24 млн. тонн угля в год. Ключевым клиентом призвана стать компания “Колмар”, добывающая уголь в Якутии для последующего экспорта в страны Азии. Кроме того, “Колмар” претворяет в жизнь проект «Игналинский», в рамках которого к 1-му кварталу 2018 года должны быть созданы шахта «Восточная Денисовская» мощностью 4 млн тонн угля в год и новая обогатительная фабрика производительностью 6 млн тонн угля в год.

Еще один портовый проект осуществляет АО “Восточный порт” (Приморский край). Он заключается в создании третьей очереди специализированного угольного комплекса, который удвоить перевалку угля до 40 млн тонн в год. Обойдется же проект в нешуточную сумму – 30,6 млрд рублей. Хотя по стоимости он уступает проекту порта Ванино, зато в него уже вложено 24 млрд рублей (в случае Ванино – 4,6 млрд рублей).

Крайне любопытным можно назвать проект организации завода по производству синтетического жидкого топлива на базе бурых углей Павловского месторождения (Приморский край). За счет их переработки предполагается изготавливать до 135 тыс. тонн бензина, 365 тыс. тонн дизельного топлива и 500 тыс. тонн мазута в год. Проект продвигает частное лицо и для него необходимы капитальные вложения в 17 млрд. рублей. Справедливости ради отмечу, что проект вызывает много вопросов. В принципе, существует немало способов получения жидкого топлива из угля и разработаны они были давно (недаром оно производилось в больших количествах в Германии – стране, бедной нефтью и богатой углем). Но при нынешних ценах на нефть подобное предприятие может оказаться неконкурентоспособным классическим нефтеперерабатывающим заводам.

Впрочем, на Дальнем Востоке продолжают свою деятельность компании, не презентовавшие свои проекты на площадке Восточного экономического форума.

Скажем, предприятие «Амурский уголь» (входит в группу «Русский уголь») в январе-июне 2017 года добыло на Ерковецком месторождении свыше 1,5 млн. тонн бурого угля, превысив плановый показатель на 115 тыс. тонн. В ближайшие годы «Амурский уголь» планирует довести добычу угля до 2,3-2,5 млн тонн угля, в долгосрочной перспективе — до 3,5 млн тонн в год в зависимости от объемов потребностей теплоэлектростанций Дальнего Востока.

Группа “Мечел” развивает эксплуатацию огромного Эльгинского месторождения, отличающегося не только благоприятными горно-геологическими условиями разработки пластов, но отличным качеством углей (высокими теплотворной способностью и содержаниями летучих веществ, низкими концентрациями серы, фосфора и азота). В целом “Мечел” намерен поднимать добычу и 2018 г. она предполагается на уровне 23 млн тонн, в том числе 4,5 млн тонн может быть получено на Эльгинском месторождении.

На Восточном экономическом форуме компания “Сучан-Уголь”, заключив соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока, получила статус резидента свободного порта Владивосток. В нем “Сучан-Уголь” планирует организовать кластер путем восстановления шахты «Центральная», закрытой в 2014 году, и появления новых предприятий. Кластер будет заниматься добычей, обогащением и продажей угля.

Также “Восточная горнорудная компания” (ВГК) подписала меморандум о взаимопонимании с японской корпорацией Marubeni. Хотя его детали не разглашаются, логично предположить, что Marubeni будет приглашена к созданию кластера на базе Омсукчанского угольного бассейна (Магаданская область), обладающего значительными запасами антрацитов, пригодных для использования в энергетике и промышленности. Но без надежных автодорог между месторождениями Омсукчанского кластера и побережьем Охотского моря и терминала для перевалки угля на морские суда проект кластера рискует остаться заманчивой идеей на бумаге.

Из числа «невэфовских» проектов упоминания достойно намечаемое к освоению Крутогоровское месторождение каменного угля, находящееся на Камчатке. 26 октября должен состояться аукцион на получение лицензии на его освоение, основным претендентом считается индийская Tata Power. Интерес Tata Power к Крутогоровскому месторождению вполне понятен: Индия сильно зависит от ввоза угля и в ней он – главный энергоноситель. К тому же Tata Power хочет расширять свои энергетические мощности, делая ставку на угольную электрогенерацию. Впрочем, какой был инвестор ни победил бы в аукционных торгах, ему придется построить производственную, транспортную и сопутствующую инфраструктуру, в том числе терминал на берегу Охотского моря и дорогу от него до месторождения.

http://www.yktimes.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/klyuchevyie-ugolnyie-proektyi-dalnego-vostoka-v-razreze-vef/

YKTIMES.RU


2024-МАЙНИНГ