Под лупой банкиров

Отрасль привлекает любопытство инвесторов, поскольку дает идеи окупаемых вложений


Угледобыча в последние два года стала представлять интерес для Евразийского банка развития (ЕАБР) в связи с благоприятной для инвестиций ситуацией в этой отрасли, а также наличием производственных связей с металлургией и энергетикой, которые имеют стратегическое значение с точки зрения интересов развития экономик стран-участниц банка.

В сентябре 2017 года аналитики ЕАБР подготовили обзор «Угольная промышленность в странах ЕАБР» и сделали ряд выводов, которые могут оказаться интересными для читателя «УК».

По итогам 2016 года производство всех видов угля в этих государствах составило 385 миллионов (Россия), 103 миллиона (Казахстан), 1,8 миллиона (Кыргызстан) и 1,4 миллиона (Таджикистан) тонн. В первой половине 2017 года ситуация в отрасли развивалась положительным образом для всех этих стран, обеспечивая высокую инвестиционную привлекательность угольной промышленности в регионе в среднесрочной перспективе. Более отдаленные перспективы отрасли определены в значительно меньшей степени, хотя уголь остается стратегическим энергетическим сырьем, которое будет трудно полностью заменить в течение еще длительного периода, особенно в странах, не обладающих собственными значительными запасами других энергоносителей, как Кыргызстан и Таджикистан, которые активно добиваются энергетической безопасности.

В течение 2016 и прошедшей части 2017 года в ситуации на рынках угля в мире произошли существенные изменения: продолжавшееся несколько лет падение цен сменилось ростом, в ходе которого многие сорта этого сырья подорожали к концу года почти в два раза. В частности, цены на уголь в портах Северо-Западной Европы выросли с 47 долларов за тонну на конец 2015 до 87 в конце 2016 года, а в российском порту «Восточный» за тот же период — с 53 до 88 долларов за тонну. Несмотря на последовавшее за этим снижение, цены на уголь остаются существенно выше, чем в начале 2016 года. Прогнозы в отношении цен пересмотрены вверх большинством экспертов. Тем не менее эксперты не ожидают дальнейшего роста цен. Прогнозы предполагают стабилизацию или снижение по сравнению с текущими уровнями в зависимости от вида угля.

Угольная промышленность Казахстана перешла к росту после периода длительного спада, увеличив добычу по итогам первого полугодия 2017 года на 17,4% (до 52,6 миллиона тонн) по сравнению с тем же периодом 2016-го. Рентабельность отрасли выглядит более благоприятно относительно других отраслей промышленности. В перспективе до 2030 года, с учетом ограниченных возможностей расширения экспорта, основным источником спроса на энергетический уголь останется внутренняя угольная генерация.

В первом полугодии 2017 года добыча угля в Кыргызстане постепенно возвращается к позитивным показателям роста: после сокращения на 7% в 2016-м совокупный объем добычи угля по итогам января — июня 2017 года вырос на 0,8% (до 591 000 тонн). В среднесрочной перспективе, несмотря на наличие сдерживающих развитие отрасли факторов, следует ожидать сохранения роста добычи и сокращения импорта угля.

Таджикистан существенным образом активизировал разработку собственных запасов угля, начиная с 2012 года, на фоне сворачивания поставок природного газа из Узбекистана. В среднесрочной перспективе правительство намерено существенно повысить уровень производственных мощностей угольной промышленности, чтобы обеспечить не только внутренние потребности, но и экспорт угля и угольной продукции за рубеж.


2024-МАЙНИНГ