Ключ к безопасности труда

Интервью руководителя Ростехнадзора А. Алёшина


Несмотря на предпринимаемые действия по повышению уровня безопасности в горном секторе экономики, работа в нем остается чрезвычайно опасным видом деятельности. При некоторых благоприятных тенденциях противоаварийная устойчивость угольных предприятий требует совершенствования. В этой связи роль государственного надзора за состоянием промышленной безопасности на объектах угольной промышленности трудно переоценить.
Наш собеседник — руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алёшин

— Алексей Владиславович, специалисты Сибирского управления Ростехнадзора рассмотрели планы развития горных работ на 2015 год. Как вы оцениваете эти планы с точки зрения промышленной безопасности, соблюдения недропользователями условий лицензионных соглашений и пр.? Есть ли какие-то принципиальные отличия от тех, что были представлены в прошлом году?
— При рассмотрении годовых программ наше ведомство уделяет особое внимание выполнению положений законодательства Российской Федерации в части разработки и исполнения мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
В конце каждого отчетного периода в ноябре-декабре поднадзорные организации представляют на рассмотрение годовые планы развития горных работ. В 2014 году специалистами Сибирского управления Ростехнадзора рассмотрены годовые программы развития горных работ на 2015 год в отношении 161 предприятия — это 60 угольных шахт, 52 угольных разреза, 7 рудников и 42 карьера. 29 недропользователей представили письма с просьбой о переносе срока рассмотрения планов развития горных работ в связи с сезонностью работ либо приостановкой действия лицензии на недропользование.
По состоянию на 31 декабря 2014 года планы развития горных работ были согласованы ста пятидесяти двум предприятиям Кемеровской области. Это — 52 угольные шахты, 52 угольных разреза, 6 рудников, и 42 карьера. По семи предприятиям, остановившимся на консервацию, было принято решение обеспечивать поддержание жизнедеятельности на период подготовки проекта консервации с учетом обеспечения промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды. Для двух поднадзорных предприятий были рассмотрены вопросы обеспечения промышленной безопасности при реализации проектных решений по консервации опасных производственных объектов, а также выполнения работ по сносу зданий и последующей рекультивации поверхности.
Несмотря на введение новых требований законодательства — федеральных норм и правил в области промышленной безопасности — принципиальных процедурных отличий по рассмотрению и согласованию годовых планов развития горных работ на 2015 год по сравнению с 2014 годом не было.
— Как вы оцениваете состояние промышленной безопасности на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты Кузбасса в целом? Что радует, что беспокоит?
— На территории Кемеровской области находится около 2 тысяч предприятий и организаций, эксплуатирующих порядка 2,5 тысячи опасных производственных объектов. Управлению поднадзорно 67 шахт, 93 разреза, 87 обогатительных фабрик и участков переработки угля, 52 горнорудных предприятия, 67 металлургических, 72 химических, 577 котельных, 11 электростанций, более 120 тысяч объектов потребления электроэнергии.
Таким образом, Кемеровская область — регион, в котором подход к промышленной безопасности должен быть комплексным. На особом контроле Ростехнадзора находятся угледобывающие предприятия региона, пристальное внимание уделяется шахтам.
Угледобывающие предприятия Кузбасса являются лидерами в развитии средств и способов обеспечения промышленной безопасности. При этом нельзя говорить о полном соответствии промышленных объектов требованиям, предъявляемым в области промышленной безопасности.
Наша работа направлена на обеспечение промышленной безопасности, на предотвращение условий возникновения аварий и травм. Практически каждая проверка заканчивается выявлением нарушений, но мы не имеем целью остановить производство, нанести вред бизнесу. В качестве административной меры наказания применяется приостановление деятельности предприятий, но оно используется только в том случае, когда видим, что нарушения ведут к угрозе жизни и здоровью людей.
На состояние защищенности объекта от факторов, влияющих на возможность техногенной аварии, безусловно, влияет его техническое оснащение, состояние средств обнаружения аварии на ранней стадии, средств локализации аварии. Чем выше уровень систем автоматизации производства, включая системы безопасности, тем меньше зависимость от человеческого фактора, чьей-то субъективной оценки состояния безопасности ведения работ.
Несмотря на принимаемые меры доля технологического оборудования, технических устройств, зданий и сооружений опасных производственных объектов, использующихся сверх нормативных сроков эксплуатации, на отдельных предприятиях составляет 70-80%. Некоторые виды основного оборудования на основании проведенных экспертиз промышленной безопасности неоднократно обследовались на предмет возможности продления сроков их дальнейшей эксплуатации. О неблагополучной ситуации в этом вопросе свидетельствует тот факт, что количество экспертных заключений на продление срока эксплуатации технических устройств ежегодно увеличивается в среднем на 8%. Указанный фактор не позволяет рассчитывать на безаварийную эксплуатацию таких объектов и вызывает наибольшее беспокойство.
— В 2014 году по сравнению с 2013 годом на объектах, поднадзорных Сибирскому управлению Ростехнадзора, общий травматизм снижен на 16%, смертельный на 19%, и прочие показатели безопасности выглядят довольно позитивно. Насколько устойчива эта позиция? Есть ли уверенность, что тенденция сохранится? Насколько велика здесь роль Ростехнадзора?
— Как показывает наш опыт, ежегодно в среднем общий травматизм на угольных предприятиях Кемеровской области снижается на 18%. Многое зависит от политики управляющих компаний, а в некоторых случаях от отдельных акционеров. Достижения в области промышленной безопасности будут более устойчивы там, где правильно выстроена система управления промышленной безопасностью, где в эту систему интегрированы все: от руководителя совета директоров — до горного мастера, а принимаемые решения коррелируются с требованиями промышленной безопасности. На таких объектах производственный контроль осуществляет не только назначенное директором должностное лицо, а все специалисты, задействованные в технологическом и производственном процессе.
Мы все помним аварии, которые происходили в угольной промышленности в 2004, 2007, 2010 годах. Задачи по кардинальному улучшению безопасности на шахтах оказались под пристальным вниманием руководителей государства и просто граждан. С 2010 года президентом, Правительством РФ, Ростехнадзором принят ряд документов для реализации этой задачи: были приняты поправки в законодательство РФ, согласно которым на угольных шахтах требуется проведение дегазации, в разы увеличена ответственность юридических и должностных лиц за несоблюдение требований промышленной безопасности, и другие.
Ростехнадзором усилен контроль за проведением противопылевых мероприятий и мероприятий по инертизации взрывчатых свойств угольной пыли.
Надо отметить, что угледобывающие компании и отдельные шахты с пониманием отнеслись к этим нововведениям и, главное, сами во многом способствуют изменениям.
В Кузбассе, в сравнении с 2013 годом, количество аварий снижено на 22%. Количество травмированных в авариях на 59%, а смертельно травмированных на 83%. На 24% снижен общий травматизм, смертельный — на 37%, на подземных горных работах — соответственно на 25% и 44%.
Эти цифры наглядно показывают, что прогресс есть, но необходимо продолжать работу. В июне 2014 года Ростехнадзор и администрация Кемеровской области заключили третье по счету соглашение о взаимодействии в области повышения уровня промышленной безопасности.
Предметом соглашения стало взаимодействие при принятии решений, направленных на комплексное развитие экономики региона при осуществлении государственного надзора за обеспечением безаварийной работы и безопасностью труда граждан.
— Угольная отрасль влияет на все сферы социальной жизни кузбассовцев. Насколько активно Сибирское управление Ростехнадзора работает с населением, реагируя на жалобы и обращения граждан?
— Действительно, для Кузбасса угольная отрасль является основополагающей. Добыча угля — это и большие площади, и сложное опасное производство, которое затрагивает интересы как работающих на угольных предприятиях, так и проживающих вблизи шахт и разрезов граждан.
Отсюда и вопросы, поступающие в Ростехнадзор: население волнует соблюдение санитарных норм, границ ведения горных работ, транспортировка горной массы по дорогам общего пользования, запыленность, загазованность, взрывные работы, соблюдение норм промышленной безопасности на предприятиях и целый ряд других важных вопросов.
Хочу заверить, что в Ростехнадзоре уделяется большое внимание работе с обращениями граждан. К нам можно обращаться практически круглосуточно, для этого работает телефон доверия, телефон «горячей линии» (по вопросам коррупции); сайт в интернете с формой обращений граждан, также есть более традиционные способы взаимодействия, такие как почтовая связь и личный прием. График проведения приема граждан размещен на сайте каждого управления, и задать свой вопрос непосредственно руководителю территориального органа Ростехнадзора имеет возможность любой россиянин.
Год от года поток обращений в Ростехнадзор растет: в 2014 году он увеличился практически вдвое по сравнению с 2013 (1050 обращений к 688-ми соответственно).
Мне приятно констатировать рост доверия и кузбассовцев к Ростехнадзору, а также результативность нашего взаимодействия: в прошлом году 30% обращений, требующих принятия мер, получили свое подтверждение при проверке, по ним были приняты соответствующие меры, в том числе в отношении виновных должностных лиц.
— Какие законодательные инициативы вы считаете наиболее полезными для труда шахтеров, для их безопасности? Каковы законодательные планы на 2015 год? Контроль за исполнением каких законов наиболее актуален для вас сегодня?
— Законы «О промышленной безопасности», «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», «О недрах», «О техническом регулировании» — это основа законодательного регулирования вопросов безопасного ведения горных работ в угольной промышленности. Работа центрального аппарата Ростехнадзора над актуализацией законодательства в целях совершенствования требований промышленной безопасности ведется непрерывно.
Однако есть и некоторые трудности. Часто руководителям предприятий проще заплатить штраф, чем вкладывать деньги в безопасность производства, сохранение жизни и здоровья сотрудников. Мы будет стараться по мере сил пресекать подобную практику.
Все мы хорошо помним причины аварий, которые произошли в 2013 году на шахте №7 и шахте «Воркутинская». Тогда очень бурно обсуждались роль человеческого фактора и действия персонала, позволявшего себе или подчиненным ставить в аппаратуру клинья и вести горные работы без соблюдения элементарных требований безопасности.
Руководители, которые не желают технически, организационно развивать систему управления промышленной безопасности на эксплуатируемых опасных производственных объектах, уподобляются людям, не способным правильно оценивать состояние среды, в которой работают горняки, и принимать адекватные решения. В отрасли им не место. Сегодня достаточно способов, чтобы не только дисквалифицировать нарушителя или привлекать его к административной ответственности, но и применять в отношении особо злостных нарушителей соответствующие статьи Уголовного Кодекса РФ.